Речные круизы по России стали доступом дороже, увеличившись в цене от 7% до 12% в зависимости от уровня сервиса. Однако это не ставит конец популярности такого отдыха. Для ближайшего и даже 2025 года уже забронировано половина мест, даже на дорогие экспедиционные туры на Северный полюс. Их предпочитают приобретать иностранцы, пока нет свободных кают. Рынок пассажирского речного судоходства переживает настоящий бум. На Москве-реке навигация начинается в конце апреля, когда планируют начать и первые круизные маршруты. Туры выходного дня, хоть и самые удобные, стали далеко не бюджетными.
Майский круиз из Москвы в Углич и обратно теперь обойдется не менее чем в 35 тыс. рублей за человека на стандартную палубу в каюте на троих. Каюты класса "люкс" начинаются от 70 тыс. рублей с трёхразовым питанием и экскурсиями. В Твери самые доступные каюты "делюкс" стоят от 80 тыс. рублей, а "гранд-делюкс" с балконом уже почти за 200 тыс. рублей. Экспедиционные туры, например, по Енисею, начинаются от 500 тыс. рублей за неделю.
Несмотря на рост цен, спрос на круизы превышает прошлогодний. Основные причины увеличения стоимости - рост расходов круизных операторов и повышение цен на экскурсии. Дефицит сертифицированных гидов в городах также вносит свои коррективы. Однако компании не повышают стоимость туров прямо на 30%, лишь незначительно на премиальных теплоходах. В прошлом году речные круизы перевезли около 400 тыс. пассажиров, и прогнозы на текущий год еще более оптимистичны.
Сегодня на рынке действуют около 20 круизных компаний, но основную долю предложения покрывает всего четыре из них. Внутренний туризм открыл новые возможности, и игроки активно расширяют флот, запускают новые маршруты и привлекают известных личностей на борт. Расписание круизов на следующий год уже сформировано, что позволяет сэкономить до 10%. Несмотря на дороговизну, до конца февраля действует акция "раннего бронирования" со скидками до 7%.
Недостаточная глубина на реке Волга между Нижним Новгородом и Городцом создает некоторые трудности, вызывая изменения в расписании круизов. Не только гиды и транспортные компании, но и сама инфраструктура городов едва справляются с таким наплывом теплоходов. Помимо отдыхающих из России, на борту становится все больше иностранцев, преимущественно из Китая. Они интересуются не только маршрутами до Санкт-Петербурга, но и экспедиционными турами на Северный полюс.
Однако проблема возникает в том, что не хватает судов для удовлетворения спроса. В этом году на программы к Северному полюсу приходится около 50% иностранцев из Китая. Российская Арктика и Дальний Восток закрыты для них, что могло бы стать отличной возможностью для реновации старых российских научных судов и развития туризма. Все круизы на Северный полюс летом 2024 года уже практически распроданы по цене от 2,5 млн рублей за двухнедельное путешествие из Мурманска, а "люкс" на ледоколе обойдется в 4 млн рублей с человека.