Продолжаем разговор о правописании гласных после шипящих и Ц.
Как я уже упоминала в предыдущей статье, трудности с написанием О-Е после шипящих и Ы-И, О-Е после Ц связаны с тем, что произношение таких слов не совпадает с их написанием:
✔️ в словах ЦИТРУС, ЖИТЕЛЬ, СПЛОШЬ звуки [Ц, Ж, Ш] твёрдые, хотя после них пишутся буквы, указывающие на их мягкость;
✔️ в словах ЧУДО, ДОЩАТЫЙ, ЩУПАЛЬЦА звуки [Ч’, Щ’] мягкие, хотя после них пишутся буквы, указывающие на их твёрдость.
О причинах подобного казуса я писала в ЧАСТИ 1:👉 Шипите, шипите, мы вас не боимся | ЧАСТЬ 1. Гласные О-Е после шипящих
Лишь кратко упомяну ещё раз, что звуки [Ж’, Ш’, Ц’] появились в языке как мягкие согласные, а их отвердение произошло гораздо позже: в 14 веке отвердели [Ж, Ш], к 16 веку – [Ц].
Как писать гласные О-Ё после шипящих, каким алгоритмом пользоваться и на какие нюансы обратить внимание, читайте в ЧАСТИ 1.
Сегодня разговор пойдёт о правописании Ы-И после Ц и О-Е после Ц.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Данный материал будет актуален для учащихся 4-11 классов, а также пригодится при сдаче ОГЭ (задания 6,7) и ЕГЭ (задания 9,11).
Я всегда говорю в своих статьях о том, что знание чёткого алгоритма действий спасает нас от ошибки при написании любого слова.
Ы-И после Ц
Познакомимся с алгоритмом написания гласных Ы-И после Ц.
АЛГОРИТМ НИЖЕ 👇👇👇
❤️ ЭТАП 1 (он же последний): Где пропущена гласная?
👉Ответ: В КОРНЕ. Вывод: пишу И.
👉Ответ: НЕ В КОРНЕ. Вывод: пишу Ы.
ПРИМЕРЫ:
✔️ В КОРНЕ: цинк, цитрус, цифра, нарцисс, бацилла, панцирь, дисциплина
✔️ В СУФФИКСЕ: сестрицын, синицын, ящерицын, куницын
✔️ В ОКОНЧАНИИ: огурцы, таблицы, пословицы, широколицый, куцый
Само правило – проще не бывает. Особого внимания заслуживают примечания к данному правилу.
ПРИМЕЧАНИЯ:
❤️ 1. В корне после Ц пишем И, кроме нескольких слов-исключений, запомнить которые можно, пользуясь всем известной фразой:
👉ЦЫГАН встал НА ЦЫПОЧКИ и сказал ЦЫПЛЁНКУ: «ЦЫЦ»!
В выделенных словах пишется Ы.
Кстати, советую внести в этот список слово ЦЫПКИ (мелкие трещинки, шершавость на коже рук и ног). Не все знают, но это слово приравнивается к слову НА ЦЫПОЧКАХ, потому пишется с Ы.
❤️ 2. В словах, которые оканчиваются на -ЦИЯ, пишется И: станЦИЯ, акЦИЯ, авиаЦИЯ.
Данное условие требует некоторых дополнительных разъяснений.
👉 Для слов на -ЦИЯ не нужно (и даже вредно!) определять морфему, в которой находится гласная после Ц.
Почему? Ответ прост: потому что эта гласная может находиться как в корне, так и в суффиксе, а это может сбить нас с толку и направить по неправильному пути.
✔️ СТАНЦИ-я, АКЦИ-я, ПОЗИЦИ-я – гласная после Ц стоит в корне.
✔️ инструкц-И-я, квалифик-АЦИ-я – гласная после Ц стоит в суффиксе.
Все эти слова заканчиваются на -ЦИЯ, но морфемы разные. Потому для таких слов определение морфемы противопоказано.
👉 Нужно помнить, что под данное условия – слова на -ЦИЯ – попадают не только слова, в которых эти буквы есть в наличии, но и те, у которых на конце -ЦИЙ, -ЦИЮ, -ЦИИ, -ЦИОННЫЙ.
✔️ станЦИЯ – станЦИЙ, станЦИЮ, станЦИИ, станЦИОННЫЙ (от слова станЦИЯ)
✔️ акЦИЯ – акЦИЙ, акЦИЮ, акЦИИ, акЦИОННЫЙ (от слова акЦИЯ)
✔️ квалификаЦИЯ – квалификаЦИЮ, квалификаЦИИ, квалификаЦИОННЫЙ (от слова квалификаЦИЯ)
❤️ 3. Вот сейчас самый важный момент, о котором забывают многие школьники 👇👇👇
Данное правило (гласные Ы-И после Ц) работает только в тех словах, где перед нами стоит выбор именно гласных Ы или И (цирк, цинковый, станция, пальцы, цимбалы и т.д. – никакие другие гласные, кроме И-Ы, в данных словах после Ц стоять не могут!)
Но если после Ц возможно написать не только Ы или И, но какие-либо иные гласные, то данное правило не работает и мы пользуемся иными условиями.
✔️ цемент, канцелярия, церемония, целина, исцелить, ценить (в данных словах после Ц пишется Е по другому правилу – «Правописание безударных гласных в корне слова»).
✔️ Некоторые слова имеют непроверяемую гласную и требуют запоминания (цемент, канцелярия, церемония), некоторые можно проверить (целина – целый, ценить – цены).
О-Е после Ц
Познакомимся с алгоритмом написания гласных О-Е после Ц.
АЛГОРИТМ НИЖЕ👇👇👇
❤️ ЭТАП 1: Где пропущена гласная?
👉Ответ: В КОРНЕ. Вывод: пишу О.
👉Ответ: НЕ В КОРНЕ. Вывод: перехожу к этапу 2.
❤️ ЭТАП 2. Падает ли на данную гласную ударение?
👉Ответ: ДА. Вывод: пишу О.
👉Ответ: НЕТ. Вывод: пишу Е.
ПРИМЕРЫ:
✔️ В КОРНЕ: цокать, цокот, цокотуха
✔️ В СУФФИКСЕ под ударением: отцовский, облицовка, танцовщица
✔️ В СУФФИКСЕ не под ударением: глянцевый, ситцевый, гарцевать, танцевать
✔️ В ОКОНЧАНИИ под ударением: лицо, овцой, крыльцо, скворцом
✔️ В ОКОНЧАНИИ не под ударением: ситцем, полотенце, куцего
ПРИМЕЧАНИЯ:
❤️ 1. В корне после Ц пишется О независимо от ударения:
✔️ цокот, цоколь – ударные корни
✔️ герцог, герцогиня, палаццо – безударные корни
❤️ 2. Гласная Е в корне возможна, но только в ударной позиции согласно произношению:
✔️ целый, прицел, цепь, ценник, цех и т.д.
ВСЁ!
Надеюсь, что данный материал позволит вашим школьникам систематизировать свои знания по данной теме и избежать любых возможных ошибок.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!