Интервью с Деришем Константином Анатольевичем, директором школы
Выбирая собеседника для интервью, я сразу подумала о директоре нашей школы, – о Константине Анатольевиче Дерише. Чем мне интересен это человек? Пока я не познакомилась с ним, Константин Анатольевич представлялся мне человеком строгим, принципиальным, даже суровым. Я думала, что именно такими должны быть все директора. Однако уже первое общение с ним убедило меня в обратном. Конечно, Константин Анатольевич строг, но строг в меру, и тогда, когда это нужно. На самом деле это добрый, отзывчивый, открытый человек с большим чувством юмора. К нему в любую минуту можно обратиться за помощью, прийти за советом. А еще он замечательный педагог, которого любят дети, уважают учителя и родители. Мне захотелось узнать, почему он выбрал профессию педагога и что значит для него школа.
- Константин Анатольевич, Вы выбрали благородную профессию учителя. А кем Вы мечтали стать в детстве?
- У меня так такового выбора не было. У меня в семье все занимались спортом, начиная от родителей. Я всегда так и мечтал всю свою жизнь заниматься спортом и быть спортсменом. Наверное, и профессию свою я так выбрал, определился сразу, что буду учителем физической культуры, так как моя жизнь в целом связана со спортом. С детства моя мечта – быть спортсменом, затем успешное поступление в институт, чтобы стать педагогом – учителем физической культуры. И сейчас спорт остаётся в мой жизни, он теперь перешёл в хобби. Здоровый образ жизни стал прерогативой для меня.
- Как и где начался Ваш учебный путь?
- Я родился в Тальменке, всю свою жизнь я живу здесь. Учиться я начал в школе № 3. Это было в 1971 году. Вернее, я сначала учился в школе № 1 две четверти, так как в третьей школе классы были переполнены. Затем со второй половины года я перешел в школу № 3 и учился там до 4 класса. После я перешел в родную теперь школу № 5. Теперь вся моя жизнь связана с этой школой, с нашей школой.
- Почти все ученики помнят свою школу, своих учителей. А Вы помните своих наставников?
- Бесспорно. По истечении времени и начинаешь вспоминать своих учителей. Вот, кстати, заметил такой факт, что вспоминаешь как раз тех учителей, которые больше спрашивали. Начинаю анализировать, почему так? Интуитивно поминаешь, что человек, который требует от тебя чего-то, значит, верит в тебя, пытается дать лучшее. Поэтому, бесспорно, я с огромной теплотой вспоминаю своих учителей. Например, учителя математики Голубцову Елену Илларионовну, которая была очень требовательной. Я до сих пор помню правила математические, некоторые я наизусть всё ещё вспоминаю. Хотя с математикой не так часто сталкиваюсь, тем не менее многое запомнилось. Помню Михайлову Любовь Михайловну, это мой классный руководитель. Запомнил ещё директора школы Казаранова Николая Николаевича. Он первый директор нашей школы, которая тогда переехала в это здания. Человек грамотный, интеллигентный и в тоже время требовательный. Ещё раз повторю: запоминаешь тех учителей, которые как раз уделяли больше внимания ученикам, были требовательны и строги.
- Вы выпускник пятой школы, а думали ли Вы, что когда-нибудь станете директором этой школы?
- Никогда об этом не думал. Я проработал в школе три года, и меня пригласили в спорткомитет Тальменского района. Раньше был отдел райисполкома, а когда я начинал работать, отдел администрации района. Я много лет, больше двадцати, проработал руководителем спортивного комитета Тальменского района. Понятно, что с возрастом понимаешь, что работа председателя спорткомитета связана с постоянными командировками, выездами, с активной работой. С возрастом понимаешь, что не всегда хватает сил и энергии. Директором не думал работать, но вдруг так в жизни сложилось, и меня пригласили возглавить пятую школу. В школе есть возможность применить свой организаторский опыт. Неслучайно после работы в администрации района я начал снова работать в школе, с 2017 года, мы каждый год что-то в школе делаем, ежегодно. Тем более у меня ещё и филиалы и подразделения появились: Новотроицкая, Шадринцевская, Таскаевская школы, детский сад №5, а также детские сады в Шадринцево, Новотроицке. Объём работы сейчас большой, и везде мы благоустраиваем, делаем ремонты, приводим в порядок школы. Вот сейчас у меня есть возможность применить свой опыт, полученный в течение всей жизни.
- Как давно Вы работаете в школе № 5?
- Я начал работать директором школы с 2013 года, затем, полтора года проработав директором, ушел в администрацию района на должность заместителя главы района. Там я проработал три с половиной года, а в 2017 году меня снова попросили возглавить школу, нашу.
- Говорят, что нынешнее поколение детей «трудное». Согласны ли Вы с этим?
- Ни в коем случае. Потому что каждое поколение не простое. У каждого поколения есть свои традиции, свои приоритеты. И люди добиваются чего-то в жизни, полагаясь на те традиции, которые есть в этом время в обществе. Нынешнее поколение хорошее, интересное, которое хочет достичь лучшего. Это есть во все времена, когда люди стремятся к лучшему. И у каждого поколения есть свои приоритеты, к которым они стремятся. А трудности всегда преодолеваются. Их легко преодолеть, если будет стремление к совершенству.
- А каким было Ваше поколение? Что интересного запомнилось вам из школьных лет?
- Конечно, много интересного было в наше время. Хотя, конечно, в школе тогда было не так тепло, и она не была так технически оснащена, как сейчас. Зато мы очень много занимались общественно полезным трудом. У нас вся школа была спортивной, в нашем выпускном классе только один человек не занимался в какой-либо спортивной секции. Мы все были увлечены спортом, здоровым образом жизни и активной гражданской позицией.
- А каким учеником были Вы? Случалось ли вам школьником самому бывать в кабинете директора?
- Я всегда учился на 4 и 5, я был ударником, так тогда нас называли. В кабинете директора случалось быть. Потому что мы выезжали часто на соревнования, и по возвращении нас всегда приглашал к себе директор. Он нас поздравлял, иногда даже чаем с конфетами угощал. А за плохое поведение меня не вызывали к директору. Конечно, я не был пай-мальчиком. Всё было в пределах нормы, то, что не обижало окружающих. Если человек способен извиниться, даже если он сделал какой-то проступок, он не осуждается в обществе.
- Какие качества школа старается привить ученикам?
- Моё главное требование, об этом я говорю и ребятам, которых приглашаю к себе в кабинет, что нужно быть человечными, уважать окружающих. Нужно с уважением относиться к родителям, вообще ко всему старшему поколению. Потому что всё остальное потом приложится. Говорят же: делай и поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Поэтому я считаю, что самое главное качество в человеке – это уважение к окружающим. Если ты будешь думать об окружающих, то будет в конечном итоге хорошо и тебе.
- Какие советы Вы бы дали родителям выпускников и первоклассников?
- Для родителей первоклассников я бы дал совет, чтобы они набрались терпения. Начало учёбы часто связано со становлением характера. В школе как раз и происходит социализация человека. И если школа не расскажет, как, выйдя в дальнейшую жизнь, человек будет должен себя вести, то где это ещё сделают. Ведь дома мы всегда своих детей оберегаем, они всегда для нас лучшие. А в обществе не всегда так бывает, поэтому здесь нужно себя проявить, чтобы тебя заметили. Неслучайно в школе я развиваю сеть кружков по разным направлениям. Это нужно для того чтобы, чтобы было и эстетическое воспитание, и техническое, и физическое. Чтобы творчеством занимались, чтобы все направления были охвачены. Ребёнок должен в школе определиться, расставить приоритеты, чтобы выбрать будущую профессию, найти себя в жизни.
- Благодаря Вам наша школа очень сильно изменилась, она стала более современной. Что еще бы вам хотелось сделать? Какой вы видите школу завтрашнего дня?
- Для себя я уже определил, что мы будем насыщать школу в техническом плане, потому что требования растут невероятно, с каждым днём. Ещё совсем недавно мы не представляли, что будет сотовый телефон, что из любой точки населённого пункта можем связаться с родными, близкими, по работе. Прогресс в обществе невероятный, и для того чтобы нам не остаться на обочине, нужно технически вооружаться и готовить детей в этом направлении. Это сейчас самое главное. Я думаю, благоустроив школу, мы обеспечили комфортные условия для работы и учёбы: сейчас тепло, светло. Когда я вспоминаю, что в 2013 году возле кабинета завучей стояли ванны и в них капала с потолка вода, я поставил для себя цель исключить всё это. Сначала мы ежегодно перекрывали шифером крышу, а когда дождались федеральных программ, то включились. Сейчас уже второй год как мы забыли, что такое «прохладно» в школе или где-то капает вода. Сейчас для нашей школы ещё важно заняться благоустройством, чтобы в коридорах были цветы и зоны для активного отдыха. Это мы уже начали делать. Поэтому сейчас, на данном этапе, это главное. В ноябре на базе нашей школы прошло совещание директоров. И, проходя по школе, все восхищались проведенным ремонтом. Тем более те, кто помнил, какой школа была до этого. Вспомнили, что ещё в прошлом году в это время, в ноябре, мы учились в две смены, не было отопления полностью во всей школе, повсюду пыль. И я благодарен всему коллективу, детям, родителям, которые принимали участие в том, чтобы мы не прекращали учебный процесс. На осенних каникулах родители пришли, и мы дружно провели косметический ремонт в начальных классах. В то время ещё делали отопление, и только со второй четверти ребятишки зашли в классы заниматься. А в это время на втором этаже ещё не было отопления. То есть ещё не вся школа была подключена к отоплению. И только в конце ноября мы начали полноценно заниматься. Поэтому в школе ещё многое нужно сделать. Но постепенно, я думаю, мы всё преодолеем.
- Что значит быть директором школы? Вдруг кто-то из нашей школы тоже захочет стать в будущем директором, расскажите о плюсах и минусах этой должности.
- Мне кажется, директором работать легко, когда ты работаешь с таким коллективом учителей, как в пятой школе. Потому что здесь невероятно ответственные люди. На прежней работе приходилось давать поручения и перепроверять потом. А работая в школе, я первый раз дал поручения учителям и в течение этого же дня, к вечеру, весь коллектив уже его выполнил. И я был просто удивлён, насколько ответственны люди. С таким коллективом очень легко работать директором. Механизм школы огромный. Понятно, что главная задача директора в том, чтобы было тепло, светло, чтобы проводились уроки и дети не остались голодными, чтобы технически все кабинеты были обеспечены. То есть вся жизнь школы завязана на директоре. В процессе работы случилось так, что я на десять дней уезжал, и после того, как я вернулся в школу, я два месяца доделывал то, что я пропустил за эти десять дней. Это каждодневная работа, каждый день что-то выполняешь, когда всё идёт в нормальном режиме. Поэтому можете оценить: трудная это работа?
- Есть ли у Вас какие-нибудь хобби? Если есть, то какие?
- Да, хобби так и осталось у меня в жизни: я занимался лыжным спортом всегда, я люблю кататься на лыжах. До сих пор я могу проехать от 25 до 40 километров за тренировку. В прошлом году четыре тренировки у меня было по пятьдесят километров. До сих пор занимаюсь активным спортом. Ну и сейчас у меня есть хобби - настольный теннис. Недавно увлекся этим видом спорта, я и с ребятишками занимаюсь, ветераны Тальменского района в нашу школу приезжают по вечерам на тренировки. И сам выезжаю на краевые соревнования по настольному теннису среди ветеранов.
- Каков Ваш девиз по жизни?
- Ну, во-первых, никогда не унывать. Понятно, что бывают белые и чёрные полосы, но в любой ситуации важно не терять уверенности в себе. И во-вторых, это уважение к людям. Это главный девиз, он прошел через всю мою жизнь, и, наверное, таким и останется.
- Есть ли у Вас семейные традиции, обычаи которые Вы соблюдаете?
- Да, конечно. Главная семейная традиция: мы всегда рады гостям. У нас всегда все родственники приезжают к нам на праздники. Мы всегда стараемся быть гостеприимными. В преддверие новогодних праздников мы всегда собираемся, встречаем Новый год дома, в кругу семьи. Это одна из важных традиций.
- Константин Анатольевич, с какими словами Вам хотелось бы обратиться к педагогической общественности и учащимся школы?
- Начну с учащихся. Я всегда искренне удивляюсь нашим ребятишкам. В ходе моей работы мне приходилось сталкиваться с огромным количеством школьников, я знаю весь район. Я хочу сказать, что наши ребятишки лучшие, я просто убеждён в этом. Я желаю им оставаться всегда такими же целеустремлёнными, добрыми, порядочными. А для коллектива хочу сказать: быть творческими просто необходимо, для работы в школе это одно из главных качеств, нужно быть увлечённым своим предметом. Меня окружают люди, не безразличные к своей профессии, к ученику. Желаю учителям оставаться всегда творческими, целеустремлёнными, ну и - побольше радости в жизни. А всё остальное, я, как директор, постараюсь создать.
- Константин Анатольевич, спасибо Вам за интересное интервью.
Общеизвестно, что школа достигает определенных результатов не сама по себе, а при хорошем руководстве. Директор школы - это одновременно и управленец и генератор идей, директор подбирает коллектив единомышленников и руководит благоустройством школы. Директор проводит уроки и занимается вопросами школоведения.
Этот год для Вас юбилейный, и мы желаем Вам, Константин Анатольевич, всегда быть таким же ответственным и талантливым человеком, под чьим профессиональным и качественным руководством наша школа совершенствуется год от года. Желаем благополучного решения всех проблем. Пусть в Вашей жизни всегда будет гармония. Пускай в ней всегда найдётся время не только для работы, но и для друзей, приятного общения и хобби.
Видеоотчёт мероприятия можно посмотреть через приложение, считывающее QR-код.
Тарасова Алина, 11 класс