Найти тему
Папирус бывшего жреца

Покрывало Исиды

Словосочетание “Завеса Исиды” настолько распространено, что мы могли бы не задаваться вопросом, откуда оно взялось. Но, возможно, нам следует?

Древнеегипетские женщины обычно не носили никаких вуалей, поэтому было бы странно видеть Богиню изображенной в таком виде.

О, головных уборов было предостаточно, но никаких вуалей:

-2

Во времена Птолемеев, под греческим влиянием, мы действительно видим, как вуали входят в обиход:

Монета с изображением царицы из династии Птолемеев.
Монета с изображением царицы из династии Птолемеев.

Как греческие, так и римские изображения Исиды часто включают вуаль, закрывающую затылок и волосы:

-4

Но фраза "Завеса Исиды" пришла к нам от греческого писателя Плутарха, из его труда "Об Исиде и Осирисе".

Плутарх.
Плутарх.

В нем он говорит о египетских мистериях. Он рассказывает своим читателям, что общение египтянами со своими божествами благодетельно, поскольку “содержит сокровенную мудрость”. Чтобы проиллюстрировать свою мысль, он описывает некую статую богини из египетского города Саис.

Он говорит, что она - Афина, “которую они [египтяне] тоже считают Исидой”. Это, конечно же, была Нейт, Владычица Саиса, которую действительно отождествляли и с Афиной, и с Исидой.

На статуе имелась надпись:

“Я есмь все, что было, есть и будет, и ни один смертный никогда не приоткрывал Меня”.

Если и существовало такое изображение, то его еще не нашли. Поскольку Плутарх писал во 2 веке н.э., а Птолемеи правили с конца четвёртого века до н.э., вполне возможно, что изображение Нейт-Афины-Исиды могло быть скрыто — по крайней мере, декоративной вуалью, которую мы видим на изображениях некоторых цариц из династии Птолемеев.

Прокл, греческий философ, писавший в 5 веке нашей эры, также цитирует надпись и добавляет еще одну строку:

“Плод чрева моего- Солнце”.

Но есть и несколько других древних упоминаний о завесе Исиды. В греко-египетских магических папирусах она упоминается несколько раз. В одном из них маг призывает Исиду и просит Ее снять вуаль, чтобы открыть будущее и “поколебать силу судьбы”. Чародей надеялся, что богиня, которой поклонялись как Повелительнице Судьбы, может не только предсказывать, но и изменять, “встряхивать” неумолимый и жестокий Фатум.

Исида-Фортуна, богиня судьбы.
Исида-Фортуна, богиня судьбы.

В самом деле, кто же не захочет спастись от жестокой Судьбы:

Судьба, топящая потерпевшего кораблекрушение.
Судьба, топящая потерпевшего кораблекрушение.

Даже после прекращения открытого поклонения языческим божествам в Средиземноморье продолжали изучать Плутарха и других греческих философов. Из-за упоминания Плутархом надписи в связи с Исидой словосочетание "завеса Исиды" вошла и уверенно утвердилась в западной эзотерической традиции. "Раскрытие" Богини стало символом трудного, но необходимого для раскрытия всех способностей человека,постижения Высшей Истины.

Французский оккультный журнал под названием "Завеса Исиды".
Французский оккультный журнал под названием "Завеса Исиды".

К эпохе Возрождения Исида отождествлялась с Природой, которая ревниво и целомудренно скрывает свои секреты от тех, кто стремится понять Ее:

-9

Эта идея была особенно важна для алхимиков, которые стремились раскрыть секреты Природы — той, кого они называли и Исидой, и Венерой, и Артемидой Эфесской:

Артемида Эфесская: странное изображение в более поздние периоды стали понимать, как персонификацию Матери-Природы.
Артемида Эфесская: странное изображение в более поздние периоды стали понимать, как персонификацию Матери-Природы.

или, безлично и священно-таинственно,"Анима Мунди" (Мировая Душа), природу наполняющая и оживотворяющая:

-11

Масоны используют идею "скрытой" Исиды, которая хранит их мистерии, а некоторые даже находили (или желали видеть) египетские элементы в своих изысканно-аллегорических ритуалах.

Греко-римские изображения египетских божеств никогда не понимались буквально. Но, в отличие от исконно-египетских, их символизм буквально "зашкаливал".
Греко-римские изображения египетских божеств никогда не понимались буквально. Но, в отличие от исконно-египетских, их символизм буквально "зашкаливал".

Позднее романтизм, который отвергал холод и рационализм эпохи Просвещения, воспевая открытые эмоции, могучие чары интуиции и свободное воображение. Для романтиков завеса Исиды скрывала не только законы Космоса, но и Красоту внутреннего бытия каждого человека, постигаемую через Любовь.

Философы также подхватили эту яркую, сильную метафору.

Иммануил Кант сказал о надписи в Саисе:

“Возможно, никто не сказал ничего более возвышенного или не выразил мысль более возвышенно, чем в этой надписи в храме Исиды (Матери-Природы)”.

Находясь под влиянием Канта, врач, драматург, поэт и философ Фридрих Шиллер рассказывает трагическую историю, в которой молодой посвященный опрометчиво снимает покрывало со священного изображения Исиды, и на следующее утро более мудрые жрецы находят его почти мертвым: очевидно, тяжесть тайн Матери мира оказалась для него непосильной.

Мистерии Исиды и Осириса.
Мистерии Исиды и Осириса.

Следуя по этим следам, книга Елены Блаватской 1877 года "Разоблачённая Изида" представляет собой сборник оккультных знаний, цель которого - приоткрыть завесу Богини для своих читателей. Она продолжает оказывать влияние на оккультистов и по сей день.

"Исида, богиня жизни” в Национальном историческом парке Герберта Гувера. Подарок народа Бельгии в благодарность за усилия Гувера по оказанию помощи голодающим во время Первой мировой войны. На статуе выгравировано по-французски: ”Я есмь то, что было, есть и будет всегда, и ни один смертный еще не приподнял покрывало, которое скрывает меня”.
"Исида, богиня жизни” в Национальном историческом парке Герберта Гувера. Подарок народа Бельгии в благодарность за усилия Гувера по оказанию помощи голодающим во время Первой мировой войны. На статуе выгравировано по-французски: ”Я есмь то, что было, есть и будет всегда, и ни один смертный еще не приподнял покрывало, которое скрывает меня”.

В качестве метафоры "Завеса Исиды" была популярна на протяжении веков. Алхимики, маги, масоны, философы и ученые, поэты и художники- мечтали о том, как воплотить в жизнь, на благо человечества, хотя бы часть тайн из-под завесы великой богини...