Рассказываем о прихожанах Феодоровского собора. Текст: Ольга Лебединская. Фото: Анастасия Симакова
Сегодня мы знакомим вас с Владимиром Морозовым, «молчащим» катехизатором. Что это за служение? Как правильно отвечать на «неудобные» вопросы? И надо ли знать Библию «от корки и до корки»?
Коммунизм и вера?
Верующей в нашей семье была бабушка. Помню, как она молилась, читала Писание на церковнославянском. Родители были крещеными, но точно невоцерковленными. Меня крестили в раннем возрасте — в Ленинградской области, в деревне Новинка. Детство было обычным, советским. Октябренок, пионер, комсомолец. Если б не 90-е, может, и по партийной линии пошел бы – одно время был даже секретарём партийной организации.
Что интересно, вся эта деятельность в конфликт с верой у меня никогда не входила. Коммунистическая идеология не противоречит христианству. За исключением одного –самого Бога. Но эта мысль в голове у меня тогда не появлялась. Хотя я знал, что Бог есть, но пока еще не молился Ему, в церковь не ходил. Ведь к Богу мы обращаемся тогда, когда нам становится некомфортно. А у меня все было хорошо: учеба, работа, семья.
15 лет на флоте — 15 лет на гражданке
По образованию и по жизни я военный. Закончил Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина в Пушкине. Специальность – инженер-механик. Три года прослужил на севере. Потом начались проблемы с позвоночником, и я перевелся в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. Несколько лет был начальником лаборатории. И стало мне там как-то скучно. Я пришел к начальнику кафедры и сказал: возьмите меня в адъюнкты. За два с половиной года написал кандидатскую диссертацию и защитился. Было мне на тот момент 33 года.
После защиты меня назначили на должность преподавателя. Что я только не преподавал: элементы систем автоматического управления, теорию автоматического управления, системы автоматического управления, аппараты управления общекорабельными системами. Как говорил мой коллега, мне всё равно, что преподавать, только программу дайте. Мы были универсалами.
А потом настало время перемен и испытаний. В 2005 году удалили почку, дали вторую группу инвалидности. Нужно было принимать решение – оставаться служить или увольняться. И я, понимая, что никаких перспектив у меня на службе не осталось, уволился. Ушел на гражданку.
Итого: 15 лет на флоте и 15 лет на гражданке. А сейчас у меня свой бизнес по деревообработке – сын помог открыть.
Человек в церковь зашел, и слава Богу
Первой к вере пришла жена. Она посещала оглашение в Москве, в братстве отца Георгия Кочеткова в 2000-м году. Но с ними не осталась. И в Феодоровский собор сначала стала ходить тоже она. Я иногда заезжал за ней на машине, сидел, ждал – в храм не заходил. Не пытался и в другие. Но однажды мы с женой случайно заехали в Семиозерье – поселок в Ленинградской области. А там – церковь. И вот туда я зашел. Местная бабушка меня сразу шуганула. А священник ей говорит: «Что ты делаешь? Человек в церковь зашел, и слава Богу!»
Позже приехали на какой-то церковный праздник – я в них тогда не сильно разбирался. Помню, звонаря в храме вообще не было. А звонить надо – праздник же! Батюшка всех построил на крестный ход. Всем все рассказал, кто за кем должен идти и что петь. А теперь, говорит, я начну звонить, а вы идите. Побежал наверх на колоколенку и начал звонить. А народ пошел вокруг храма. Очень у меня хорошее осталось впечатление от всего этого.
Моя катехизация
А в Феодоровский я все-таки зашел, но позже – в 2006 году. Для меня это были непростой период. Из него надо было каким-то способом выходить. И я понял, что без Бога мне не справиться.
Собор мне сразу пришелся по душе. Как дом. Мы же дом выбираем по душе или стараемся его таким сделать. Сразу решил пойти на катехизацию. Это был второй набор, когда катехизация в большом храме проходила. Мы пришли втроем – я, Юра Радченко и Люда Ермолаева. До этого мы «оглашались» у нас дома. Катехизатором был отец Владимир Коваль-Зайцев. Только тогда он еще не был «отцом Владимиром». Позже к нам присоединился мой друг Иван Кулябцев, тоже капитан первого ранга. Отец Владимир тогда нам очень помог «собраться». А то поначалу ни я, ни Юра ну никак не решались на этот шаг. Но вот смогли.
— А как пришла идея самому стать катахизатором?
— Раньше катехизаторов было мало – в основном, священники. И помощь нужна была от нас физическая: столы принести — унести, стулья расставить. Я видел, что рук не хватает, и поэтому пришел. А заодно стал «молчащим» катехизатором. Им и остался. Правда, до этого закончил богословские курсы при нашем храме и думал о том, как стать катехизатором.
Есть ведущий, который руководит работой группы, знает тему. Он к ней готовился, он её раскрывает, на нём вся ответственность. Я пока к этому не готов – нужны большие знания и свободное время. У меня, к сожалению, нет времени эти знания регулярно возобновлять: я очень много работаю. Но помогаю ведущему катехизатору группы всем, чем могу.
— Бывает такое, что люди задают вопрос, на который вы не знаете ответа?
— Я всегда старался быть искренним. И раньше – с курсантами, и теперь – с катехуменами. Если я чего-то не знаю, так и говорю: не знаю. Но я узнаю и отвечу вам на следующей встрече. Записываю себе вопросик и обязательно отвечаю. Всё знать невозможно даже в своей теме, которой ты живёшь. И здесь, на наших встречах, ты не можешь нести какую-то отсебятину. Ты можешь сказать: «Вот, по моему мнению, это должно выглядеть так, но, может быть, я ошибаюсь».
На занятиях мы вместе обдумываем определенные места из Библии. И человек, прежде чем задать свой вопрос, должен этот отрывок прочитать. Иногда вопрос задается по отрывку, вырванному из контекста. Но дальше, в тексте, обязательно есть ответ на этот вопрос. Но человек зацикливается на этих нескольких строчках и пытается выстроить на них свои выводы. Наша задача – показать ему всю полноту евангельских текстов.
— Что вам самому дает это служение?
— Самое главное – ты не отходишь от Церкви, держишься за Нее. Церковь – это община, каждый должен найти здесь свое место. Сам по себе я не очень общительный человек, у меня дед эстонец; возможно, это особенности национального менталитета. Но думаю, что в помощи оглашению нашел свое место. Мне это интересно. Я готовлюсь к беседам и всегда жду, какие же вопросы будут люди задавать.
По себе знаю: тяжело народу в храме поначалу. Человек пришел и не знает, у кого что спросить. Ищет поддержку, не всегда находит. Но когда такую поддержку оказываешь, для человека это – радость. Здесь необязательно знать Библию от корки и до корки. Руку протяни ему – и вот она, радость.
— Как получить от катехизации максимальную пользу?
— Я бы посоветовал ни на что не отвлекаться в этот период. Сделать катехизацию основным своим делом на несколько месяцев. Я не имею в виду, что нужно только сидеть и читать Библию. Но что бы человек ни делал, надо стараться думать об этом в контексте катехизации. Привлекать в любое свое дело Бога. Задавать себе вопрос: а правильно ли я сейчас поступаю?
Еще посоветовал бы не опаздывать. Вроде бы 15 минут не очень много, но если тебе захотелось перекусить, сделай это заранее. Ты же знаешь, что в среду придешь на оглашение, – так подготовься, чтобы прийти вовремя. На флоте, когда объявляют боевую тревогу, корабль никого не ждет. 15 минут на подготовку – и мы выходим в море. Скидываем чалки, отключаем береговое питание, переходим на главный двигатель и уходим. Есть комплект экипажа или нет – не важно. Корабль ушел без тебя – ты не в обойме, ты подвел товарищей.
Или другой пример. Никто ведь на самолет не опаздывает, когда на отдых летит, верно? Так почему же мы на занятия или службу в храм опаздываем? Я этого не понимаю. Мы же приходим к Господу, приходим встретиться с Ним. И получается, если мы не торопимся на встречу, значит не любим Его? Так постепенно начинается отдаление. Сначала опоздал на исповедь, потом не успел к гласу диакона – так потом и вообще только к Причастию придешь, а может, и совсем не захочешь идти. Меня это очень расстраивает.
— Как человеку найти свое место в общине?
Надо пробовать разные служения: под лежачий камень вода не течёт; если ничего не делать, ничего не будет. А Господь поможет. Можно и самим что-то предложить. Раньше были такие направления, как помощь больным в стационаре, помощь детским интернатам. Сейчас, по-моему, этим никто в приходе не занимается, а надо бы. Если соберется группа активных прихожан и будет получено благословение отца-настоятеля, глядишь – к группе присоединится и священник. И тогда, думаю, с Божьей помощью дело пойдет.
— Что скажете тем, кто сомневается, идти на катехизацию или нет?
— Обязательно надо попробовать пройти катехизацию. Пусть дорога поначалу и не будет прямой. Господь поможет – выправит ее. Но только если ты сам будешь по ней идти. Движение – это жизнь. Мы то стремимся к Богу, то отдаляемся от Него. Это как лабиринт в нижнем храме. Но главное не отказаться от данного пути – пути к Нему.
У меня в жизни было много ошибок. Но я оказался здесь, в Феодоровском. Я выполнил все рекомендации наших отцов, пока был катехуменом: ходил только на литургию оглашенных, не причащался. Исповедовался «за всю жизнь» вместе с теми, кто принимал крещение. И это было здорово – как второе крещение. И сейчас я чувствую присутствие Господа в моей жизни. Чувствую, что Он рядом, и надеюсь, что я не подведу Его.