Ведро дегтя на ложку меда
Не так давно моя добрая знакомая вернулась с хореографического конкурса, на котором одним из участников был танцевальный коллектив, достойно представивший своего учредителя – модельную библиотеку одного из центрально-черноземных регионов нашей необъятной Родины.
Это чудесно. Это вершина общенациональной программы реформирования библиотечной системы: ничего не сделать для того, чтобы вернуть Отчизне гордое звание «самой читающей страны мира», но при этом заморочить контрольные органы цифрами поголовья посетителей библиотек за счет участников кружков очень художественной самодеятельности.
Я категорически не приемлю цензуру, полагая, что чванливые неудачники (Тютчев был единственным исключением из их ряда, и тот ушел «по собственному»), с нескрываемой радостью разъясняющие творцам, что такое хорошо и что такое плохо в процессе создания «художественного продукта», могут не только принести много зла, но и нанести неисправимый вклад в дело разрушения державы. Сейчас цензоров нет, но дело их живет и побеждает усилиями многочисленных контролеров.
Еще больше, чем «цензоров», я ненавижу идиотов, которые, пользуясь дырами в несовершенном законодательстве (не исключаю, что специально сделанными), вносят в культурные практики разного рода махинации.
Махинация с посетителями – невинна. Вот в самом начале перестройки умельцы организовали через один из северных театров экспорт цветных металлов, пользуясь тем, что тогда разрешили совершать любые экономические действия, напрямую не запрещенные законом. Несколько лет – и дыры закрыли, но не только! У любого «прорыва» есть свое 18 брюмера. И закрыв дыры, учреждениям культуры запретили заниматься любой деятельностью, не прописанной в уставе: театрам – организовывать буфеты в фойе, музеям в дворянских усадьбах – проводить конные экскурсии на лошадях из музейных конюшен… Понадобилось время, чтобы запреты смягчились.
Вот и думаю: а что запретят после того, как поймут: хорошее дело – модельные библиотеки – откинут библиотечное дело на годы назад? Аферисты сделали из них клубы, забыв, что бюджет финансирует библиотеки совсем для другого.
***
Не подумайте, что модельные библиотеки – единственное зло. Вот придумали использование труда несовершеннолетних балеринок, студенток училища, на детских банкетах – пресекли.
Зато экскурсии по «закулисьям» театров процветают. Не по фондохранилищам музеев, не по репетициям творческих коллективов – что в определенных обстоятельствах и с определенными целями и допустимо, и приветствуется, – а по «закулисьям». Какое мерзкое, бюргерское слово… Билет на экскурсию ничем не отличается от билета на спектакль, можно со зрителем в спектаклях чуть недоработать – на осмотр «закулисий» желающих никак не меньше.
***
Не пора ли добровольно отказаться от «оливье» в деятельности очагов и хранилищ культуры? Пока рак не свистнул.