Найти тему

Музыка в строю: барабанщики, горнисты и трубачи гвардейских полков

Каждый гвардейский пехотный полк имел собственный хор музыки, состоявший из одного старшего унтер-офицера, 15 младших унтер-офицеров и 26 рядовых. Исключением являлся Лейб-гвардии Преображенский полк, где содержалось по два хора музыки.
Музыканты организационно входили в музыкантскую команду, которая починялась полковому адъютанту. Музыкантская команда делилась на взводы во главе со взводными унтер-офицерами.
Кроме того в каждый гвардейский пехотный полк входили: один полковой барабанщик, один полковой горнист.

Военный оркестр 1915. Россия. Фотография. Из собрания ГМЗ «Царское Село»
Военный оркестр 1915. Россия. Фотография. Из собрания ГМЗ «Царское Село»

Исключением из правил являлся Л.-гв. Егерский полк. В нем с 20 апреля 1913 г., отдавая дань старой традиции, упразднили всех горнистов и барабанщиков. Вместо этого в полк ввели одного полкового, четырех батальонных и 64 ротных валторнистов. Как считал один из офицеров полка, валторны были возвращены «полку в день 100-летнего юбилея Бородинского боя».

Групповой снимок музыкантов и унтер-офицеров Л.-гв. 1-й артиллерийской бригады (второй слева во втором ряду – Ф.С. Юрманов). Россия. 1909-1914. Из собрания ГМЗ «Царское Село»
Групповой снимок музыкантов и унтер-офицеров Л.-гв. 1-й артиллерийской бригады (второй слева во втором ряду – Ф.С. Юрманов). Россия. 1909-1914. Из собрания ГМЗ «Царское Село»

В военное время барабанщики исполняли обязанности по несению службы связи в роте, уборке раненых и другие назначения, когда они не могли быть применены по своей специальности (а на практике это было практически весь период войны, за исключением службы не тыловых позициях или участия в парадах). Однако барабанщикам Л.-гв. Преображенского полка было приказано выходить в строй с барабанами во всех случаях. Как вспоминал офицер-фронтовик, «с началом войны, в 1914 году, за недостатком “строевых” штыков, все эти ротные музыканты были поставлены в строй и никаких сигналов уже не подавалось. В 1915 году в запасных частях в глубоком тылу стали возрождаться барабанщики из-за необходимости обучения мобилизованных ходьбе «в ногу». Во время войны барабанщики были исключены из полковых штатов.

В.Н. Нуждин (гравировка, литье), Н. Ильченкова (роспись). Полковой хор Л.-гв. Преображенского полка (28 фигур) из композиции «Парад Иванова, 1913 г.». Санкт-Петербург. 2019. Белый металл, масло; гравировка, литье, роспись. Из коллекции А.В. Воденко
В.Н. Нуждин (гравировка, литье), Н. Ильченкова (роспись). Полковой хор Л.-гв. Преображенского полка (28 фигур) из композиции «Парад Иванова, 1913 г.». Санкт-Петербург. 2019. Белый металл, масло; гравировка, литье, роспись. Из коллекции А.В. Воденко

По воспоминаниям современника, «основой» каждого оркестра была группа «вольнонаемных» музыкантов – профессионалов, поступивших в полк по вольному найму. Они носили форму полка и соблюдали весь военный режим, часто оставаясь на службе до очень почтенных лет.

Мундир музыканта Л.-гв. Гарнизонного батальона. 1870. Россия. Из собрания ГМЗ «Царское Село»
Мундир музыканта Л.-гв. Гарнизонного батальона. 1870. Россия. Из собрания ГМЗ «Царское Село»

Основным наружным отличием музыкантов, горнистов, трубачей и барабанщиков являлись «крыльца» (или «ласточкины гнезда») – наплечники из сукна по цвету погон: в пехотных полках – красный, а в стрелковых – малиновый, с расшивкой басоном (тесьмой).
В музее «Россия в Великой войне» в Ратной палате ГМЗ «Царское Село» сейчас проходит выставка «История в миниатюре», один из экспонатов которой – работа Владимира Нуждина «Сводный оркестр гвардейских пехотных полков» из серии «Последний парад Российской императорской гвардии 1913 г.».
У этой серии необычная история. Оказавшись после революции на чужбине, Георгий Владимирович Иванов, потомок русских морских офицеров, решил создать серию оловянных фигурок в память о Российской императорской гвардии.

Афиша выставки
Афиша выставки

Работая в Стокгольме в мастерской по ремонту велосипедов и испытывая нужду, Иванов почти тридцать лет вкладывал все деньги в производство форм для литья солдатиков.
Для того, чтобы обмундирование и позы солдатиков были максимально достоверными, Георгий Владимирович консультировался с бывшими русскими гвардейскими офицерами, получая от них ценные материалы по истории и униформе гвардейских полков. На основе фотографий и рисунков создавались эскизы будущих фигурок, в этой работе участвовали известные специалисты по военной униформе.
В 1970-х гг. к проекту присоединился советский художник-униформолог В.И. Куликов. Эскизы воплощали в формы для литья именитые французские и немецкие граверы, а сам Иванов затем отливал фигурки в олове. В 1990-х гг. авторский коллектив пополнили российские мастера – художник О.А. Сокруто и гравер В.Н. Нуждин.
Некоторые фигурки из этой серии работы В.Н. Нуждина сегодня можно увидеть на выставке «История в миниатюре». Кроме этого на выставке представлены и другие сюжеты из военной (и не только) истории нашей страны.
Выставка в Ратной палате работает до 27 февраля 2024 г. включительно. Часы работы: 10.00 – 18.00 (касса закрывается в 17.00). Выходной день – среда. Адрес музея: г. Пушкин, Фермская дорога, 5А.