Найти тему
ГЕОСТРАТЕГ

Понимание экономики стало редкостью (20.02.2024)

#экономика
Фрагментация знания и узкая специализация стали одной из важнейших проблем современной научной мысли, абсолютное большинство специалистов не способны видеть полной картины. Вопрос актуален не только для наддисциплинарных областей знания, подобных геостратегии, но и для таких привычных и традиционных как экономика.

Большая часть публичных и известных экономистов понимают и описывают экономику в виде противоречивого, ограниченного набора функциональных уравнений с большим количеством неизвестных. Одни, подобно «младореформаторам» в 90-х и их наследникам оперируют линейными функциями, другие же воспринимают и описывают процессы в терминах высшей математики. Однако, в основе всё равно лежит совокупность, неполная система уравнений, не имеющая однозначного решения.

Подобно другим узким специалистам, многие профессиональные экономисты в совершенстве владеют определённым набором связей, законов и инструментов, но не могут выйти за пределы «своей» области и/или теряются при столкновении с неожиданным внешним фактором. Цельную картину понимают очень немногие, в рамках высшего образования её не дают, а на практике подобное понимание требуется лишь от государственных деятелей очень высокого уровня, но у них его тоже нет.

В условиях происходящих изменений, когда значительная часть законов и правил перестаёт работать, так как оказывается вне зоны допустимых значений, необходима иная парадигма восприятия экономики. В качестве модели-аналога подходит сложный, рукотворный и неустойчивый биоценоз – связанные между собой среда обитания и различные сообщества организмов. Общество в целом нужно рассматривать в качестве сферы, т.е. системы детерминированного хаоса, экономику можно моделировать в виде среды.

В этих терминах роль ЦБ – поддержание среды искусственного биоценоза, который регулярно подвергается внешним негативным воздействиям. Условно говоря, он следит за составом, температурой и объемом воды в громадном аквариуме, постоянно сбрасывая, добавляя, убирая, очищая и т.д. Лучшие из специалистов по финансово-монетарным вопросам со временем начинают чувствовать и понимать систему полностью, работают на поддержание баланса, играя на полутонах.

К сожалению, профессионалов такого уровня очень мало, большинство практиков искренне считает, что их задача – следить за отобранным небольшим количеством параметров, работая по инструкции и игнорируя всё остальные. В результате такой работы «живые организмы» в «аквариуме» (компании и отрасли в экономике) постоянно умирают, но что-либо объяснять и доказывать бесполезно: «это не наша ответственность», «рынок все решит сам» и т.д. В периоды руководства ЦБ РФ С.М. Игнатьевым и Э.С. Набиуллиной подобное стало нормой.

Управление денежной массой является важным, простым и возможно самым игнорируемым инструментом регулирования экономики (аналог – объем крови в организме). Однако, во много раз чаще мы слышим про ставку, курс валют и инфляцию. При воспоминаниях об обрушении экономики в начале 90-х годов все твердят про печатный станок, хотя реальная денежная масса с учётом инфляции сократилась в разы, ввергнув экономику в коматозное состояние, лишив организм крови. В 2020-2023 гг. из-за стечения обстоятельств Россия была вынуждена наращивать денежную массу, вопреки принципам руководства ЦБ, запустив этим многие механизмы. Словно вода пошла по засыхающим руслам, дав новую жизнь.

Для руководства ЦБ РФ и международных институтов подобное оказалось неожиданностью, достаточно посмотреть на их прогнозы роста ВВП. Если бы ЦБ не начал зажимать рост денежной массы М2 в конце 2023 года, по итогу года было бы не 3,6%, а более 5% роста ВВП. К разговору о ставке, деньги в экономику можно и нужно вводить не только в виде кредита ЦБ банкам, а, например, путем выкупа облигаций и привилегированных акций. Крупнейшие ЦБ мира этим постоянно занимаются - посмотрите баланс Банка Японии или ЕЦБ. При должной настройке, этот инструмент позволяет точечно поддерживать отдельные отрасли, но наш ЦБ упорно сосредоточен на очень узком наборе контролируемых параметров, раз за разом провоцируя проблемы.

При всей внешней простоте, управление денежной массой тоже не универсальный инструмент. Лучшие из монетаристов-практиков не всегда понимают последствия своих действий в отношении отдельных отраслей и компаний. Их инструменты слишком грубы для этого, но для таких задач существуют Минфин, Минэк и отраслевые министерства. В продолжении аналогий, пусть будет большой агропромышленный холдинг, "монетарные власти" отвечают исключительно за поставку удобрений, ГСМ и полив, но могут это сделать только равномерно и поровну, вне зависимости от выращиваемых культур и конечной продукции.

Отчитываться при таком подходе будут за суммарную биомассу урожая. При этом, им нет разницы – мясо, колбасы, молочные продукты, зерно и т.д.., это все малозначимые детали, главное – рост биомассы, возвращаясь обратно к экономике – рост ВВП. Вот и получаем, одни должны уметь поддерживать баланс и равновесие среды (ЦБ), несмотря и вопреки. Другие должны уметь достигать максимального поголовья различных сообществ, чтобы ничьи интересы не игнорировались. При этом, обязательно должны быть люди, что курируют общее развитие экономики, т.е. ЦБ РФ должен стать на один уровень с Минфин и Минэк в составе Правительства, под руководством одного вице-премьера. Без этого так и будем наблюдать басню «лебедь, рак и щука».

И, да, хорошая инженерная школа в дополнение к знанию законов экономики и финансов позволят значимо повысить понимание и качество управления современной экономикой, а начинать нужно с правильного мышления и онтологии…))

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3388

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей