Глава 15
Когда Вера Степановна пришла из магазина, то увидела любопытную картину. Анфиса плакала навзрыд, а отец, обнимая ее, успокаивал.
- Да ладно тебе расстраиваться, если любит, придет опять, замужеством его не испугаешь.
- Что здесь произошло, за сорок минут пока меня не было?
-Арсений приходил, а я сказал, что Анфиса вышла замуж и уехала за границу
-Зачем ты это сделал?
-Меня попросила дочь
-А если она тебя попросит завтра с балкона прыгнуть?
-Этого я не сделаю — решительно ответил супруг
-Вот и этого не надо было делать, он же человек. От слов матери, которые Анфиса посчитала справедливыми, ей стало совсем плохо.
-Вера, я пойду приготовлю на обед сам мясо, не возражаешь?
-Буду признательна
- Мам, давай полежим
-Давай, доча и поговорим
-Да, мне это сейчас очень надо
-Я вижу, дорогая - и она поцеловала ее в макушку. Ты знаешь, когда я была такая же молоденькая как ты, все искала смысл жизни. Мне казалось, если я его найду, то и жизнь будет совсем другой. А когда встретила твоего папу, то поняла, что единственной и самой могущественной силой является Любовь. Да, да, дочь. Именно она вносит смысл в нашу повседневную и иногда однообразную жизнь. Все знают, что разбитое сердце вызывает очень болезненные ощущения и человек мечется, не зная, что ему делать.
Сейчас ты обрекла Арсения на такие муки. Он любит тебя, ты любишь его — это как раз тот огонь, что греет ваши души и не даст замерзнуть от невзгод окружающего нас мира, сохраняя надежду в самые трудные минуты нашей жизни. Именно это чувство и заставляет нас идти вперед, делать что-то хорошее и ощущать всю радость жизни. Если ты думаешь, что, спрятавшись и сидя в одиночестве, ты постигнешь смысл жизни, говоря при этом, что я не должна хорошему человеку портить жизнь — то глубоко ошибаешься.
Ты можешь обмануть Полину или Филиппа, сложнее обмануть себя. Ответь себе на вопрос -Ты хочешь быть с Арсением? Анфиса кивнула -Тогда зачем же обманывать себя? Ты знаешь, дочь, самое неприятное чувство, которое может свести с ума любого — это то, что у тебя в жизни был шанс жить с тем, кого любишь, но ты его упустила. Понимаешь? К великому ужасу, мы часто обнаруживаем в конце жизни, что уже слишком поздно начинать все сначала.
Ты себя загоняешь в глубокую яму, из которой потом будет сложно выбраться, а может, и невозможно, ты будешь чувствовать, что жизнь проходит мимо, а сделать что-то ты уже не можешь, слишком глубоко ты ушла в эту яму. А вот когда ты от жизни будешь брать все-все до последней капельки, наслаждаясь каждым мгновением, рядом с любимым человеком, ты почувствуешь себя счастливой. И последнее, что я хочу те6е сказать, а то папа там может оставить нас без обеда, ты слушай свое сердечко и думай головой, она у тебя до последнего дня неплохо соображала и только тогда ты не ошибешься.
Какая же я дура. Почему я не соображаю, так как ты?
Потому что пока не мама. - поцеловав дочь, Вера побежала на кухню, чтобы спасти мясо.
Анфиса лежала потрясенная разговором с мамой. А что, если она права и жизнь ее превратится в серую и ненужную. Когда-нибудь Филипп и Николай женятся, у них появятся свои семьи и у Полины тоже, а она? Что будет с ней? Одиночество- ее удел? Ей двадцать, своей личной жизни у нее нет, но она и не страдает пока. В ее ушах снова и снова звучали слова мамы и сердце разрывалось от боли: да, она бы хотела появиться перед Арсением во всей красе, потому что он хороший человек и она боится быть для него обузой. В последнее время она даже запрещала себе думать о нем.
А почему запрещала и чего ей ждать? Если она Арсения отвергает, а другой мужчина ей просто не нужен, тогда что? Впервые в жизни она подумала, что судьба обошлась с ней слишком жестоко, и от этого она страдала еще больше. Просто она поняла наконец-то, что будущее ее не очень интересно и что она по большому счету никому не нужна, кроме родителей, которые, к сожалению, будут не вечны, а это значит, что надо менять немедленно свою жизнь, иначе будет поздно.
В комнату без стука ввалилась Полинка, а за ней Николай
-Привет, Анфиса!
-Привет, ребята, я сейчас встану. Николай помог подвинуться ей на край кровати и придержал кресло, она ловко на него запрыгнула
-Садитесь, с чем пожаловали?
-У нас билеты в Большой.
-Кто достал?
Отец Филиппа. Представляешь, аж четыре штуки, поэтому идем все вместе
-Когда?
- Завтра
-Что слушаем?
-Пиковую даму.
-О! Пушкин и Чайковский! Какой дуэт!
Потом они пили чай с тортом, который принес Николай, потом еще поболтали и друзья убежали. А Анфиса почувствовала, что ей стало легче. Она еще не знала отчего, но подумала, что все будет хорошо. Для похода в театр она выбрала красивый брючный костюм, платок на шее, освежал ее лицо. Она долго смотрела на себя в зеркало и принялась наносить немного макияжа. Лицо сразу преобразилось, глаза заиграли, губы растянулись в улыбке - она себе нравилась и, подмигнув отражению, откатилась от туалетного столика.
Сергей Ефимович хотел ребят отвезти на машине, но Филипп сказал, что он сам на машине и вдвоем с Николаем они справятся с Анфисой.
-Ну хорошо — согласился он и пожелал им хорошего вечера.
Их места были в партере, Анфиса поставила свое кресло около восьмого ряда, а с ней рядышком села Полина. Арсений немного опоздал на спектакль, не хотелось идти совсем и только в последний момент он решил этим походом в Большой завершить свой неудачный визит в Москву. Его место было чуть выше партера
- У вас бельэтаж — сказал билетерша и проводила его до места.
-Что же вы, молодой человек, опаздываете.? - сказала ему сухонькая старушка, одетая к красивое черное платье. На коленях ее лежала маленькая черная сумочка из бисера и веер, а в руках был платок, на уголке которого Арсений увидел инициалы с вензелями НН.
-Извините, пожалуйста, пробки.
Она посмотрела на него осуждающе. Заиграла божественная музыка и тяжелый театральный занавес открыл сцену. Арсений был первый раз в этом театре и озирался по сторонам, пытаясь запомнить каждую мелочь. Огромные люстры, массивные двери и мягкие кресла — ему все было интересно
- Молодой человек — опять отвлекла его старушка - по сторонам будете смотреть в антракте, а сейчас смотрите на сцену, вы читали Пиковую даму Пушкина?
-Конечно, кто же ее не читал? Три карты, три карты
Да, да смотрите на сцену- и она открыла веер, такой красоты он еще не видел.
Откинувшись на кресло, он обратил свой взор на сцену. Там действительно было интересно, и он не заметил, как закончилось первое действие.
-Вам понравилось? - не унималась старушка
-Да, очень интересно. Меня зовут Арсений, а вас, дайте угадаю Нина Николаевна или Наталья Николаевна.
- Я Нора Назаровна — ответила она.
Вы, наверное, из дворян?
-Да, здесь вы угадали.
- А вы откуда приехали?
-Я из Краснодара.
Она покачала головой
-Ну, смотрите теперь театр, на это произведение искусства — и она подняла глаза, показывая на люстры. Но вскоре свет опять был потушен и началось второе действие. Во втором антракте он вышел из зала, чтобы осмотреть театр. Арсений был в восторге, такой красоты он еще нигде не видел.
Когда он сел на место, Нора Назаровна ему сказала
-Вот и последнее действие. Как жаль — и она стала смотреть внимательно на сцену.
Парень был заворожен, когда артисты кланялись, а их не отпускали, и он поддавшись общей эйфории тоже хлопал во все ладоши. Старушке это понравилось. И вдруг он увидел девушку в инвалидном кресле и, может быть, отвел бы взгляд, но Полина, которую он узнал сразу, везла инвалидную коляску
-Анфиса?! - сказал он так громко, что старушка повернулась к нему, а он сорвавшись с места уже куда-то мчался.