Когда Александр Блок создавал поэму "Двенадцать" он пытался осознать историческую действительность, понять почему рушиться "старый мир" и какой "новый мир" придёт ему на смену. Он видел как Россия, пережившая революцию 1905 года, "жадно смотрит в глаза другой", "может быть, более страшной". Его главная цель была с помощью различных литературных приёмов показать как "бурная воля" народа обретает свой собственный путь.
Жанр "Двенадцати" не был до конца ясен даже самому поэту. Свое произведение он называл и поэмой, и стихотворным циклом, даже иногда говорил, что это "ряд стихотворений под общим заглавием". Контраст, который использует Блок при противопоставлении старого и нового миров помогает выразить всю разрушительную силу революции. Например, для описания гибнущего старого мира поэт использует образ "безродного пса" (глава 9):
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
А в главе 11 поэт показывает разрушительную силу революции, используя образ двенадцати красногвардейцев :
И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Их винтовочки стальные
На незримого врага...
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые —
Не утянешь сапога...
В образах двенадцати смешана присущая им удаль, решительность, а так же зараждающееся в них чувство революционного долга, готовности идти до конца ради достижения общей цели. Блок делает главными героями поэмы двенадцать красногвардейцев. Он отсылает читателей к образам двенадцати апостолов, которые несли правду о Христе.
Конечно, внимание читателя привлекает заключительная часть поэмы:
...Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
У Блока образ Христа не является случайным. "Кровавый флаг" - это символ страданий, разрушений, которые пережил народ. Венчик из роз - символ нового мира, обновления жизни. Так же он выступает как Спаситель заблудших душ, который дарит надежду на то, что те, кто "не ведают, что творят", раскаятся и вернуться к духовно-нравственным ценностям. В данном случае люди верили в себя и светлое будущее . Христос для идущих красногвардейцев невидим, так как старый мир и ценности разрушены, а новые ещё не были созданы. "Голодный пёс " остался позади, а каким будет новый мир для них неизвестно. Невидимый Христос - символизирует поиск новых нравственных ориентиров, проблему выбора жизненного пути.
И все же в этом образе можно увидеть также то, что духовно-нравственные ценности уничтожить нельзя, они вечны, а Христос - символ духовного возрождения России.