Лауреат Нобелевки, великий математик, прототип героя фильма “Игры разума”, гений-шизофреник. Кто он?
Прогрессирующие особенности психики не встали между Джоном Нэшем, его математическими открытиями и престижными премиями.
Откуда он черпал силы и вдохновение?
Муки выбора
Джон Форбс Нэш-младший родился 13 июня 1928 года в городе Блюфилд (штат Западная Виргиния).
Отец мальчика работал инженером-электриком. Мама была домохозяйкой, но до замужества трудилась учителем.
В детстве Джон не отличался от других мальчишек. И особенно - не отличался усердием к учебе.
Самым отвратительным школьным предметом для будущего обладателя высшей премии по математике была она самая - математика.
Джон считал ее скучной.
Учителя же отмечали у мальчика тяжелый и вздорный характер.
Нельзя наверняка сказать, были это первые звоночки отклонений или обычные сложности общения с педагогами.
После школы Джон поступил в Политехнический институт Карнеги. Здесь он не мог сразу определиться с направлением. Сначала юноша изучал химию, международную экономику, а потом - неожиданно выбрал математику.
Его мир перевернула книга “Творцы математики” (автор Э.Т, Белл).
В своей автобиографии Нэш писал: “Я прочитал книгу и самостоятельно смог доказать малую теорему Ферма”.
Педагоги, конечно, сразу отметили скрывавшиеся за безалаберностью способности Нэша. Они даже удивлялись: “Оболтусу дан великий дар!”
По окончании института в 1948 году Джон поступил в Принстонский университет, имея при себе очень короткое, но содержательное рекомендательное письмо: “Он - гений математики”.
Теория игр
В процессе обучения в руки Джону попала книга “Теория игр и экономическое поведение” (авторы математик Джон фон Нейман, экономист Оскар Моргенштерн). Издание было опубликовано в 1944 году в Принстонском университете.
Авторы описывают понятие игры с нулевой суммой. Когда выигрыш одного соперника равен проигрышу второго. Общая сумма показателей в итоге равна нулю.
“При данной игре одна сторона может выиграть только за счет проигрыша другой стороны и никак иначе”.
Джон Нэш усомнился: если есть иглы с нулевой суммой, значит существуют и с ненулевой. Он буквально погрузился в мир цифр и формул.
Студент часто прогуливал занятия, отстранялся от социума. Сам он говорил - одиночество поддерживает в нем оригинальность исследователя.
Нарочитое отчуждение тоже могло быть одним из признаков нездоровья Нэша, но на это никто не обратил внимания. А сам юноша провел время с пользой.
В 1949 году Джон защитил диссертацию по некооперативным играм.
На тот момент ему был всего 21 год.
В 1953 году он опубликовал 4 работы, ставшие революционными.
Нэш провел-таки анализ игр с ненулевой суммой. И вывел - здесь все участники оказываются или в выигрыше или в проигрыше.
Джон перенес законы игр с ненулевой суммой на отношения между людьми и доказал - конфликт можно обосновать логически. То есть можно действовать так, чтобы все остались в выгоде, в выигрыше.
Это доказательство получило название равновесие Нэша.
Чужие голоса наступают
После окончания аспирантуры Джон Нэш преподавал в Принстоне. Здесь и начали появляться первые признаки болезни.
Когда ему было 26 лет, его задержали полицейские за непристойное поведение. За это он поплатился допуском к секретной информации. На работе у него отозвали эту привилегию.
В 1951 Нэш стал сотрудником Массачусетского Технологического института, где сначала не проявлял никаких особых странностей.
И вот в 1959 году он пришел на работу с новым выпуском New York Times и заявил - на первой полосе содержится зашифрованное послание, которое только он сможет расшифровать.
Хотя коллеги и восприняли это как шутку, Джон написал несколько писем “куда надо”, на которые быстро отреагировали. Во времена Холодной войны и “охоты” за советскими шпионами лучше было “перебдеть”.
Так Нэш стал консультантом RAND (мозговой центр США по охране нацбезопасности).
В то время Джон уже был женат на своей бывшей студентке Алисии. Поначалу она скрывала странности мужа, пытаясь спасти его карьеру. Но со временем делать это становилось все сложнее.
Среди студентов Джону мерещились коммунисты-подпольщики, поэтому профессор просто сбегал с лекций. В голове его звучали постоянные голоса.
По рассказам жены ночами Нэш разговаривал с пустым креслом о “тайных сведениях” и “заговоре против Америки”. Он говорил про себя в третьем лице, испытывал постоянный неоправданный страх, писал бессмысленные письма и звонил бывшим коллегам.
Алисия принудительно поместила мужа в частную психиатрическую лечебницу. Там и был поставлен диагноз “параноидальная шизофрения”. После выписки он еще какое-то время работал в университете.
Но Джон под напором болезни сам все испортил.
Ему предложили должность декана математического факультета в университете. На что гений заявил: “Не намерен тратить время на всякие глупости. Хочу быть императором Антарктиды”.
Это стало “точкой невозврата”. И в том же 1959 году Джона Форбса Нэша уволили.
Борьба за равновесие в голове
В 1961 году Джона вновь определили в лечебницу в Нью-Джерси. Здесь он прошел курс прогрессивной тогда “инсулинотерапии”, когда ученого искусственно ввели в кому.
Лечение было жестким и рискованным, но жена на тот момент другого выхода не видела.
После выписки ситуация не изменилась. Нэш внезапно уехал в Европу. А в 1963 году Алисия решилась на развод.
По возвращении Джон вновь устроился преподавателем в Принстонский университет. Помогли бывшие коллеги. Они же нашли ему хорошего доктора, который назначил подходящую легкую терапию.
И вроде бы все шло хорошо, но Джон быстро отказался от приема лекарств под предлогом, что они подавляют его умственную деятельность.
Паранойя вернулась. Нэш потерянно бродил по университету, писал на досках мелом какие-то непонятные формулы, не обращал внимания ни на что вокруг. Студенты прозвали его за это фантомом.
Нобелевская премия
Неожиданно к пятидесяти годам болезнь отступила.
Врачи не понимали, в чем дело, ведь никакого лечения Джон больше не проходил.
Однако, сейчас уже известный научный факт - симптомы шизофрении ближе к старости становятся менее заметны.
Сам Нэш объяснял это так: “Я научился не обращать внимания на болезнь и усердно занимался любимым делом”.
1994 год оказался знаковым в жизни математика. Он стал Нобелевским лауреатом по экономике за свою диссертацию, написанную в 21 год.
Если бы не “голоса в голове”, которые портили всю его жизнь - возможно, награда нашла бы его гораздо раньше.
Как известно, математикам Нобелевская премия не положена.
Но Джон Форбс Нэш является первым и единственным обладателем двух премий - Нобеля и Абеля.
Абелевская премия - высшая награда для математиков.
Перед смертью ученый писал: “Я мыслю здраво, но не испытываю счастья, которое положено выздоравливающему. Здравый ум ограничивает представления ученого о его связи с космосом”.
Может и правда, в этом есть суть явлений… Как думаете?
Подписывайтесь на канал и погружайтесь с нами в Суть явлений
Ставьте 👍, оставляйте свое мнение в комментах - так еще больше людей прочитает эту публикацию