В физике существуют единицы измерения, которые в реальной жизни используются, как говорится, постольку поскольку. Например, громкость звука, по идее, должны измерять в БЕЛАХ, поскольку эта единица представляет собой логарифм отношения мощности звука к порогу слышимости человеческого уха. А названа она в честь американского и канадского изобретателя Александра Грейама Белла.
Но за всю жизнь я ни разу не видел и не слышал, чтобы кто-нибудь измерял громкость именно в БЕЛАХ - всегда и везде были только ДЕЦИБЕЛЫ. То есть одна десятая часть БЕЛА - дБ.
И мне непонятно - а зачем надо было создавать такую единицу, которая удобна лишь в виде 1/10 части?
(Практически, то же самое с другой единицей - ФАРАД, которую почти всегда используют для измерения электрической ёмкости лишь в виде дробных значений. И получается МИКРОФАРАД.
А ещё есть САНТИСТОКС - 1/100 часть СТОКСА. Эта единица служит для измерения вязкости жидкостей. Но используется, сами понимаете, только в "урезанном" виде.)
Так вот, пресловутые ДЕЦИБЕЛЫ очень нравятся журналистам, которые любят пугать предупреждать читателей такими вот картинками.
Или такими столбчатыми диаграммами.
А теперь представьте себе параллельный мир, где живут идеальные люди, которые измеряют всё именно в БЕЛАХ, ФАРАДАХ, СТОКСАХ... Может, учёные пришли к нам оттуда?
Александр Грейам Белл, он же Александр Грехам Белл, он же Александр Грэм Белл (3 марта 1847 - 2 августа 1922) - американский и канадский учёный, изобретатель, предприниматель.
Родился в Эдинбурге, Шотландия, в семье педагогов. Поначалу, вместе с братьями, учился на дому, потом отправился в частную школу мистера Макларена, а затем в Эдинбургскую Королевскую Высшую Школу. Хотя Александр там не проявил себя с лучше стороны.
Но потом он заинтересовался музыкой и полюбил декламацию. А ещё, будучи любопытным и затейливым школьником, основал «Общество Развития Наук Среди Мальчиков». Ребята играли в профессоров, выступали друг перед другами и даже пытались вскрыть свинью.
Став юношей, Александр Белл поступил в Эдинбургский университет, где заинтересовался физикой и химией. Но по семейным обстоятельствам был вынужден перевестись в Лондонский университет.
Любопытно, что в тот же год Александр Белл начал работать сурдопедагогом и стал всерьёз изучать жестовую речь. И всё было хорошо, однако из-за смерти от туберкулёза двух своих братьев ему пришлось вместе с родителями уехать в солнечную Канаду.
Там он продолжил заниматься с глухими детьми, и вскоре о нём стали писать в газетах. После чего Белла пригласили на должность профессора «голосовой физиологии и красноречия» в Ораторскую Школу Бостонского Университета. Напомню, что ему было всего 26 лет, а диплом от высшем образовании он так и не получил.
А потом всё сложилось так, что Александр Белл занялся мультиплексным телеграфом, с помощью которого можно было бы по одном проводу передавать сигналы разных частот. На тот момент аналогичные проблемы уже дано пытались решить многие учёные - тот же Стернс, Эдисон и пр.
И всё-таки, в 1875 году ему удалось запатентовать свой собственный вариант телеграфа (патент № 161739 за 6 апреля 1875 года). Правда, как оказалось, патент был оформлен не только на него самого, но и на его спонсоров - Хаббарда и Сандерса, поэтому никакой пользы от него учёный не получил.
Следующим этапом жизни стала работа над телефоном. Здесь Белл тоже шёл по следам великих, которые уже занимались аналогичной проблемой. Но теперь он решил ничего не публиковать, дабы никто не присвоил его идеи. И обнародовать результаты, только когда можно на все 100% быть уверенным в успехе.
В 1876 году он-таки подал заявку на патент «Усовершенствования в телеграфии» от своего имени. Хотя и тут всё чуть было не сорвалось - оказалось, что ещё один человек (знакомый Белла, кстати) сделал то же самое и, практически, в то же самое время, с разницей в пару часов. Но всё-таки Беллу в этот раз повезло.
В том же году он продемонстрировал свой телефон перед Американской Академией Искусств и Наук, а потом и в Массачусетском Технологическом Институте, и всем всё очень понравилось.
В дальнейшем, демонстрируя возможности своего аппарата, Белл собирал огромные аудитории, параллельно просвещая людей, а потом стал брать деньги за вход, и неплохо разжился.
Но, как ни странно, до поры аппарат Белла служил, в целом, для развлечения и потехи, и только после усовершенствования этого устройства в 1877 году появились реальные перспективы чего-то большего.
Например, появилась ТРУБКА БЕЛЛА (она же "масляная печать"), благодаря которой можно было принимать входящие сигналы. А 9 июля 1877 года изобретатель основал собственную телефонную компанию Bell Telephone Company of Massachusetts, которая потом стала грандиозной корпорацией.
Любопытно, что себе лично он оставил всего 10 акций, а вот своей будущей супруге Мэйбел отдал аж 1497 акций (говорят - таким образом он выпросил согласие пойти под венец). Внушительные пакеты получили и его неизменные спонсоры - Гардинер Хаббард (1387 акций + ещё 100 у его жены) и Томас Сандерс (1497 акций). Мэйбел, к слову, была дочкой Хаббарда.
Дальше всё было весьма неоднозначно. Например, в Германии, узнав об изобретении Белла, тут же решили начать производство своих собственных, дабы не отдавать рынок американцу. Это дало возможность компании Вернера Сименса закрепить права на собственное изобретение и производить его в огромных количествах.
Во Франции всё было схвачено Эдисоном, и туда Беллу было уже не попасть. А в Англии, было начали продавать американские телефоны, но тут же смекнули, что к чему, изменили конструкцию, сказали, что теперь "это другое" и перестали отчислять процент компании Белла.
Интересно, что Хаббард, партнёр, инвестор и тесть Белла, долгое время не продавал телефоны частным лицам и организациям, а только сдавал их в аренду (по бизнес-схеме Джорджа Пульмана). Тогда руководство компании приобрело исключительное право на производство телефонов на 17 лет. На тот момент перспективы телефонного рынка уже оценили очень многие, и компаний, предлагающих аналогичные услуги, появилось более 1500, и далее их количество постоянно увеличивалось. Со всеми нарушителями патентного права приходилось судиться.
Это отнимало массу времени, сил и средств. Как ни странно, внезапно Беллу удалось выиграть очень важный суд с крупной компанией "Вестерн Юнион", и его акции моментально взлетели в цене.
А когда денег у него стало достаточно, он снова решил заняться изобретательством. И стал изучать возможность передачи звука при помощи света. Так был создан прибор "фотофон", который Белл считал одним из своих лучших творений. Правда, практического значения тогда это не имело, но о нём вспомнили, спустя век, когда появились первые оптоволоконные кабели.
Ещё Белл изобрёл медицинский металлодетектор, с помощью которого он пытался найти пулю в теле президента США Джеймса Гарфилда. Увы, последнему это не помогло, однако сам прибор медики оценили, а Гейдельбергский университет даже присудил ему за это почётную степень доктора медицины.
Когда у Белла из-за нарушения функций дыхательных путей умер новорожденный сын, он начал работать над аппаратом для искусственного дыхания, который назвал «Вакуумной курткой». В дальнейшем именно из этого изобретения родился знакомый сегодня аппарат ИВЛ.
А ещё Белл проводил эксперименты с пороховыми ракетами, пропеллерами, воздушными змеями различных конструкций, начал строить аэропланы и гидропланы.
...Когда он умер от сахарного диабета и анемии, все телефоны Соединённых Штатов (более 13 миллионов) были отключены в течение минуты молчания, дабы почтить память.
P.S. У многих, кто впервые услышал слово ДЕЦИБЕЛ, возникает аналогия со словом "дебил". Помню, в школе мы дразнили друг друга, называя ближнего своего сначала "дебилом", потом ДЕЦИБЕЛОМ, а затем просто "децлом". Так что рэп-исполнитель Кирилл Александрович Толмацкий, более известный в народе как "Децл", хорошо разбирался в прозвищах.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!