Вопросы истинного просвещения занимали важное значение в умах современников николаевской эпохи, и особенно во времена правления Александра II. Николай I призывал родителей обратить всё их внимание на «нравственное воспитание детей». «Я хочу воспитать в моём сыне человека, прежде чем делать из него государя». (о буд. Им-ре Александре II)
Ход жизни требовал от Императора грамотных чиновников, инженеров, агрономов, врачей, учителей, и правительство Александра II откликалось на эти насущные требования, развивая широкую сеть начальных, средних и высших учебных заведений. Интересен тот факт, что школы, волостные управы и т.д. проектировались, по желанию императора в чисто русском вкусе и стиле.
Уделялось внимание и народному просвещению. Главным шагом в этом направлении была отмена крепостного права, так долго и обстоятельно подготовленная Александром II.
Ф.И. Тютчев весьма благожелательно относился к подобным шагам императора, поскольку хорошо знал, как обстоят дела с народным образованием на местах. Обстановка в Овстуге не радовала его: убогие крестьянские дома, тяжёлый физический труд, болезни, отсутствие возможности для детей крестьян получить какое-либо образование.
Особое отношение к Овстугу и его жителям было у Марии, младшей дочери поэта. Что понять причину, по которой она так целенаправленно шла к открытию в селе образцового училища, нужно ознакомиться с её личностью и отношением к окружающему миру. Вот что она писала сестре Анне в Царское Село из Овстуга: «Я наслаждаюсь Овстугом и хотела бы переправить это чудо хотя бы на несколько часов, потому что никакое описание не даст этого тёплого благоухающего воздуха, не даст послушать тысячи птиц, которые своим пением наполняют окрестности. Здесь всё по-прежнему, и по-прежнему это дивно, ничего не изменилось. Будто мы проснулись после долгого сна».
Овстуг был для Марии приютом, здесь она сразу врастала в эту, только с виду, растительную жизнь, созерцательную и вдумчивую. «Здесь, кроме красоты неба, свежести зелени, нужно сосредоточиться на духе. Всё это я ощутила в первый день и продолжаю об этом думать, и я себе часто повторяла, что нужно было бы сделать какие-то изменения в Овстуге, чтобы он был лучше. Я не жалуюсь нисколько, потому что я совершенно привыкла, вернулась к нашим прежним привычкам и убеждена, что новая дорога будет хуже старой».
Мария пишет, что много читает, что даёт уроки (она называет ученицу Варенькой), что эта девочка - редкая умница. Уроки она оценивает как «упражнение на терпение» и надеется на свою выносливость, так как считает, что преподавание рождает привычку к кропотливому и упорному труду.
Открытие школы для крестьян стало закономерностью, так как не только Мария, но её старшая сестра Анна (мечтавшая о педагогическом деле), братья Дмитрий и Иван тоже проявляли интерес к появлению в Овстуге школы.
Для Марии же это был вопрос принципиальным. Ещё в детстве общаясь со своими сверстницами, крестьянскими девочками, она с годами продолжала следить за их жизнью. Приезжая в Овстуг, навещала их жилища, а когда те выходили замуж, становилась крёстной матерью для их детей. Это не случайно, ведь воспитывалась она в любви к Богу и ближним. Особенно занималась дочь поэта детьми малоимущих родителей и теми, кто нуждался в особом попечении. Она привозила с собой в Овстуг лекарства (насколько это было возможно) и раздавала их тяжелобольным детям и их родителям.
В письме к Анне за 1860 год она передаёт сестре благодарность некой Авдотьи, матери её крестницы за то, что маленькая воспитанница хорошо читает и получила в награду за это две маленьких книжки. Мария напоминает сестре об обещании прислать в Овстуг ещё книги, потому что все, что были, она уже раздала и у неё постоянно просят ещё и ещё. В этом же послании сообщает, что оба их брата настроены на отмену крепостного права.
Интерес к жизни овстугских крестьян не был случайным эпизодом в жизни Марии. В сентябре 1867 года из Овстуга она писала, что «накануне 15 августа, во время Всенощной, благодарила Господа за то, что она в России, что русская, что молится в маленькой убогой деревянной церкви, напоминающей ту, где молится святой Сергий (по крайней мере, мне так представляется). Чувство моё было искренне, оно позволило мне измерить тот ужас, что я ощущаю перед жизнью на Западе и насколько в глубине души я именно такая, какой меня узнали там». В письме она упоминает строки своего отца, Ф.И. Тютчева:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Привязанность Марии к родовому имению отца трансформировалась в искреннее сочувствие к русскому народу, в желание изменить его жизнь к лучшему. Для будущей школы было выбрано здание, бывшее домом управляющего овтсугским хозяйством: деревянное, цоколь и фундамент кирпичные; кровля четырёхскатная. Прямоугольные окна декорированы простыми наличниками. В центре фасада-резное деревянное крыльцо под двух скатной металлической кровлей. По желанию императора, подобные здания строились в русском стиле и вкусе.
Дочь поэта глубоко сочувствовала бедственному положению части овтсугского крестьянства, но особое сожаление у неё вызывало положение детей. Она не могла не видеть ужасающей смертности среди малолетних жителей села и рядом лежащих поселений, но более всего её беспокоило отсутствие какой-либо перспективы для крестьянских детей. Недоступность хотя бы начального образования означала для них повторение пути родителей. А Мария, тесно общаясь с детьми, отмечала их сметливость и разумное отношение к природе, к старшим, к обитателям тютчевской усадьбы. Она убеждалась в их здравом, осмысленном взгляде на мир и бы в крайней необходимости именно народного, всеобъемлющего образования и воспитания.
Сам Ф.И. Тютчев, полностью разделяя взгляды своих детей, и прежде всего Марии, тем не менее считал, что открытие школы в Овстуге не решит всей проблемы, поскольку этот вопрос должен решаться в правительстве и распространяться по всей стране. Но дочь его была убеждена в том, что большое дело должно начинаться с малого. Ей казалось, что пример Овстуга станет отправной точкой для соседних, а далее и других волостей и уездов. Насколько серьёзным и ответственным было её решение, можно судить по проделанной ею подготовке к открытию школы.
Став попечительницей училища, она должна была изучить опыт подобных учебных заведений, серьёзно проработать методические рекомендации, учебные программы, постичь суть, содержание и принципы народного образования. Политика Императора в области народного образования была изложена в специальных документах, например, «Задачи и организация школьного дела в уезде». Цель образования, по мнению властей, состояла в удовлетворении потребностей народа и средств для дальнейшего образования школьников. Средства эти-развитие в них религиозно-нравственных начал, навыка и расположения к наблюдению окружающих предметов и явлений, умения пользоваться книгой и охоты к чтению.
Мария Фёдоровна считала, что воспитание крестьянских детей должно быть основано на любви к Отечеству, религии, осознанному труду, сохранении традиций и устоев русского народа. Она была уверена в том, что просвещение (т.е. образование и воспитание)- сильнейшая опора благонамеренной власти. Характерно, что много лет спустя, наблюдая за воспитанием внуков в Муранове, жена поэта Эрнестина писала, что «никакие ростки нигилизма никогда не смогут привиться в подобной среде».
Мария, как её родители, была уверена, что народ без просвещения есть народ без достоинства. Главная установка родителей никогда не должна меняться: вырастить достойных, честных, трудолюбивых, образованных и богопослушных людей.
В это время критично ухудшалось состояние здоровья мужа Марии, и она «теряла жизненные силы и необходимую энергию, чтобы сосредоточиться на настоящем»: «Я надеюсь на деревню, ибо это единственное место, где я чувствую, что живу». (Из письма сестре Анне)
«Скитальческая жизнь - не самое большое зло, когда живёшь ради общественного интереса». В то же время ее горячая любовь к близкому человеку, к герою обороны Севостополя - Н.А. Бирилёву, воплощалась в чувство гражданского долга. В 1870 г. она вступает сестрой милосердия в прообраз будущего Красного Креста — Георгиевское общество попечения о раненых и больных воинах. Свято-Георгиевская община сестер милосердия начала свою деятельность 26 ноября 1870 года под покровительством цесаревны Марии Федоровны, супруги будущего императора Александра III.
Цели и задачи Общины были определены в ее уставе очень широко: «Главная цель Общины – подготовление сестер милосердия для ухода за больными и ранеными в военное время – находится в прямой связи с другим высокоблаготворительным делом доставления возможности нуждающимся классам одной из беднейших частей города пользоваться лечением и уходом бесплатно». Помощь нуждающимся понималась как разностороннее благотворительное социальное служение. «Деятельность Общины, – говорилось в отчете за 25 лет ее существования, – была не менее велика и полезна в мирное время, чем в военное».
Мария Фёдоровна очень беспокоилась о состоянии здоровья матери, Эрнестины Фёдоровны. В 1870 году, будучи в Овстуге, она с тревогой писала о сильной простуде, катаре и ревматизме матушки. Тревоги приводят к невралгическим болям в голове и постоянному кашлю. Она пишет по этому поводу: «Нужно столько смирения, чтобы перенести все горести. Но я не хочу роптать; Бог справедлив и милосерден. Каждое утро мы присутствуем на Богослужении». В это же время её мучают известия о войне: «Только бы наша бедная Россия не была бы призвана испить эту чашу на кровавой арене, только бы, если вдруг случится, были бы мы готовы защищаться от наших врагов!»
Принимая на себя бесконечные заботы о близких, разделяя тревоги о судьбе России, Мария Фёдоровна меньше всего заботилась о своём собственном здоровье. В.Д. Гамолин основатель тютчевской усадьбы в Овстуге, так писал о ней:
Платок порой пропитан кровью,
Рвѐт кашель грудь. Дни занята:
Еѐ заботой и любовью
Крестьяне стали, их мечта.
Родному краю школу надо,
Ах, поскорее бы открыть.
Спешит, спешит… И сердце радо!
На детвору глядит с отрадой,
А жизнь уходит… Только б жить!
Мария Фёдоровна на свои средства не только привела в порядок здание будущей школы, но и расширила его почти вдвое. «В нижнем (школа двухэтажная) этаже помещался один класс младшего отделения, через перегородку мастерская, далее превосходные кухни. На втором этаже остальные классы и квартиры учителей. В школе есть прекрасная фундаментальная библиотека и недурная ученическая. Вообще в книгах здесь недостатка не замечается. В документе, хранящемся в Государственном архиве Брянской области, говорится: «Дочь Тютчева, жена флигель-адъютанта, капитана 1 ранга Мария Федоровна Бирилева, желая способствовать распространению грамотности, принимает на себя единовременные издержки па перестройку дома под училище, со всеми строительными материалами, а также на снабжение школы училищными принадлежностями». [Алексеев В. П. «Тютчевский Овстуг»: очерк-путеводитель. Брянск. 2000 г.]
Благодаря стараниям Ф. И. Тютчева и его дочери М. Ф. Бирилевой в Овстуге в 1871 г. было открыто образцовое училище с пятигодичным сроком обучения. Это была самая крупная сельская школа в Брянском уезде. Дочь поэта была попечительницей Овстугского училища и, уехав в Петербург, продолжала заботиться о нем: высылала книги, наглядные пособия, переписывалась с учениками.
Для Марии Федоровны весь 1871 год был занят заботами по подготовке к учебным занятиям. В течение года она, как челнок, снует между Овстугом и Петербургом. Это стало возможно только благодаря железной дороге.
Первая поездка в Овстуг длилась с 30 мая по 20 июня. 27, 28 и 29 июня к ней в Петербург приходят три телеграммы из Овстуга. 30 июня и 1 июля к ней приезжают посланцы из Овстуга. 2 июля — снова телеграмма и письмо из Овстуга. С 4 по 12 июля Мария Федоровна снова в Овстуге. С 19 июля до конца октября она в Овстуге готовит школу к открытию. 27 июля прибывает будущий учитель. 17 августа для школы получают икону. 5 сентября она с удовольствием констатирует: «Учитель перебрался в Овстуг на жительство». 9 сентября: «Первые мальчики пришли в училище». 21 октября училище было освящено, и только 24 октября Мария Федоровна с чувством выполненного долга снова уезжает в Петербург. 23 ноября и 26 декабря она получает первые письма от Мамаева и учеников из Овстуга... Школа пользуется процентами с 6000 капитала, положенного на нее Бирилёвой. При школе есть волшебный фонарь. Честь приобретения этого фонаря принадлежит учителю Марочкину, которым была устроена подписка на это. На инициативу доброго дела быстро откликнулась местная интеллигенция. Первыми жертвователями были местные владельцы Гвоздиковы, которым вскоре последовали и многие другие. В самом непродолжительном времени собралась порядочная сумма (79 руб.), на которую и был куплен фонарь. Теперь очень часто бывают чтения с туманными картинами. Крестьяне очень довольны школою и с охотою посылают туда своих детей. [Газета «Орловский вестник» 1900 г., № 32, 2 июня]
Овстугское 2-х классное М.Н.П. училище имени Марии Тютчевой. Учащихся 168 мальчиков, 21 девочка. Учитель-заведующий Борис Григорьевич Марочкин. Окончил курс в Карачевской учительской семинарии, вероисповедания православного. В службе с 1 сентября 1887 года, в должности с 1 сентября 1899 г., жалование от казны 330 руб.
Учитель Николай Егорович Серебряков. Окончил курс в Карачевской учительской семинарии, вероисповедания православного, в службе с 1 ноября 1885 г., в должности с 1 сентября 1899 г., жалование от казны 330 руб.
Помощник учителя Виктор Семенович Семов, имеет свидетельство на звание учителя начального училища, вероисповедания православного, в службу с 24 октября 1894 г., в должности с 1 января 1900 г., жалование от Почетного Блюстителя 240 руб., за уроки из казны 60 руб.
Законоучитель православного исповедания Василий Архангельский. Окончил курс в Орловской духовной семинарии. В службе с 1 октября 1899 г., в должности с 1 мая 1894 г., жаловние от казны 150 руб. Первые три года учебы считались первым классом и соответствовали курсу начальной школы, а четвертый и пятый год соответствовали -курсу второго класса Овстугское двухклассное училище находилось в ведении. Министерства народного просвещения, носило имя Марии Бирилевой. [ФОНД 4, опись 1, дело 198, лист 133]
С 1876 года, когда был первый выпуск учеников, окончило курс учений 317 чел., из которых более 30 человек, по окончании курса в учительской семинарии, в настоящее время состоят на должности учителя.... Всех же учащихся с основания училища было 1200 ч. Количество учащихся ежегодно увеличивалось, и в настоящем году достигло почтенной цифры 190.
Несмотря на ежегодно усиливающееся количество учеников, средства училища оставались без всякого увеличения, и 244 руб.60 коп., ассигнуемых некоторыми обществами Овстугской волости, совершенно недостаточно на удовлетворение самых насущных нужд училища. Из этой суммы надо было содержать сторожа (120 руб.), Отопить (8 печей) и осветить училищное здание, застраховать его, приобрести в достаточном количестве учебных и классных принадлежностей для 190 учащихся и покрывать мелкие расходы по ремонту училищных построек.... Имею честь покорнейше просить Собрание ассигновать ежегодно на хозяйственные расходы означенного училища сто рублей (100р.) или сколько будет возможно». [«Государственный архив Брянской области»]
Здоровье Марии Федоровны было подорвано заботами о муже, о школе и общественными делами. У нее обостряется туберкулез. Лечение у Боткина и на липецких водах, в курортном баварском городке Рейхенгалле не дают эффекта. 2 июня 1872 г. Мария Федоровна скончалась.
Многие поколения учеников Овстугской школы пронесли по жизни в памяти эти незабываемые уроки: «Верьте себе и живите, напрягая все силы на одно: на проявление в себе Бога, и вы сделаете всё, что вы можете сделать и для своего блага, и для блага всего мира. Ищите царствие Божия и правды его, а остальное приложится вам».
Смерть дочери нанесла тяжелую травму родителям. В январе 1873 года Ф.И. Тютчев в послании, адресованном Е.С. Шеншиной, вспоминает об ушедшей из мира дочери Марии:
Привет еще тебе от тени той,
Обоим нам и милой, и святой,
Которая так мало здесь гостила,
Страдала храбро так – и горячо любила,
Ушла стремглав из сей юдоли слез,
Где ей, увы! – ничто не удалось –
По долгой, тяжкой, истомительной борьбе
Прощая все и людям, и судьбе.
И свой родимый край так пламенно любила,
Что, хоть она и воин не была,
Но жизнь свою отчизне принесла;
Вовремя с нею не могла расстаться,
Когда б иная жизнь спасти ее могла!
Жизнь Марии Фёдоровны Бирилёвой - пример достойной дочери своего знаменитого отца, воспитавшего своих детей в соответствии с нравственными и духовными традициями. Это была короткая, но очень яркая жизнь доброй, отзывчивой и ответственной женщины, служившей совей семье, Отечеству и Богу. Её упорное стремление отречься от праздной, размеренной жизни и посвятить себя служению близким, добрым делам и конкретным поступкам вызывает уважение. Будучи мягкой и отзывчивой по натуре, она становилась твёрдой и непреклонной, когда необходимо было проявить характер. Школа, носящая её имя, подарила осмысленную жизнь тысячам крестьянских детей и навсегда осталась символом праведной и честной жизни её основательницы.
В.Д. Гамолин в стихотворении «По зову сердца» написал в честь 140-летия основания школы в Овстуге в 2001 году:
О, если б Тютчев к нам с Марией,
Любимой дочерью своей,
Пришли-желанные, родные
Сейчас сюда на юбилей.
Да мы же чувствуем сердцами,
Что здесь они-во всей яви,-
Незримо души их меж нами
Витают, полные любви
К России, к Овстугу. И мнится,
Душа их радости полна
За нас, за нас! Взошли сторицей
Посеянные семена
И школа, созданная ими,
Мужала, крепла и росла,
Делами добрыми своими
Преображая жизнь села.
Орденоносная по праву.
Святому имени верна,
Снискала подлинную славу
В своём Отечестве она.
Список источников:
1. Алексеев В. П. «Тютчевский Овстуг»: очерк-путеводитель. Брянск. 2000.
2. Буклет «100 лет овстугской школе им.Ф.И.Тютчева. Составитель В.Д.Гамолин. 1971 г.
3. Газета «Орловский вестник» 1900 г., № 32, 2 июня
4. МА. Ф.1. Оп.1. Д.. 184. Дневник М. Ф. Бирилевой. 1871 г. Л. 101 МА. Ф.1. Оп.1. Д. 566
5. Музей-усадьба Ф. И. Тютчева в Овстуге, фонды. «Охранительная опись недвижимого имущества в имении Ф. И. Тютчева». 1874 г. (без шифра). «Опись» передана в дар музею Н. В. Пигаревым, правнуком поэта, 14.06.1986 г.
6. Чагин Г. В. Родина поэта. Литературное наследство. Т.97, Кн.2. М. 1989.
Лемешова Марина Алексеевна,
младший научный сотрудник ГАУК «Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»
Материалы "Гамолинских чтений-2021".