Джейн Биркин - икона стиля 60-70-х годов, актриса, певица и муза композитора Сержа Генсбура. В своей книге "Дневник обезьянки. 1957-1982" она откровенно рассказывает о своем детстве, родителях, отношениях с Сержем, съемках в кино, страхах, сомнениях, любви и детях.
При чём тут обезьянка?
Джейн вела дневники, начиная с 11-ти лет. Тогда она жила в школе-интернате для девочек, где не могла ни с кем подружиться, и очень скучала по семье. Она стала вести дневник, обращаясь к своей любимой игрушке - обезьянке, начиная каждую запись: "Дорогой Манки!". И дальше, на протяжении многих лет, уже потрепанный Манки оставался ее талисманом и тем, кому она могла доверить свои сокровенные мысли. Джейн брала его с собой в роддом, а также давала родным, когда те ложились в больницу на операцию. Серж Гензбур так проникся "суперспособностями" Манки, что однажды, когда семья отправлялась в путешествие, а Манки забыли дома, просто отказался без него садиться в самолет.
Манки прожил целую жизнь рядом с Джейн. После расставания с Генсбуром он остался у нее. Когда Серж умер, она положила игрушку к нему в гроб. Так завершилась история талисмана из детства, который был частичкой ее - Джейн.
Эротичная Пеппи Длинныйчулок
Такой она мне показалась. Сочетание детскости и чувственности, искренности и страстности, веселой дерзости и открытости. Никаких фиг в кармане, улыбка до ушей и доверчивое отношение к миру, к людям.
И активный поиск мужчины, которому она могла бы подарить себя всю. Как радар Джейн была настроена на такой поиск - того, кому могла бы принадлежать, кого обожать, кому радостно подчиняться. Она очень рано выскочила замуж за известного композитора, автора музыки к "Джеймсу Бонду" Джона Барри, родила дочь. Но муж как будто не воспринимал ее всерьез, предпочитал общество других женщин, заставлял страдать и ощущать себя ненужной.
Затем последовала вторая попытка - тоже композитор, тоже мужчина постарше, тоже внешность - не главное. И тут уже звёзды сошлись. Серж Генсбур. Его песня "Je t'aime...Moi non", которую они спели вдвоем, стала гимном чувственной любви. Папа Римский их проклял, чем сделал отличную рекламу.
Каждое появление Джейн и Сержа становилось событием и провокацией. Про них говорили - красавица и чудовище. Хотя она считала его внешность интересной и вообще боготворила, а он... Кажется, он любил не её, а себя в ней. И подчас обращался как со своим творением, игрушкой, куклой. Ей предстояло вырасти и отделиться от него. Их расставание спустя 12 лет было очень болезненным и усугубилось алкоголизмом Сержа и ее очевидной созависимостью. Она смогла уйти, но не перестала любить его.
Недостатки как предмет зависти и чудачества как стиль
Красивая Джейн Биркин или нет? У каждого свой вкус, но мне всегда казалось, что Джейн - просто огонь и объект желаний для очень многих мужчин. И такие фильмы как "Бассейн" (1969) можно смотреть уже только потому, что там есть Ален Делон, Роми Шнайдер и она, юная Джейн. Кстати, в это время она уже была матерью двухлетней дочери.
Сама Джейн с детства комплексовала из-за своих "недостатков". Еще в школе она жаловалась в дневниках Манки, что девочки над ней смеются - у других растет грудь, а у нее нет. Повзрослев и почувствовав силу мужского внимания, а тем более - заполучив любовь мужчины, которого боготворила, она обрела силу и стала дерзкой.
Свои ноги и грудь она не прятала, а демонстрировала. Мини-юбки, прозрачные платья, максимально открытые топы... Каждый выход - откровенный, но без пошлости. Как ей это удавалось? Возможно, благодаря тонкости-звонкости и невинному личику. И чувству стиля.
А в дополнение ко всему - корзинка! Потому что всё не умещалось в сумку, а корзина так удобна, и в любой момент можно устроить пикник. Она носила ее и с джинсами, и с вечерним платьем. И сделала-таки стильным аксессуаром. А потом появилась сумка - легендарная Birkin от Hermès, созданная специально для нее. Невероятно удобная, вместительная и баснословно дорогая - оригинал и сейчас стоит от 10 тысяч долларов до полумиллиона! Джейн носила ее без особого пиетета, небрежно, и все равно считала, что корзина лучше.
Любящая мама
И последнее, о чем хочется сказать после прочтения книги "Дневник обезьянки". Джейн Биркин - неидеальная мама, она и сама это признает, но тонко чувствующая и обожающая своих детей. В книге преведены два "письма в будущее" своим дочерям - 13-летней Кейт и 7-летней Шарлотте (Лу родилась позже), и в них столько любви, столько честности, столько трогательного внимания к своим девочкам, что колет в носу.
Джейн Биркин - большая специалистка по искреннему, яркому, страстному проживанию жизни. Всем, кому интересна она как личность, а также любителям мемуаров о 20 веке, в частности, о жизни творческой богемы Англии и Франции 60-70-х годов, рекомендую!
Фильмы с Джейн Биркин, о которых я писала:
Кстати, во время съемок в фильмах по Агате Кристи Джейн была в восторге от Мэгги Смит, особенно, когда та сказала ей, что решила сняться в детективе только из-за денег и даже не читала сценарий.