Наверняка многие из вас, дорогие читатели, помнят историю женщины с арбалетом, которая июльским утром прошлого года пыталась помешать рабочим начать замену лифта в доме № 14 на улице Генерала Лизюкова. Поводом стало то, что в этом доме ремонт инженерных систем, которого просили все жильцы, перенесли с 2022 года на 2050-й. А вот подъёмники, которые вполне исправно работали, заменили. В 2024 году этот очаг социальной напряжённости может очень заметно разрастись. Такой вывод мы сделали по итогам встречи с журналистами министра ЖКХ и энергетики Воронежской области Евгения Бажанова.
В далёком теперь уже 2011 году был принят Технический регламент Таможенного Союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011). С тех пор он несколько раз редактировался. Документ в нынешней редакции предусматривает, что назначенный срок службы лифта составляет 25 лет. А также, что до 15 февраля 2025 года все лифты должны быть приведены в соответствие с регламентом. То есть, авторы регламента немного завуалировали прямое требование — заменить до 15 февраля все лифты, которым более 25 лет.
Техрегламент не описывает, за чей счёт должны меняться лифты. Но так как по Жилищному кодексу дом — собственность жильцов, то выходит, что это обязанность собственников квартир. Именно таким соображением руководствуются власти всех регионов, и поэтому с 2015 года замену лифтов включают в программы капремонта на взносы владельцев квартир.
Лифтов, которым более 25 лет, в многоквартирных домах России, по данным Минстроя на осень 2023 года, 81,5 тысячи. А в Воронежской области, как рассказал Евгений Бажанов, около 2 800. Около тысячи из них в зону ответственности властей не попадают. Это лифты в тех многоквартирных домах, жильцы которых приняли решение формировать фонд капитального ремонта на специальном счёте. Соответственно, заменой лифтов в этих домах должны озаботиться сами жильцы.
А вот порядка 1 800 лифтов, если следовать букве закона, должны заменить областные власти — на средства, которые получил в виде взносов Фонд капремонта. В беседе с корреспондентом «МОЁ!» Евгений Бажанов, конечно, был осторожен в высказываниях. Но цифры, которые мы запросили, говорят сами за себя.
Итак, всего в 2023 году общая стоимость выполненных по тендерам Фонда капремонта работ составила три миллиарда 816 миллионов рублей. Из них на замену лифтов было израсходовано 1 миллиард 800 миллионов рублей. То есть, 47% всех средств программы капремонта ушло на лифты. Это рекорд.
На эти средства были заменены 689 лифтов. Таким образом, средняя стоимость замены одного подъёмника составляет 2,6 миллиона рублей. А значит, замена в 2024 году 1 800 лифтов может стоить около 4 миллиардов 700 миллионов рублей. То есть, больше, чем стоила вся программа капитального ремонта 2023 года.
Конечно, и взносов на капремонт в 2024-м будет собрано больше (в связи с ростом минимального размера взноса), и областные власти обещают субсидировать программу капитального ремонта. Но факт остаётся фактом — замена лифтов в 2024 году может съесть почти все средства, предусмотренные на капитальный ремонт.
Открываем на виртуальную карту планов ремонта на 2024 год, которую создал с помощью сервиса «Яндекса» Фонд капремонта. И действительно, примерно в двух третях домов, которые обозначены на этой карте, предусмотрены «ремонт или замена лифтового оборудования». Причём этот вид работ во многих случаях — единственный, который проведут в доме. Остальные, как и в случае с домом женщины с арбалетом, отложены на потом.
На пресс-конференции Евгений Бажанов рассказал, что Воронежская область по объёмам и темпам замены лифтов — третий регион в стране (после Москвы и Санкт-Петербурга). А после пресс-конференции в беседе с «МОЁ!» добавил, что власти осознают, сколько претензий могут получить от жильцов в связи с тем, что в доме отложены, к примеру, ремонт кровли и коммуникаций, но демонтируется и заменяется исправно работающий лифт. Министр ЖКХ осторожно дал понять, что областные власти попробуют предложить федеральным перенести сроки замены лифтов.
Похоже, к этой работе подключатся и другие регионы, которые будут даже не просить, а требовать отсрочки. Во всяком случае, осенью 2023 года заместитель генерального директора Фонда развития территорий (ФРТ) Олег Рурин на совещании в Совфеде сообщил, что несколько десятков регионов меняют лифты такими темпами, что выполнят требования техрегламента ближе к 2030 году.
А вдруг отсрочка приведёт к трагедиям? С одной стороны, вполне может. С 2018 по 2023 год в России произошло более 330 несчастных случаев, связанных с эксплуатацией лифтов, погибли 129 человек.
С другой стороны, как не раз рассказывали «МОЁ!» сотрудники лифтовых служб и организаций, которые производят освидетельствование лифтов, подъёмники можно сравнить с автомобилями. Если производитель добросовестный и заложил в механизм кратный запас прочности, если лифт правильно обслуживали и освидетельствовали, если лифт не перегружали, то подъёмник может прослужить и более 40 лет. Столько, к примеру, проработали советские лифты.