Заработная плата в СССР регулировалась на государственном уровне. Конечно, советские киноактеры и не мечтали о размерах голливудских гонораров своих коллег, работая в основном в идеологическом духе. Но с другой стороны, на фоне всеобщей уравнительной системы доход востребованного актера главной роли в несколько раз превышал среднюю зарплату по стране. А гонорары отдельных режиссеров удивляли даже именитых старожилов Мосфильма.
Экономика советской киноиндустрии
В 60-е годы вышла львиная доля любимых советских фильмов, реплики которых цитируются из поколения в поколение и не теряют популярности. Тогда Госкино ежегодно получало от Минфина кредит в 100 миллионов рублей. Далее эта сумма распределялась между киностудиями, а внутри каждой киностудии – между фильмами. Отснятые фильмы закупал на студиях Государственный кинопрокатный центр и перепродавал кинотеатрам. Часть доходов от кинопроката была возвращена в банк, а оставшиеся средства шли на финансирование дополнительных фильмов, дебютов перспективных выпускников ВГИКА, экспериментальных фильмов.
Годовой доход от аренды зачастую достигал миллиарда рублей. При средней цене билета в 22 копейки это соответствует 4 миллиардам походов в кино. Если кассы кинотеатров не собирали необходимые суммы, под прицелом оказывались индийские фильмы. Подобные показы быстро и легко пополняли бюджеты киноиндустрии, окупая затраты на их приобретение, не нанося вреда идеологической составляющей.
Присвоение категорий и дифференцированная оплата
Зарплата советского рабочего зависела от занимаемой должности, объема обязанностей и уровня опасности профессии. К 1970-м годам честный гражданин получал в среднем не более 200 рублей в месяц, чего, в принципе, было достаточно для жизни. Еще в 1961 году Совет Министров решил принять меры по повышению материальной заинтересованности работников киноиндустрии. Именно тогда была введена идейно-художественная дифференциация с присвоением категорий тому или иному фильму. Чем выше категория кинокартин, тем выше были гонорары артистам и режиссерам.
Композиторам и сценаристам выплачивалась оплата тиражом — процент от сбора, не превышающий 300% гонорара. Кстати, особенности авторского права того времени позволяли бесплатно использовать музыку в фильме, если она не была специально написана по сценарию. Отдельное вознаграждение полагалось за сценарии, созданные «по мотивам» — на основе литературных произведений на тему советской действительности. Переуступка авторских прав оценивалась максимум в 2000 рублей. За переработанную и переписанную для кино классику можно было получать гонорар.
Киноиндустрия зарабатывала деньги в прокате
Согласно сборнику нормативных актов киноиндустрии от 1973 года, гонорар для артистов кино составлял от одной до двух тысяч рублей. Размер оплаты труда актера зависел от продолжительности фильма и профессиональной категории актера, его званий и заслуг. Помимо гонораров, артисты, работающие на той или иной киностудии, получали зарплату, которая также варьировалась в зависимости от квалификации от 80 рублей до полутысячи. Часть актеров подрабатывала в театрах, где по такому же принципу устанавливались ежемесячные ставки или разовые вознаграждения. Так что определить общий доход актера непросто.
Исполнителю главной роли полагалось повышенное вознаграждение от одной до двух тысяч рублей и процент от премии в зависимости от формата и идеологической составляющей фильма. Самые популярные актеры Советского Союза могли получать за постановку до 5000 рублей.
Самым богатым представителем съемочной группы был, конечно же, режиссер. За один фильм он мог заработать до 10 000 рублей в зависимости от формата, продолжительности картины и непосредственной профессиональной категории режиссера. Причём, если фильм состоял из нескольких серий, эта цифра увеличивалась. Например, так называемая постановка на две серии «А зори здесь тихие» принесла режиссеру Станиславу Ростоцкому в 15 000 рублей, так как он был «Народным артистом». А герой социалистического труда Сергей Бондарчук за 4 серии «Войны и мира» заработал целых 30 000 рублей.
Дорогая «Интердевочка» и постановка «Кавказской пленницы»
За «Кавказскую пленницу» Никулину платили около 800 рублей в месяц.
В 1969 году Юрий Никулин получил огромный по тем временам гонорар - 5188 рублей за главную роль в легендарной "Бриллиантовой руке".
Фильм снимался с апреля 68-го и вышел на экраны годом позже. После того, как были сняты финальные серии, начался монтаж с озвучкой. Главные актеры были заняты в постановке шесть месяцев. В пересчете на ежемесячное вознаграждение Никулин зарабатывал на съемках около 800 рублей. Сергей Бондарчук был одним из членов худсовета Мосфильма в СССР. После успешного дебюта «Судьбы человека» он получил госзаказ на производство фильма «Война и мир». За такое исключительное право Бондарчуку пришлось бороться со своим коллегой Пырьевым.
Последний, как и ожидалось, не выдержал конкуренции и навсегда рассорился с Бондарчуком. Масштабные съемки длились 6 лет. Для кинопроизводства работал ряд предприятий и даже армия. Бюджет «Войны и мира» достиг 100 миллионов долларов на уровне цен тех лет. В 1969 году картина получила «Оскар» как лучший зарубежный фильм. Правда, на очередном съезде кинематографистов в 1986 году за эти достижения Бондарчука назвали представителем киномафии, которая на протяжении многих лет выписывала огромные средства за провальные фильмы.
В 1989 году сотрудники «Мосфильма» были ошеломлены размером гонорара, уплаченного за фильм «Интердевочка» режиссеру Тодоровскому. Эта сумма равнялась 550 средним зарплатам тех лет. Группа Тодоровского взяла на себя риск и не промахнулась. Впервые в Союзе в титрах этого фильма появилась фраза «продюсер».
Жена режиссера Мира нашла иностранного спонсора, который вложил деньги в картину. Впервые советскому фильму не была присвоена категория, и расчет шел только за прокат.
Вот такие зарплаты получали гении Советского кино. Плюс, не будем забывать о том, что самые яркие фильмы удостаивались разного рода премий, что приносило многим их участникам (от режиссера и композитора до актеров) немалые суммы.
Но об этом мы поговорим позже.