Юрий Желябужский - оператор, сценарист, режиссёр игровых, документальных и анимационных фильмов. В кино пришёл в 1916 году - сначала как сценарист, позже пробовал себя и в других киношных специальностях. В 1918 году сотрудничал с Владиславом Старевичем.
Видимо, это сотрудничество оставило столь глубокий след, что позже Желябужский попробовал себя и в анимации - и отлично у него получилось! Очень жаль, что, сделав два мультфильма, он не продолжил работать в этом направлении.
Оба мультфильма сняты в соавторстве с удивительным человеком по имени Николай Бартрам.
Удивительный он потому, что, как и Желябужский (и как многие другие пионеры кино), был человеком разносторонним. Но в конце концов выбрал направление, которому и посвятил жизнь. Это направление - игрушки.
История игрушек, история народных промыслов. Бартрам не только изучал их, но и коллекционировал, а в 1918 году на базе своей коллекции создал Музей игрушек.
Музей этот жив до сих пор - теперь он располагается в Сергиевом посаде, продолжает развиваться и расширяться.
И первый фильм ("Приключения Болвашки"), о котором я сегодня расскажу, как раз связан с этим Музеем. Собственно, это именно фильм - в котором игровая часть совмещена с анимационной.
Компания ребятишек отправляется гулять и натыкается на здание Музея игрушки. Конечно, им интересно - и ребята идут в музей, где осматривают экспозицию, а затем знакомятся с директором музея (это, как раз, Николай Бартрам), который им показывает - откуда берутся игрушки, как их делают.
Бартрам ведет ребят в мастерскую, где пожилой Мастер делает деревянную игрушку (Болвашку) - это такой человечек, напоминающий Буратино - только без длинного носа. Руки/ноги у него на шарнирах, и Мастер, доделав и нарядив игрушку, показывает детям - как Болвашка движется, как меняет позы.
Ребята в восторге и, придя домой, во дворе рассказывают о своем посещении Музея.
Мальчишка-рассказчик до того впечатлился, что нафантазировал целую историю о приключениях Болвашки: как он встал, пошёл, что делал, в какие переплёты попадал.
Вот эта часть, про приключения Болвашки, и является мультфильмом - кукольным, выполненным в технике покадровой анимации.
Второй мультфильм называется "Каток" - он чисто рисованный. Художники, кстати, весьма известны в мультипликационном мире - это Даниил Черкес и Иван Иванов-Вано. А идею мультфильма подал Бартрам, он же написал сценарий.
Мультфильм сделан невероятно классно - человечки тут простенькие, но как великолепно переданы движения! Зрелище завораживающее, честное слово.
Сюжет простой - мальчишка в дырочку наблюдает за катком и людьми, которые там катаются. Ему очень хочется тоже попасть туда, но без билета не пускают, а денег на билет у пацана нет. Да что там денег - у него и конёк-то только один.
Но мальчишка - хитрый, он находит способ пробраться на каток - и вот уже рассекает по льду, а потом принимает участие в соревновании конькобежцев - случайно получилось...
Николай Ходатаев - один из первых мультипликаторов Советского Союза. Вместе с коллегами он делал первый советский мультфильм "Межпланетная революция", участвовал и в создании фильма "Китай в огне", о котором мы вспоминали в прошлый раз.
И следующий мультфильм, о котором мы вспомним, - от Николая Ходатаева. Называется "Будем зорки".
Он является де факто рекламой облигаций - но не просто предлагает их приобретать, а объясняет - почему нужно это делать, что дает государству участие граждан в займах такого рода. Мультфильм "Будем зорки" сочетает анимацию с кинохроникой.
Название, честно говоря, не вполне понятно - во всяком случае, в наше время слово "зоркий" в таком контексте не используется, тут уж лучше было бы "Будем прозорливы" или что-то в этом роде.
Не могу сказать, что "Будем зорки" интересно смотреть - данная работа имеет чисто архивный интерес. К тому же мульт, видимо, был найден где-то в зарубежных архивах и снабжён подробными английскими титрами, которые перекрывают все кадры.
А вот следующий мультфильм, "Винтик-шпунтик" (мультипликатор Владислав Твардовский) уже хорош и сам по себе.
Посыл, конечно, у него самый простой - не стоит недооценивать тех, кто выглядит маловнушительно, а вот сделано занятно - особенно, вторая часть, когда Винтик уходит с завода.
Хорош и Винтик, и улицы городка, и новый домик Винтика, и другие Детали, а зарисовка с Вороной и вовсе чудесная. Единственный минус - очень затянута первая часть. Но, если удвоить скорость, то вполне годно.
Всё о советских мультфильмах 20-х и 30-х