Найти тему
Sports.ru

Монолог Аль Пачино – легендарен: вдохновил «Рому» на камбэк против «Барсы», помогал Анчелотти и Симеоне

Мы либо победим всей командой. Либо умрем поодиночке.

Я не знаю, что вам говорить.

Через 3 минуты… Самая жестокая схватка за всю нашу профессиональную жизнь.

Сегодня решится все.

Или мы снова команда. Или ломаемся.

Дюйм за дюймом, момент за моментом – и тогда конец.

Мы в аду, джентельмены.

Поверьте, мы можем смириться с этим, и пусть тогда о нас все вытирают ноги.

Или же мы дадим бой и вырвемся. К свету.

Так начинается речь тренера Тони Д’Амато (его играет Аль Пачино) из фильма «Каждое воскресенье» Оливера Стоуна. Команда по американскому футболу «Майами Шаркс» тонет в проблемах: владелица думает только о деньгах и продает сильных игроков, других лидеров выбивают травмы, а новая звезда – бывший запасной, о котором раньше никто не слышал, – превращается в заносчивого выскочку.

Тони Д’Амато произносит монолог перед важнейшей игрой плей-офф. Он убеждает парней забыть о проблемах и сплотиться.

Что будет, если вы еще не смотрели фильм и услышите эту речь впервые?

1. Мурашки;

2. волнение;

3. желание залезть в экран и помочь «Акулам» порвать соперника.

Неудивительно, что речь тренера вырвалась за рамки кинематографа, сроднилась с настоящим спортом и вдохновила многие команды, как когда-то вдохновила «Майами Шаркс».

Тренера могли сыграть Клинт Иствуд и Роберт Де Ниро. НФЛ не захотела сотрудничать с создателями фильма

Речь Тони Д’Амато частично скопирована с одного из монологов тренера Марти Шоттенхаймера – он произнес его, когда работал в команде «Кливленд Браунс» в 1980-е.

Сейчас кажется, что Аль Пачино стоило начать волшебную карьеру хотя бы ради «Каждого воскресенья» и тех 4 минут 28 секунд, будоражащих сознание. Но он вообще мог не появиться в фильме Стоуна. Сначала студия Warner Brothers пригласила на главную роль Клинта Иствуда, но ему настолько понравился сценарий, что он захотел выступить еще и режиссером. Студия отказалась от замены и оставила Стоуна, который видел в главной роли двух актеров – Аль Пачино и Роберта Де Ниро. Выбирать не пришлось: Де Ниро отказался.

На съемках Стоун сказал, что любил спорт еще до «Каждого воскресенья», но за время работы проникся им еще сильнее.

«Игроки стали моими героями, – говорил Стоун. – Я отношусь к ним так же тепло, как к другим людям, о которых снимал кино: Рону Ковику (после войны во Вьетнаме стал лидером антивоенного движения США), Джиму Гаррисону (прокурор, который расследовал убийство Джона Кеннеди), Ричарду Никсону (37-й президент США). Эти люди вышли на публичную арену и чего-то добились, заплатив высокую цену. Футболисты – очень мужественные. Они разрушают свои тела, а затем их выбрасывают, как старые автомобили или стиральные машины. Некоторые принимают амфетамины и стероиды, другие употребляют наркотики или орут на жен. Благодаря профсоюзу игроки начали осознавать, что их эксплуатируют, но многие все равно страдают. Большая часть их жизни от нас скрыта».

-2

Перед началом съемок Стоун сводил команду на один из лучших фильмов Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана».Оливер хотел показать не глянцевую сторону спорта, а скользкую, жестокую и иногда – безвыходную. Сначала актеры недоумевали, почему Стоун, встречая их на площадке, произносил фразу «Добро пожаловать во Вьетнам», но затем поняли: крайне тяжело носить футбольную экипировку по 10-12 часов – в ней было душно, она сковывала движения. Актеры жаловались на головные боли и тошноту, хотя перед съемками проходили сбор, по условиям максимально приближенный к лагерям команд НФЛ – и не только с тренером, а еще и с каскадерами, которые учили правильно падать.

История действительно получилась железной. Выход «Каждого воскресенья» четырежды откладывался из-за войны с НФЛ: продюсеры хотели использовать в фильме бренд лиги, и сначала все шло хорошо. «Когда мы только развернули съемки, я общался с NFL Films, и они дали много материалов, – рассказывал продюсер Эрик Гамбург. – Но потом узнали детали сюжета и перестали контактировать с нами».

«НФЛ не хотела, чтобы люди смотрели на футболистов, не обработанных телекартинкой, – объяснял технический консультант Джеймс Уильямс. – Зрители поняли, что игроки не супергерои без недостатков, а такие же члены общества, как и они. Эти парни употребляют наркотики, неразумно тратят деньги, но выходят на поле по воскресеньям и выглядят гладиаторами».

-3

В итоге НФЛ не просто запретила использовать свою айдентику, а еще и просила команды лиги не сотрудничать с создателями фильма.

Есть версия, что эффект от речи Аль Пачино – сомнителен: после нее игроки могут действовать неэффективно

Может показаться, что речь героя Аль Пачино настолько пронзительна, что ее эпохальность отпугивает любую критику. Но это не так. Например, в эффективности монолога засомневался Пабло Эрнан Толедо – аргентинский тренер, работающий с юношескими и детскими командами в США. Он написал большой текст для медиа The18 и разместил его еще и на личном сайте.

Толедо пользуется двумя терминами: мотивация и эмоциональная активация. Он утверждает, что это не одно и то же и что в фильме Тони Д’Амато не мотивирует игроков, а активирует их эмоции. Чем это плохо? Мотивация помогает сосредоточиться на цели, а эмоциональная активация выносит на первый план страсть и желание – мозг работает иначе и не руководит действиями человека в полной мере. Следовательно, он принимает неверные решения и совершает больше ошибок.

В статье есть два примера.

В 2007 году Франция принимала чемпионат мира по регби, в матче открытия она играла с более слабой Аргентиной. Главное шоу было перед матчем: слушая гимн, аргентинцы крепко обнимались, горячо пели, некоторые футболисты рыдали. Их так наэлектризовали в раздевалке, они так мечтали победить, что не могли сдерживаться и хотели поскорее разорвать соперника. В том матче Аргентина неожиданно выиграла.

-4

Команда добралась аж до полуфинала, но на пути к нему у сборной возникали проблемы. В одном из матчей игрок получил желтую карточку на первых минутах, и тренер сразу его заменил. На вопрос «Почему?» он ответил: «Этот парень был слишком заведен».

Нечто похожее случилось перед финалом Лиги чемпионов-2009. Незадолго до начала матча против «Манчестер Юнайтед» Пеп Гвардиола показал футболистам «Барсы» 7-минутный клип – с фрагментами фильма «Гладиатор» и самыми жаркими хайлайтами каталонцев в сезоне. В конце ролика на экране появился один из спонсоров клуба и произнес речь, в которой были такие слова: «Мы – нападающие, которые обороняются, и защитники, которые атакуют. У нас есть скорость и уважение к противнику, мы – это каждый забитый нами гол. Мы едины».

Досмотрев видео, футболисты несколько секунд молчали, но затем вскочили, принялись кричать и хлопать, а Гвардиола больше не сказал им ни слова. Это’О забил уже на 10-й минуте, но дальше команда допустила несколько грубых ошибок, которые были ей несвойственны. В раздевалке Пепу пришлось успокаивать игроков, повторяя, что сейчас важно сохранять хладнокровие.

«Я не знаю, было ли дело в чувствах, которые затронул этот ролик, или в чем еще, но на первых минутах мы были довольно плохи», – говорил Иньеста.

По мысли Толедо, такой расчетливой и умной команде, как «Барса», совершенно ни к чему заводиться, куда важнее – трезвый рассудок.

Симеоне включал речь игрокам как минимум дважды. Анчелотти так настраивал «Милан» на финал ЛЧ-2003

Один из главных поклонников фильма Стоуна – Диего Симеоне. Аргентинец мотивировал игроков речью Аль Пачино, когда тренировал на родине «Эстудиантес». К середине осени 2006-го, задолго до финиша чемпионата, читатели газеты Ole! признали Чоло лучшим тренером лиги, а спустя пару недель «Эстудиантес» поиздевался в дерби над «Химнасией» 7:0. В одиночку Симеоне мог и не справиться, помог Аль Пачино: в раздевалке Диего поставил игрокам его монолог из «Каждого воскресенья».

Полузащитник «Кьево» Эсекиэл Скелотто рассказывал, что Симеоне включал речь еще и в «Катании»: «Перед дерби с «Палермо» в 2011-м мы ждали тактического разбора, но Симеоне сказал, что в этот раз он помолчит: «Я покажу вам 4-минутное видео. Посмотрите и выходите играть». Мы летали по полю».

«Катания» выиграла тот матч 4:0.

-5

Мы уже забыли, но «Атлетико» выдавал шикарные сезоны и до эры Симеоне. В 2010-м команда Кике Санчеса Флореса добралась до финала Кубка Испании и выиграла Лигу Европы. Перед некоторыми важными матчами тренер включал игрокам речь Аль Пачино – и это срабатывало.

В 2003 году Карло Анчелотти взял Лигу чемпионов с «Миланом», огорчив «Ювентус» Марчелло Липпи в серии пенальти. Анчелотти вспоминал победу в автобиографии:

«Когда возникала необходимость в решающие моменты брать ситуацию под контроль, как это было, например, в финале Лиги чемпионов-2003 против «Ювентуса», я всегда призывал к двум принципам: собранности и единству. Однажды, готовясь к финалу против «Ювентуса», я устроил для игроков вместо запланированного тактического занятия киносеанс: показал им сцену из фильма «Каждое воскресенье», в котором герой Аль Пачино настраивает команду перед решающим матчем: «В игре, как и в нашей жизни, все решают дюймы и миллиметры, поэтому цена любой ошибки очень высока. Мы либо победим всей командой, либо умрем поодиночке». [После этих слов] я показал им фрагменты нашего пути к финалу, после чего включил свет и сказал: «И теперь нам остался лишь один шаг». Думаю, что за то мероприятие я был вправе рассчитывать на «Оскар» за лучший сценарий».

От «Оскара» за лучшую актерскую игру два года назад отказался сдержанный Арсен Венгер. Тео Уолкотт рассказал клубному каналу, что как-то тренер выступил не хуже Тони Д’Амато: «У меня не получится воспроизвести речь, потому что она была слишком классной. Это действительно напомнило мне о фильме «Каждое воскресенье», и я сказал об этом тренеру. Я немного смущался и не знал, видел ли он его, но он впервые показал страсть с тех пор, как мы выиграли последний титул».

Когда о монологе спросили Венгера, француз засмущался, ответив, что это был экспромт, да и вообще он очень плохой актер.

-6

В прошлом сезоне Лига чемпионов подарила нам несколько грандиозных камбэков, но вы же не забыли героизм «Ромы» в 2018-м? После 1:4 на «Камп Ноу» команда Ди Франческо устроила 3:0 на «Олимпико» и рванула в полуфинал. Вот история от нападающего Грегуара Дефреля, который сейчас играет за «Сампдорию»:

«Тренер отлично перестроил тактику: мы перешли на 3-4-3, он попросил нас быть агрессивными. Но еще он как следует завел нас, включив монолог Аль Пачино из «Каждого воскресенья». Мы смотрели его в автобусе, Ди Франческо ставил видео дважды: на английском и итальянском».

Так что одно из самых драматичных спасений в истории ЛЧ – тоже заслуга Аль Пачино. А еще Марти Шоттенхаймера, Оливера Стоуна и всей команды «Каждого воскресенья».

И мы либо победим всей командой. Либо умрем поодиночке.

Таков футбол.

Вот и все.

Ну, вы сделали выбор?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц