Нет необходимости подробно разбирать романы, входящие в списки наподобие «100 обязательных к прочтению книг». Людям читающим и так хорошо известны достоинства «Клима Самгина», а не читающие на этот канал вряд ли заглянут. Посему предлагаю вашему вниманию не самые знаменитые, но от этого не менее значимые интеллектуальные романы, увесистые, относительно новые и не очень.
Роман Тома Вулфа «Костры амбиций» получил книжную премию «Амбассадор» и был экранизирован в 1990 году. Далеко не новинка, но актуален как прежде. Герои – биржевой брокер, оказавшийся в катастрофической ситуации, и сильно пьющий журналист, для которого эта же самая ситуация – шанс выбраться из ямы. Не просто остросюжетная, а крышесносная вещь.
…Не допустит же Господь Бог — или фатум, — чтобы простой смертный предугадал Его решение... Ему непременно нужно, чтобы удары, которые Он обрушивает, сохраняли всю чистоту неожиданности.
…Когда пройдешь живой сквозь стену пламени, испытываешь одну из острейших и наименее изученных потребностей человека: информационное недержание. Так и тянет поведать миру о своих подвигах.
…Тебе не случалось иметь дела с логичными психами? Они ещё хуже, чем психи обыкновенные.
…Главное – не владеть, а контролировать. Вам, я думаю, не приходилось работать в котельной? Котлы кому-то принадлежат, но это совершенно ничего не значит, главное – надо уметь регулировать давление... Да. Если вы не способны регулировать давление, то рано или поздно взлетите на воздух со всеми своими подручными. Когда паровой котёл выходит из-под контроля, люди бегут от него во все стороны, спасая жизнь. И они тогда не думают, что этот котёл – их собственность.
…Знаете басню о летучей мыши? Птицы и звери затеяли войну. Пока побеждали птицы, летучая мышь говорила, что она птица, потому что летает. Когда побеждали звери, она говорила, что она зверь, потому что у неё зубы. Поэтому летучая мышь теперь днем не показывается. Всем противно её двуличие.
Тяжеленный кирпичик из серии «Книга не для метро» от Карла-Йогана Вальгрена. Начальной точкой романа «Кунцельманн&Кунцельманн» служит смерть коллекционера, с чьим наследием надо разобраться. Главный герой – Виктор Кунцельманн. Впрочем, можно ли назвать его героем? Талантливый художник, трусливый содомит, виртуозный фальсификатор, он выживает при нацистском режиме и позже – в эмиграции. И его сын, по-настоящему узнавший отца лишь после его смерти. Пафос на минимуме. Интрига – на максимуме.
…Правда может быть только одна, и только оставшись в одиночестве, она становится искусством. Искусство и есть единственная и высшая правда.
…Изображения жили в окружающем его мире – и одновременно в нем самом, так что ему оставалось только наилучшим образом их совместить. Он понял, что цельность – всего лишь иллюзия, оптический обман, состоящий из миллионов деталей, и эти детали, если захочешь, можно абстрагировать до бесконечности, до мельчайших строительных камешков вселенной. Картина – не что иное, как комбинация светотени, едва заметных изменений оттенков и геометрических узоров, и объединяются эти детали в единое целое только в человеческом сознании.
…Страна на грани войны. Англичане ставят нам палки в колеса, не соглашаются с законностью нашей территориальной экспансии. Французы прекратили экспорт сыров. Поляки без конца провоцируют нас на границе. Чехи, похоже, не особо довольны нашей бескорыстной помощью. Скоро только один Муссолини останется... Немного патриотизма очень уместно в такие времена.
…Как будто люди в нашей части света существуют в полдюжине вариантов, не больше. Никакой оригинальности, даже в извращениях. Все идет к уравниловке. Народ слушает одинаковую музыку, читает одни и те же книги и газеты, одевается одинаково и пьёт одинаковый кофе в одинаковых кафе «Старбакс».
Увесистый фолиант Лорана Бине «Седьмая функция языка» – деликатес для гурманов. Для такого пиршества необходим некоторый уровень подготовки, так называемый образовательный ценз. Интеллектуальный вес произведения не уступает весу физическому. Читатель, которому невыносимо заглядывать в сноски, этот шедевр не осилит и удовольствия от него не получит. А удовольствие, уверяю, заслуживает того, чтобы приложить усилия. Вроде бы политический детектив, но на самом деле с жанром не всё так просто. Наряду с вымышленными персонажами в лихо закрученном сюжете задействованы исторические личности: Жискар д`Эстен, Франсуа Миттеран, Умберто Эко и многие другие.
…Так что ни в чем нельзя быть уверенным, особенно в том, что два собеседника понимают друг друга, ведь никто не может знать наверняка, что он употребляет слова в точности в том смысле, что и его визави (в том числе на одном языке).
...тот, кто владеет речью, способен внушить боязнь и любовь и за счет этого становится потенциальным властителем мира, вот так!
…Как все книгочеи мира, попав в чужой дом, зачем бы они ни пришли, диссертант с интересом разглядывает выставленные тома.
…Приличия, как ни верти, – самый действенный способ принуждения.
…Безысходность мобилизует и как мобилизатор она опасна.
…Интуиция – такая же удобная штука, как бог, если не хочешь ничего объяснять.
Такие кирпичи, конечно, требуют массу свободного времени, но оно уж точно не будет считаться потерянным. Читайте: