Обзор британских медиа
🗞The Guardian в статье-эксклюзиве «Едва ли 10% европейцев верят, что Украина ещё может победить Россию, показал опрос» объясняет что сдвиг в настроениях требует от политиков ЕС сосредоточиться на определении приемлемого мира. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Поддержка Украины среди европейцев остаётся широкой, но спустя почти два года после полномасштабного вторжения едва ли 10% верят в то, что она сможет победить Россию, согласно результатам опроса, проведённого в масштабах всего ЕС [ой! Неожиданно, правда? — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Смена настроений - в прошлом году в это время больше европейцев заявляли, что Украина должна вернуть себе все утраченные территории - потребует от политиков более «реалистичного» подхода, который сосредоточится на определении того, что на самом деле должен означать приемлемый мир, утверждают авторы доклада.
«Чтобы доказать необходимость дальнейшей европейской поддержки Украины, лидерам ЕС придётся изменить то, как они говорят о войне», - сказал соавтор Марк Леонард из Европейского совета по международным отношениям (ECFR), по заказу которого проводился опрос.
По словам Леонарда, большинство европейцев «отчаянно хотят предотвратить победу России», но не верят, что Киев может одержать военную победу, поэтому наиболее убедительным аргументом для всё более скептически настроенной общественности является то, что продолжение помощи «может привести к устойчивому миру на основе переговоров, который будет выгоден Киеву, а не к победе Путина».
Январский опрос, проведённый в 12 странах-членах ЕС, включая Францию, Германию, Венгрию, Италию, Нидерланды, Польшу, Испанию и Швецию, показал, что застопорившееся контрнаступление Украины, растущие опасения относительно изменения политики США и перспектива второго президентского срока Дональда Трампа подпитывают пессимизм в отношении исхода войны.
Опрос был проведён перед отступлением Украины в выходные из восточного города Авдеевка, что принесло России самую значительную военную победу с момента взятия Бахмута войсками «Вагнера» в мае 2023 года. Россия начала полномасштабное вторжение на Украину 24 февраля 2022 года.
Доклад «Войны и выборы: Как европейские лидеры могут сохранить общественную поддержку Украины», выяснилось, что только каждый десятый европеец из 12 стран, участвовавших в опросе, верит в победу Украины на поле боя, в то время как вдвое больше (20%) предсказывают победу России. Даже в наиболее оптимистично настроенных странах-членах ЕС - Польше, Швеции и Португалии - менее одного из пяти (17%) верили, что Киев сможет одержать победу.
Во всех странах, как показал опрос, наиболее распространённым мнением, разделяемым в среднем 37% респондентов, было мнение, что война закончится компромиссным урегулированием, хотя некоторые страны были более заинтересованы в таком исходе, чем другие.
В Швеции (50%), Португалии (48%) и Польше (47%) респонденты чаще говорят, что Европа должна помочь Украине дать отпор, в то время как в Венгрии (64%), Греции (59%), Италии (52%) и Австрии (49%) они предпочитают подтолкнуть Киев к принятию решения. Во Франции, Германии, Нидерландах и Испании мнения разделились более равномерно.
Опрос показал, что многие европейцы всё чаще считают, что война России против Украины имеет к ним непосредственное отношение: 33% опрошенных заявили, что она оказывает большее влияние на их страну и Европу (29%), чем война на Ближнем Востоке (против 5%, утверждающих обратное по обоим пунктам).
Возможное возвращение Трампа в Белый дом в целом было воспринято как плохая новость: 56% респондентов из 12 стран заявили, что будут очень или почти очень разочарованы, если бывший президент будет переизбран.
Единственным исключением стала Венгрия, где 27% респондентов заявили, что будут рады возвращению Трампа, и 31% - разочарованы. Аналогичным образом, сторонники только одной крупной политической партии - венгерской Fidesz - надеялись на победу Трампа.
Среди других крайне правых партий, ранее выражавших поддержку Трампу, лишь около трети избирателей немецкой AfD, австрийской FPÖ или «Братьев Италии» заявили, что будут рады его возвращению, а среди сторонников французского «Национального объединения» и польского «Права и справедливости» настроения в пользу Трампа ещё слабее.
Если США прекратят военную помощь Украине при президентстве Трампа, 41% европейцев заявили, что ЕС должен либо увеличить свою поддержку, либо сохранить её на нынешнем уровне, а 33% предпочли бы, чтобы ЕС последовал примеру США.
Во вторую годовщину вторжения России на Украину авторы доклада отметили, что европейцы не испытывают «героического настроения» и даже оптимизма по поводу сложившейся ситуации. Однако, по их словам, приверженность европейцев делу предотвращения победы России не изменилась.
По их мнению, задача западных политиков - успешно преодолеть дихотомию между падением уверенности населения в том, что война закончится, и желанием сохранить поддержку, чтобы не допустить победы России.
«В то время как Европа и США вступают в сезон выборов, поиск определения мира станет важнейшим полем битвы», - пишут авторы. «Лидерам придётся найти новый язык, который будет резонировать с нынешними настроениями».
Иван Крастев, другой соавтор доклада, считает, что наибольшая опасность заключается в том, что Трамп - и российский президент Владимир Путин, который намекнул, что он открыт для переговоров на своих условиях, - «попытаются представить Украину и её сторонников как партию «вечной войны», в то время как они претендуют на мантию «мира».
«Победа России «не является миром», - говорит Крастев, возглавляющий софийский аналитический центр «Центр либеральных стратегий». «Если ценой прекращения войны станет превращение Украины в ничейную землю, это будет поражением не только для Киева, но и для Европы и её безопасности».
Автор: Джо Хенли. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ой, как же всё-таки так получилось-то, а? Кто-то осенью 2022-го года даже призывал Россию поскорее сдаться, выплатив репарации, чтобы Украина не забрала Белгород с Ростовом, а в Германии, когда я говорил, что не сомневаюсь в исходе войны в пользу России, на меня смотрели с жалостью, искренне веря в силу западного оружия и неукротимый бандеровский дух.