О самом кургане мы уже рассказывали в нашей заметке про Золотой Сосуд.
Как и многие другие артефакты из кургана, Большой Золотой Олень из кургана Куль-Оба, экспонируемый ныне в Золотой кладовой Эрмитажа так, что его видно от самого входа, попал поначалу в руки грабителей.
Поль Дебрюкс, который руководил раскопками, предпринял розыск похищенного. Ему удалось убедить человека, похитившего оленя, вернуть его градоначальнику.
"Вещь представляет оленя, терзаемого собакой, которая схватила его за горло; на олене изображены несколько животных, среди прочего грифон; работа весьма посредственная, и вещь из электрума» (П. Дюбрюкс. Собрание сочинений. Том I. Тексты. СПб: «Коло». 2010. С. 186-188).
Массивная бляха в виде фигуры лежащего оленя сделана из электра - естественного сплава золото и серебра. Длина бляхи - 315 мм.
На ней есть изображения грифона, зайца и льва на его туловище и собаки.
На шее оленя -надпись "ΠΑΙ".
По мнению известного археолога Михаила Илларионовича Артамонова, бляха представляет собой примечательное явление, в высшей степени характерное не только для греко-скифских отношений, но и для того положения, в котором оказались наследники древних варварских вождей в условиях античного рабовладельческого города. Она воспроизводит ставший уже архаическим тип нащитного украшения, известного по превосходным образцам VI в. из станицы Костромской и Келермеса, вероятно, давно уже ставший традиционным для определённой социальной группы местного варварского общества, своего рода гербом какой-то варварской династии.
Но, судя по всему, мастер ювелир, что создал эту бляху, явно не смог проникнуться культурой и символизмом скифской цивилизации. Он не смог понять саму суть скифского звериного стиля:
- Фигура оленя получила сухие, безжизненные очертания, могучие откинутые на спину рога слились с туловищем, наделенным не свойственной оленю прогнутой спиной, трактовка широкими плоскостями выродилась в бессмысленную геометризацию, а характерные для скифского искусства дополнительные изображения оказались чисто внешним образом наложенными на те или иные части туловища оленя. Замечательно, что мастер куль-обской бляхи, пытаясь в образе оленя воспроизвести древний скифский оригинал, в дополнительных изображениях начисто отказался от стилизации и остался целиком и полностью верным привычным для него формам греческого искусства.
(цитата из книги Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов
в собрании Государственного Эрмитажа, 1966 г)
Но какой бы не был взгляд специалиста на это изделие, мы все равно восхищаемся этим изумительным артефактом, сделанным 2 500 назад.
Друзья, если вам интересная история Крыма, античная и средневековая нумизматика - подписывайтесь на мой канал в Телеграмм: Интересный Крым
Магазин туристического снаряжения "Мир Приключений" -все для туризма: рюкзаки, спальники, палатки, посуда,обувь...