Найти в Дзене
Спорт РИА Новости

Семнадцать ножевых: страшная трагедия лучшей фигуристки-одиночницы СССР

Оглавление

Предательство родителей и нищее детство, триумф в Сараево и мировая слава, неудачные браки и алкоголизм, лечение в наркологической клинике и жуткая смерть. РИА Новости — о Кире Ивановой, первой в истории СССР медалистке Олимпиады в женском одиночном катании.

Издевался над жертвой

Вечером 20 декабря 2001 года в ОВД района Отрадное города Москвы поступил сигнал: в квартире дома номер восемь на улице Декабристов обнаружен труп женщины с многочисленными ножевыми ранениями.

"Я почувствовала омерзительный запах. Позвала знакомую по этажу, мы потянули за ручку — дверь оказалась не заперта. Аккуратно зашли и в спальне увидели ее. Боже мой, на ней живого места не осталось! Наверное, маньяк какой-то был", — сказала прибывшим на место оперативникам соседка Маргарита Жирнова.

На залитой кровью кровати — среди мусора, бутылок водки и прочих следов бурных застолий — лежало изуродованное обнаженное тело. Это была тридцативосьмилетняя Кира Иванова, вице-чемпионка мира в одиночном фигурном катании (1985) и бронзовый призер Олимпийских игр 1984 года в Сараево.

"Мы восемь лет жили рядом, — рассказывала Жирнова. — Кира была очень хорошим, очень общительным человеком. Раньше постоянно тренировалась, потом занималась с детишками на катке. Но в последнее время не работала. И пила. Это ее, наверное, и погубило…"
-2

Судмедэксперты установили, что в крови Ивановой содержалась смертельная доза алкоголя, а ее сердце остановилось два дня назад — 18 января. Улики говорили о том, что убийца издевался над жертвой: нанеся семнадцать ударов ножом, он отрезал спортсменке волосы и разбросал их по всему дому, после чего незаметно исчез.

Версия следствия о грабителе, который ценой убийства забрал награды чемпионки, отпала практически сразу. Все завоеванные медали и кубки Иванова продала задолго до кончины, о чем писала в своем дневнике. Единственное, что нашли следователи, — это значок участника Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде (1980). Следов взлома на замке тоже не обнаружили, криков о помощи или звуков ожесточенной борьбы никто не слышал. Иванова сама открыла входную дверь — значит, за ней стоял кто-то из знакомых собутыльников. Все это навело на версию об убийстве на бытовой почве. Но преступника в итоге так и не нашли.

-3

"Очень скоро я уйду насовсем, но мне не страшно"

Кира Иванова завершила карьеру в 25 лет — после эпичных битв с Еленой Водорезовой, дисквалификации из-за пропущенного допинг-контроля на Спартакиаде, романа с чемпионом мира Владимиром Ковалевым и бронзы Олимпиады-1984 в Сараево, первой в истории СССР для женского одиночного катания СССР.

Оставив спорт, Иванова занялась тренерской деятельностью, снималась в кино, налаживала личную жизнь и мечтала о детях. После расставания с Владимиром Ковалевым она вышла замуж за артиста балета Большого театра Сергея Громова, но их брак довольно быстро распался. Параллельно Кира работала в Театре ледовых миниатюр Игоря Бобрина. Там она встретила своего второго супруга — одного из руководителей шоу Константина Тарелина.

Казалось, жизнь налаживается: рядом надежный мужчина, есть хорошо оплачиваемая работа… А в конце 1991 года и вовсе появилась уникальная возможность поработать тренером в частном клубе фигурного катания в Турции. Кира подписала контракт, но спустя две недели забеременела. Такой расклад перечеркивал все: работодатель имел право разорвать договор без выплаты компенсации. Пришлось выбирать: ребенок или работа. После долгих и тяжелых разговоров с мужем девушка решила сделать аборт. Но уже через три месяца турки все равно расторгли соглашение. Потеряв и работу, и чадо, Кира вернулась в Москву в состоянии морального опустошения.

Судьба словно испытывала Киру на прочность. Вскоре скончалась ее бабушка, потом совершила самоубийство младшая сестра Лена. Еще до истории в Турции Киру иногда замечали в приподнятом настроении. Но теперь она стала злоупотреблять алкоголем. Возвращаясь домой, муж часто заставал ее на кухне с бутылкой водки. Пытался вразумить, но тщетно: загулы и семейные ссоры не прекращались. В 1994-м году он не выдержал и подал на развод.

-4

Вскоре Иванову поддержало родное "Динамо". Ей предоставили каток и учениц. Поначалу Кира фанатично отдавалась работе, специалисты даже отмечали ее тренерский дар. Однако в 1996-м случилось очередное несчастье — она попала в автомобильную катастрофу. Иванова перенесла несколько операций, долго восстанавливалась и… снова запила.

Тут же посыпались жалобы. Родителей ее учеников в "Динамо" возмущало частое появление тренера на катке в нетрезвом состоянии. Соседи по квартире негодовали из-за шумных попоек с участием подозрительных личностей. В 2000-2001 годах, понимая, что дела идут все хуже и хуже, Кира шесть раз лечилась от пагубного пристрастия в наркологическом диспансере. Но увы, ничего не помогало: она уходила в затяжные запои, страдала от бессонницы, кошмаров и головных болей.

В "Динамо" ее терпели до сентября 2001-го. Восьмого декабря, за двенадцать дней до смерти, убитая горем Иванова сделала последнюю попытку вернуться к нормальной жизни — позвонила фигуристке Елене Александровой с просьбой о трудоустройстве на катке в Медведково. Подруга обещала помочь, но Кира больше не вышла на связь.

"Очень скоро я уйду насовсем, но мне не страшно, — написала в своем дневнике Кира Иванова. — В свои тридцать восемь я прожила все, что только можно представить. И мировую славу, которая закончилась забвением. И любовь с предательством в финале. И смерть самых близких мне людей. И наследство от пьющей матери, вследствие чего мой организм смертельно отравлен алкоголем. Теперь я осталась одна, и мне больше нечего ждать от этой жизни…"