Найти тему
Рабочая Балахна

Легенды вотчины князя Пожарского

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский хорошо известен как освободитель Москвы от интервентов во времена Смуты и руководитель Второго народного ополчения. Менее известен тот факт, что потомок удельных князей Стародубских был еще и крупным землевладельцем Суздальского и смежного с ним Балахнинского уездов.

Князь Д.М. Пожарский.
Князь Д.М. Пожарский.

Дмитрий Пожарский был щедро награжден пожалованием земель в вотчинное владение. Ему принадлежали в Суздальском уезде: селения Мугреево, Верхний и Нижний Ландех, Пестяки, Холуй, Мыт. В Балахнинском уезде: Пурех, Вершилово, Юрино, Кубенцево.

Села Юрино и Кубенцево находятся на территории современного Балахнинского района, а в XVII веке входили в состав Жарской волости Балахнинского уезда. Главной достопримечательностью села Юрино является уникальная деревянная церковь XVII века. С этим селом связано также немало легенд, о которых мы и расскажем нашим читателям.

ОСНОВАТЕЛЬ СЕЛА– ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ?

Это, наверное, самая невероятная легенда о селе Юрино. Ведь если она верна, то маленькое село Юрино нужно признать ровесником Городца (1152г.), а то и самой Москвы (1147г.) Но никакого подтверждения в исторических документах эта легенда не имеет. А вот то, что село названо в честь внука этого достойного князя – Юрия Всеволодовича, основавшего, кстати, и Нижний Новгород в 1221 году, очень даже вероятно.

Из исторических документов известно, что первым из князей Пожарских, выходцев из князей Стародубских – потомков великого Рюрика, был князь Василий Андреевич Пожарский. Его дядя князь Иван Федорович Стародубский получил в 1363-1365гг. в удел Жарскую волость (Жары) во вновь образованном великом княжестве Нижегородском. Именно в это время Иваном Федоровичем Стародубским в Жарской волости, скорее всего, и было основано село Юрино и построена деревянная церковь в честь Спаса-Преображения Господня (до нашего времени не сохранилась).

Князья Стародубские очень чтили великого князя Владимирского и Суздальского Юрия II Всеволодовича – основателя Нижнего Новгорода, который заложил в нем в 1225 году каменную церковь Спаса-Преображения.

Видимо, в знак уважения к князю Юрию Всеволодовичу село получило название Юрино а деревянная церковь стала Преображенской.

ПОЖАРСКИЙ – ВЛАДЕЮЩИЙ ЖАРАМИ

С Жарской волостью, центром которой было село Юрино, возможно, связано и происхождение прозвища Пожарский. После смерти Ивана Федоровича Стародубского (умер бездетным) его вотчина в Жарах перешла по наследству к его племяннику Василию Андреевичу (сыну князя Андрея Федоровича Стародубского), который и стал прозываться Пожарским, т.е. владеющим Жарами. В селе Юрино была и родовая усадьба князей Пожарских.

Название волости – Жарская – связано с древним промыслом. С незапамятных времен здесь начали «зноить» («жарить») древесный уголь. Когда крестьяне занимались выжигом угля, то по всей округе стлался дым по земле, в которой, закутанное в дерн, «зноилось» дерево.

Так и прижилось за этим местом прозвище – «Жары», потому что на Руси слово «жар» означало «огонь без пламени, тлеющие угли». До сих пор вокруг жарских селений в лесах сохранились угольные ямы, в которых «зноился» уголь, как напоминание об исчезнувшем промысле.

Есть еще одна версия о происхождении прозвища Пожарский, но это уже другая история, и к селу Юрино отношения она не имеет.

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА ЮРИНО

Главная достопримечательность современного Юрино – деревянная Казанская церковь. По легенде, она построена по указу князя Дмитрия Пожарского, предположительно в 1613-1615 годах, сразу после второго похода на Москву. Казанская церковь расположена на сельском кладбище.

Эта легенда, в отличие от других, стала уже официально признанной версией. Историки сходятся во мнении, что Казанская церковь в селе Юрино была домовой церковью князей Пожарских. Именно поэтому ее нет в списке приходских церквей Балахнинской десятины.

Казанская церковь в с. Юрино.
Казанская церковь в с. Юрино.

Кладбищенским храмом она стала после того, как княжеская семья перебралась в близлежащее село Вершилово – там у Пожарских была усадьба побогаче юринской. Увы, княжеские палаты не уцелели. Любопытно, что примерно в то же время Дмитрий Пожарский на свои средства заложил в Москве на Никольской улице деревянную Казанскую церковь, на месте которой после пожара 1632 года на средства царя Михаила Федоровича был построен Казанский собор.

Казанская церковь в Юрино – очень редкий образец клетской церкви без алтарного прируба. Проще говоря, по строению она скорее напоминает часовню, хотя является полноценным храмом с алтарем. Подобный храм в России имеется только в Карелии – это шатровая церковь Николая Чудотворца в Муезерском монастыре, также построенная в XVII веке.

В 1998 году Казанская церковь была отреставрирована. Работами руководил архитектор Юрий Самойлов – он фактически заново открыл храм, про который официальные власти попросту забыли, и разработал план восстановления. Теперь к воссозданной Казанской церкви возят туристов, и она значится во всех путеводителях по Нижегородской области.

ПОСОЛЬСТВО ОТ НИЖЕГОРОДСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ

Известно, что после тяжелого ранения в первом походе на Москву князь Дмитрий Михайлович Пожарский был вывезен из Москвы соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Позднее он перебрался в свою родовую вотчину в Мугреево, а затем в родовое имение Юрино.

Именно в Юрино к Пожарскому и прибыло посольство от Нижегородского ополчения во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием с просьбой возглавить Второе народное ополчение в походе на Москву.

Пожарский принимает послов от Нижегородского ополчения.
Пожарский принимает послов от Нижегородского ополчения.

Это еще одна легенда, связанная с именем Пожарского и его родовым поместьем. Далеко не все историки считают, что указанные события происходили в Юрино. В качестве места встречи с посольством называются и другие вотчины князя – Мугреево и Нижний Ландех.

В ЮРИНО РОДИЛСЯ, ТАМ И ЗАХОРОНЕН?

По официальной версии местом рождения Дмитрия Пожарского считается село Берсенево Клинского уезда Московской губернии, которое принадлежало его матери Марии Федоровне Беклемишевой, представительнице древнего дворянского рода.

Эта версия получила признание ввиду того факта, что к моменту рождения князя суздальские вотчины Пожарских были конфискованы Иваном Грозным. Лучшего места для рождения ребенка, чем родовое поместье матери, в этом случае трудно было найти.

Но Жарская волость и село Юрино в это время продолжали оставаться вотчиной Пожарских, там находилась родовая усадьба князей. Место тихое, спокойное, среди лесов и болот, укрытое от посторонних глаз – оно тоже могло стать местом рождения будущего князя. Во всяком случае, в этом были уверены местные жители, потому и родилась легенда, что князь Дмитрий Пожарский появился на свет в Юрино. Однако подтверждения этой легенды до сих пор в исторических документах не найдено.

Не все ясно и с местом захоронения освободителя Первопрестольной. Считается, что он погребен в родовой усыпальнице в Суздальском Спасо- Евфимиевом монастыре. Над местом погребения Д.М. Пожарского в день его рождения – 1 ноября – в 2008 году установлены плита и памятный крест. В 2009 году был восстановлен мраморный склеп и 4 ноября открыт Президентом России Дмитрием Медведевым.

НЕВЕДОМО ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ КАМЕНЬ…

ЛЕГЕНДЫ МАЛЕНЬКОГО СЕЛА О НАРОДНОМ ГЕРОЕ

Однако есть свидетельства, которые опровергают официальную версию. В 1886 году, например, пастух из деревни Старцево Балахнинского уезда нашел появившийся неведомо откуда надгробный камень с могилы Пожарского. «Теперь все уверены, что князь похоронен в Юрино, – говорилось в протоколе заседания Нижегородского губернского статистического комитета. (Протокол датирован тем же 1886 годом). – Надгробье же его заброшено либо в Княжий пруд, либо в самый глубокий омут большого озера при Лебедевском заводе, верстах в 15 (скорее всего, имелось в виду озеро Пырское), либо в болото».

Здесь следует отметить, что камня этого никто в глаза не видел, но он, как «Летучий голландец», периодически возникал в разных местах. Можно было бы отнестись к этому, как к выдумкам местных жителей, но есть одно старинное предание, которое вносит некоторую ясность в ситуацию с захоронением князя.

Предание гласит, что Пожарский изначально был похоронен в Спасо- Евфимиевом монастыре в Суздале. Но в 1762 году, с приходом к власти императрицы Екатерины II, род дворян Пожарских – сторонников задушенного царя Петра III – был подвергнут гонению. Правнук великого полководца вынужден был бежать в Пруссию, а оставшиеся родственники сменили фамилию Пожарских на Григорьевых.

ПЕРЕЗАХОРОНЕН ЧЕРЕЗ СТО С ЛИШНИМ ЛЕТ?

Усыпальница князя в Спасо-Евфимиевом монастыре.
Усыпальница князя в Спасо-Евфимиевом монастыре.

В 1765–1766 годах по указанию архимандрита Ефрема часовню с гробом Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре разрушили. Пропали и его останки. Из уст в уста крестьяне передавали предание о том, что соратники князя тайно вывезли его гроб подальше от гнева архимандрита Ефрема в окруженное лесом и болотами село Юрино. Здесь и похоронили народного героя возле родовой Казанской церкви. Старожилы рассказывали, что был и надгробный камень с надписью, но якобы его вывезли на Лебедевское озеро. Если верить этой версии, то князь Пожарский действительно был захоронен в Суздале, но через сто с лишним лет его останки перезахоронили в Юрино. Опять-таки никакого документального подтверждения эта версия не имеет, а потому продолжает оставаться только одной из многих легенд маленького села.

ЗАВЕЩЕНИЕ ПОЖАРСКОГО

После смерти князя Дмитрия Михайловича Пожарского родилась очередная легенда, которая распространилась по округе на всю Жарскую волость. В 1974 году в «Рабочей Балахне» к 500-летию нашего города вышла статья Е. Борякова «Жарские были и легенды». Вот что пишет автор об этом.

« В легенде, передававшейся из поколения в поколение, говорилось: по доброте своей к холопам, незадолго до смерти князь, якобы, обещал своих челядинцев отпустить на волю, наделив их землей. Но близкая родня его и наследники противились этому. И тогда, боясь, что они могут уничтожить его завещание и скрыть его волю от народа, князь Пожарский приказал высечь завещание на камне-памятнике, что и было сделано его слугами. Но лишь князь умер, как этот заветный камень тайно от народа увезли и утопили в одном из многих жарских озер. Это почти дословно я слыхал примерно в 1928-1929 годах от юринского долгожителя и многих пурехских стариков. Юринский дед говорил:

– Как клад для нас стал этот камень. Только никто не знал, в каком озере его утопили. В наших озерах: Баранихе, Черновском, Черемисском, Мокшанском – почитай, всюду обшарили, да все напрасно…».

УМЕЛЬЦЫ СОТВОРИЛИ ПОДДЕЛКУ ЧУДО-КАМНЯ

Двести с лишним лет поисков не принесли результата. Никому не дался в руки тот чудо-камень. И тогда нашлись умельцы, которые сотворили подделку. В Юрино долгое время на краю деревни лежал огромный камень-валун, на котором славянской вязью были высечены несколько слов. Текст был не закончен и изобиловал ошибками. Видимо, авторы плохо представляли себе, как выглядела славянская письменность XVII века.

А в 1901 году всю балахнинскую округу всполошила весть о том, что в одном из озер нашли-таки камень Пожарского! Из Нижнего Новгорода приехала авторитетная комиссия из видных губернских земцев. Нижегородская газета «Волгарь» (№210 от 5 августа 1901 года) писала: «Слухи о брошенном в озере памятнике князю Пожарскому, на котором якобы высечена дарственная на землю его в пользу крестьян, не подтвердились. В Жары выезжала комиссия в составе гг. Килевейна, Савельева, Звездина и Снежневского. Вместо памятника из озера извлекли окаменевшую сосну».

На этом можно в истории с легендой о камне ставить точку. В ней причудливо соединились светлая память о князе Пожарском и вековая мечта русского народа о добром барине-царе, который подарит крепостным свободу.

Бюст Пожарского у входа в монастырь.
Бюст Пожарского у входа в монастырь.

Конечно, никакого камня не было, но завещание Пожарского было! И оно сохранилось и дошло-таки до наших дней. Сегодня официальная копия этого документа хранится в Российском государственном архиве древних актов (фонд 1209, Поместный приказ). Согласно ему, часть холопов действительно отпускалась на волю - те, чья кабала кончалась со смертью непосредственного владельца. Волю выбрать себе хозяина из двух сыновей Пожарского (Петра и Ивана) следовало предоставить не оформленным холопам – «у которых крепостей нет». Не отсюда ли и родилась легенда о камне? Но с оставляемыми в неволе холопами Пожарский завещал сыновьям хорошо обращаться: «А которые люди мои кабальные и безкабальные у детей моих, и им костью моей не ворохнуть, жаловать их так же, как при мне было». Пожарский не хотел, чтобы кого-либо обращали в «вековые холопы». Холопов и слуг он помнил поименно и заботился о судьбе каждого. Мальчика, возможно, увечного, он особо поручил заботам жены, «а будет он ей не понадобится, и его приказать в Спасский монастырь в служки, чтобы его сверстать с добрыми служками, и детям моим его жаловать».

Вот таковы они, легенды маленького села Юрино, связанные с жизнью великого человека – князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

В заключение скажем, что род Пожарских по мужской линии пресекся в 1685 году со смертью его внука князя Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным. По женской линии он перешел в фамилии Репниных, Милославских, Долгоруких, Куракиных, Голицыных посредством браков Анны, Евдокии и Агриппины, внучек князя Дмитрия Михайловича.

Подготовил А. СОЛОВЬЕВ