Несколько дней назад мир вспомнил о Папуа-Новой Гвинее (ПНГ). В центральной части острова произошло сражение между племенами амбулин и скикин, в котором погибли от 26 до 64 человек (данные разнятся). Разумеется, правительство ПНГ призвало к прекращению насилия, а Австралия, бывшая метрополия, «выразила самую серьёзную озабоченность», и предложила ПНГ помощь.
О причинах кровопролития ничего толком не известно. Да и вряд ли эти причины понятны кому-либо за пределами страны папуасов. Межплеменные столкновения там происходят постоянно, и нынешняя битва попала в сводки новостей только из-за её масштаба.
Отсталые племена всегда и во всём мире воевали между собой. Причины просты: для юношей это была инициация, для воинов – проявление доблести, для племени – возможность захвата добычи, в частности, продуктов питания, орудий труда и военного снаряжения, а также рабов. Как правило, войны отсталых племён не имели целью истребления противника: победители удовлетворялись личными победами и захватом имущества врага.
С появлением европейцев межплеменные войны резко ужесточились. Племена получили современное оружие, и одной из целей войн стал захват ценных вещей, получаемых от европейцев посредством войн и торговли (оружия, предметов быта, одежды и украшений). Войны стали носить тотальный и истребительный характер. В XVIII веке индейцы в британских и французских колониях Северной Америки – ирокезы, гуроны, делавары и др. – вели истребительные войны друг с другом, как и принимая участие в англо-французском противостоянии, так и самостоятельно.
В XIX веке чилийские арауканы (мапуче) завоевали Патагонию и Пампу в Аргентине, частью покорив, частью истребив коренное население. Великий вождь мапуче Кальфукуро буквально залил кровью пампу – кровью как европейских поселенцев, так и непокорных ему племён. В те же годы маорийские вожди Хонги Хика, Хоне Хеке и другие вели столь ожесточённые войны друг с другом, что численность маори уменьшилась с 300 до 40 тысяч человек. О причинах войн говорят их названия: «Мушкетные войны», «Война из-за девушек», «Война из-за флагштока»…
В ПНГ происходит тот же процесс, только с опозданием на два с половиной века относительно Северной Америки, и на два по сравнению с Аргентиной и Новой Зеландией. Дело в том, что Новая Гвинея не вызывала интереса у европейцев из-за тяжёлого климата и сплошных непроходимых дебрей. В конце XIX века голландцы объявили об аннексии западной части острова просто потому, что он находился рядом с Голландской Ост-Индией (современной Индонезией). В то время европейские страны делили весь «отсталый» мир, и часто хватали всё, до чего могли дотянуться. Так, Германия непонятно зачем аннексировала северо-восток Новой Гвинеи, хотя там не могли селиться немецкие колонисты, а эксплуатировать природные богатства не получалось из-за климата и непроходимости джунглей. А Австралия быстренько захватила юго-восток острова – чтобы он не достался немцам. В 1918 г, по итогам Первой мировой войны, она присоединила и бывшую германскую колонию.
На побережье острова появилось небольшое количество плантаций, велись лесозаготовки, но вглубь острова колонизаторы не проникали. В 1963 г. голландская часть острова была уступлена Индонезии, а австралийская в 1975 г. получила независимость. К тому времени австралийцы построили школы и даже университет в столице Порт-Морсби, но огромное большинство папуасов продолжали жить привычной жизнью, хотя и научились пользоваться оружием, водить машины и пользоваться кое-какой современной техникой.
В настоящее время в ПНГ развивается горнодобывающая промышленность: разрабатываются месторождения нефти и газа, золота, меди, молибдена, серебра, теллура, никеля, кобальта. Соответственно, появилась кое-какая инфраструктура. Некоторые папуасы работают на современных предприятиях, но большинство населения живёт натуральным хозяйством, и с современной экономикой (и вообще современной жизнью) почти не соприкасается. Более того: даже те, кто работает горнорабочими или водителями, и многие живущие в столице, придерживаются традиционных представлений о жизни. Просто потому, что современность вторглась в папуасскую страну недавно, и для её усвоения необходима смена поколений.
Тем более, что даже численность населения страны неизвестна – официально там живёт 10 млн., но эксперты ООН полагают, что целых 17. Многие племена до сих пор изолированы, и не имеют контактов с цивилизацией. Ситуация осложняется и обилием огнестрельного оружия: во Вторую мировую войну на острове шли бои между японскими войсками и союзниками, и с тех пор в племенах осталось множество оружия, а папуасы научились им пользоваться. В западной, индонезийской части острова полвека идёт партизанская война папуасов и индонезийскими войсками, что также усиливает воинственность племён и обеспечивает им приток оружия.
Образованные папуасы пытаются сделать ПНГ современной страной. Там демократия, многопартийная система, выборы. Но как они сочетаются с, мягко говоря, не соответствующими современности традициями – такими, как межплеменные войны и каннибализм?
Показательна история студента-недоучки Стивена Тари. В начале 2000-х гг. он сбежал из лютеранской школы. Скрывшись в джунглях, Тари основал секту и объявил себя мессией – «Черным Иисусом». К нему присоединилось не меньше 6000 человек. Своим последователям он «сулил дары небес».
«Вскоре "Черный Иисус" получил известность по всей стране - его обвинили в жертвоприношениях, людоедстве и педофилии: Тари изнасиловал и убил, а затем съел как минимум трёх 13-14 летних девочек, которых он держал своими наложницами. Он уверял, что должен был принести их в жертву. Эта "религиозная церемония" свелась к тому, что Тари выпил кровь и съел плоть этих несчастных.
Впервые главу секты схватили в 2005 г. по обвинению в убийстве и каннибализме, но тогда он сумел избежать суда, скрывшись еще до начала процесса.
Вернувшись в джунгли, "мессия" вновь набрал целый гарем, в котором были даже восьмилетние дети. Жителей окрестных деревень, не подчинявшихся его власти, "Черный Иисус" терроризировал. Кроме того, он расправился с несколькими лютеранскими священниками.
Наконец в 2007 г. жители деревни Матепи схватили Тари и избили до полусмерти, а затем передали в руки полиции. В октябре того же года он предстал перед судом. Против него было выдвинуто около 30 обвинений. Следователи доказывали, что Стивен Тари не только постоянно насиловал несовершеннолетних наложниц, но и убил и съел трёх из них. Однако осужден он был только за изнасилования и педофилию, так как его причастность к каннибализму и убийствам не удалось доказать. В итоге Тари приговорили к 10 годам тюрьмы.
В марте 2013 г. "Черный Иисус" вместе с еще 48 заключенными бежал из тюрьмы Беон во время массовых беспорядков. С тех пор он находился в розыске и скрывался в лесах.
Смерть Тари, называвшего себя "Черный Иисус", подтверждена полицией. Как рассказал газете Post-Curier глава полиции города Маданга Сильвестр Кэлот, 32-летний Тари был убит накануне вечером жителями отдаленной деревни Гал после того, как на прошлой неделе он задушил там одну женщину и попытался расправиться с другой» (В Папуа - Новой Гвинее убит насильник, педофил и каннибал "Черный Иисус" - лидер псевдохристианской секты, newsru.com/religy/30aug2013/blackjesus.html).
Впрочем, чему удивляться, если относительно папуасских нравов можно прочесть, например, такое: «Каннибалы Папуа - Новой Гвинеи сорвали местные выборы, съев семерых человек, которые, по их мнению, занимались чёрной магией и обманывали больных людей».
По данным издания, испугавшиеся за свою жизнь аборигены, живущие в городе Маданг, решили оставаться в своих домах и пропустили дни голосования.
Полиции удалось задержать 29 человек - приверженцев культа каннибалов, в числе которых оказался и 13-летний мальчик. Поймать их вождя пока не удалось. Все они утверждают, что убили и съели «колдунов», которые представляли опасность для жителей Маданга.
Действия каннибалов получили поддержку и у некоторых политиков города (!?). Один из активистов заявил журналистам, что «колдовство, и правда, процветало в их деревне и грозило выйти из-под контроля» (Компромат, 10.07.2017, перепечатка из The Telegraph).
А вот информация, появившаяся сразу после битвы амбулинов и скикинов в российской прессе: «Мой водитель как-то честно признался, что пробовал человечину. Не отрицал, что практически все местные когда-либо ели людей» («Злые духи»: русский нефтяник из Новой Гвинеи рассказал, как расследуют убийства папуасов. МК, 19.02.2024).
Нет сомнений в том, что постепенно межплеменные войны и каннибализм в Новой Гвинее уйдут в прошлое. Как исчезли они в Новой Зеландии во второй половине XIX века. Но для этого большая группа миссионеров и просветителей – как маори, так и «белых», долгие годы работала, часто рискуя жизнью. Когда кошмарные традиции папуасов исчезнут, зависит только от энергичности папуасской элиты. Однако, учитывая огромное количество не затронутого цивилизацией населения острова, обилие труднодоступных местностей и изолированных племён, этот процесс может затянуться очень надолго.