Найти тему
Электромагнит

Почему в ВУЗе учат не тому, что нужно?

Высшее образование предполагает не только усвоение определенного объема знаний и навыков. Главное это способность самостоятельно дополнить этот объем в процессе профессиональной деятельности.

Вынесенный в заголовок вопрос в той или иной форме присутствует в различных сферах профессиональной деятельности. По крайне мере можно поручиться за отрасли ,связанные с техникой и точными науками. Суть претензий практически всегда одна и та же: преподавали не нужные предметы, а тому, что необходимо, приходится доучиваться .

Поскольку проблема длится с незапамятных времен, то очевиден вопрос: в системе образования что –то не так или дело в другом? Что касается системы, то невозможно вспомнить время, когда ее не пинали. В заданном контексте основное зло – «переизбыток» общеобразовательных дисциплин в ущерб специализации, а последняя далека от реальных потребностей. На первый взгляд ,действительно, среднему инженеру интеграл и даже элементарная производная попадается неизмеримо реже, чем схема , чертеж или технологическая карта. Если добавить вопросы организации производства, то отрыв от теории станет особенно драматичным. Так что, сделать упор на подготовку к конкретным производствам? Чтобы выпускник приходил на точно обозначенный завод и сходу «включался»? Но ведь это задача среднего специального образования. Тогда ,что из себя представляет высшее? Как ни странно на этот вопрос нигде не дается внятный ответ. Все предлагаемые определения сводятся к утверждениям, что высшее образование характеризуется большей сложностью и объемом изучаемого материала. Другими словами «высшее образование выше среднего». Еще одним отличием является акцент на фундаментальные дисциплины. Именно это вызывает значительную, если не большую, часть нареканий и ,тем не менее отражает основную сущность высшего образования. Дело в том ,что ВУЗ должен готовить не оператора для конкретного рабочего места, а более универсального исполнителя достаточно широкого круга задач. Это требует не только наличия определенного объема знаний и навыков, но и способности этот объем пополнить. Жалобы на необходимость «доучиваться» для достижения достаточного уровня квалификации и ,соответственно, зарплаты указывают на непонимание этого обстоятельства. В связи с вышесказанным можно утверждать, что высшее образование становится реальным не по факту получения диплома, но при обретении его обладателем места в избранной профессии.