Найти в Дзене

Никулин - 5000, Бондарчук - 30000, Ростоцкий - 15000. Сколько получали советские актеры и режиссеры?

Заработная плата в СССР регулировалась на государственном уровне. Конечно, советские киноактеры и не мечтали о размерах голливудских гонораров своих коллег, работая в основном в идеологическом духе. Но с другой стороны, на фоне всеобщей уравнительной системы доход востребованного актера главной роли в несколько раз превышал среднюю зарплату по стране. А гонорары отдельных режиссеров удивляли даже именитых старожилов Мосфильма. Экономика советской киноиндустрии В 60-е годы вышла львиная доля любимых советских фильмов, реплики которых цитируются из поколения в поколение и не теряют популярности. Тогда Госкино ежегодно получало от Минфина кредит в 100 миллионов рублей. Далее эта сумма распределялась между киностудиями, а внутри каждой киностудии – между фильмами. Отснятые фильмы закупал на студиях Государственный кинопрокатный центр и перепродавал кинотеатрам. Часть доходов от кинопроката была возвращена в банк, а оставшиеся средства шли на финансирование дополнительных фильмов, дебютов
Оглавление

Заработная плата в СССР регулировалась на государственном уровне. Конечно, советские киноактеры и не мечтали о размерах голливудских гонораров своих коллег, работая в основном в идеологическом духе. Но с другой стороны, на фоне всеобщей уравнительной системы доход востребованного актера главной роли в несколько раз превышал среднюю зарплату по стране. А гонорары отдельных режиссеров удивляли даже именитых старожилов Мосфильма.

Экономика советской киноиндустрии

В 60-е годы вышла львиная доля любимых советских фильмов, реплики которых цитируются из поколения в поколение и не теряют популярности. Тогда Госкино ежегодно получало от Минфина кредит в 100 миллионов рублей. Далее эта сумма распределялась между киностудиями, а внутри каждой киностудии – между фильмами. Отснятые фильмы закупал на студиях Государственный кинопрокатный центр и перепродавал кинотеатрам. Часть доходов от кинопроката была возвращена в банк, а оставшиеся средства шли на финансирование дополнительных фильмов, дебютов перспективных выпускников ВГИКА, экспериментальных фильмов.

Годовой доход от аренды зачастую достигал миллиарда рублей. При средней цене билета в 22 копейки это соответствует 4 миллиардам походов в кино. Если кассы кинотеатров не собирали необходимые суммы, под прицелом оказывались индийские фильмы. Подобные показы быстро и легко пополняли бюджеты киноиндустрии, окупая затраты на их приобретение, не нанося вреда идеологической составляющей.

Присвоение категорий и дифференцированная оплата

-2

Зарплата советского рабочего зависела от занимаемой должности, объема обязанностей и уровня опасности профессии. К 1970-м годам честный гражданин получал в среднем не более 200 рублей в месяц, чего, в принципе, было достаточно для жизни. Еще в 1961 году Совет Министров решил принять меры по повышению материальной заинтересованности работников киноиндустрии. Именно тогда была введена идейно-художественная дифференциация с присвоением категорий тому или иному фильму. Чем выше категория кинокартин, тем выше были гонорары артистам и режиссерам.

Композиторам и сценаристам выплачивалась оплата тиражом — процент от сбора, не превышающий 300% гонорара. Кстати, особенности авторского права того времени позволяли бесплатно использовать музыку в фильме, если она не была специально написана по сценарию. Отдельное вознаграждение полагалось за сценарии, созданные «по мотивам» — на основе литературных произведений на тему советской действительности. Переуступка авторских прав оценивалась максимум в 2000 рублей. За переработанную и переписанную для кино классику можно было получать гонорар.

Киноиндустрия зарабатывала деньги в прокате

-3

Согласно сборнику нормативных актов киноиндустрии от 1973 года, гонорар для артистов кино составлял от одной до двух тысяч рублей. Размер оплаты труда актера зависел от продолжительности фильма и профессиональной категории актера, его званий и заслуг. Помимо гонораров, артисты, работающие на той или иной киностудии, получали зарплату, которая также варьировалась в зависимости от квалификации от 80 рублей до полутысячи. Часть актеров подрабатывала в театрах, где по такому же принципу устанавливались ежемесячные ставки или разовые вознаграждения. Так что определить общий доход актера непросто.

Исполнителю главной роли полагалось повышенное вознаграждение от одной до двух тысяч рублей и процент от премии в зависимости от формата и идеологической составляющей фильма. Самые популярные актеры Советского Союза могли получать за постановку до 5000 рублей.

-4

Самым богатым представителем съемочной группы был, конечно же, режиссер. За один фильм он мог заработать до 10 000 рублей в зависимости от формата, продолжительности картины и непосредственной профессиональной категории режиссера. Причём, если фильм состоял из нескольких серий, эта цифра увеличивалась. Например, так называемая постановка на две серии «А зори здесь тихие» принесла режиссеру Станиславу Ростоцкому в 15 000 рублей, так как он был «Народным артистом». А герой социалистического труда Сергей Бондарчук за 4 серии «Войны и мира» заработал целых 30 000 рублей.

Дорогая «Интердевочка» и постановка «Кавказской пленницы»

-5

За «Кавказскую пленницу» Никулину платили около 800 рублей в месяц.
В 1969 году Юрий Никулин получил огромный по тем временам гонорар - 5188 рублей за главную роль в легендарной "Бриллиантовой руке".

-6

Фильм снимался с апреля 68-го и вышел на экраны годом позже. После того, как были сняты финальные серии, начался монтаж с озвучкой. Главные актеры были заняты в постановке шесть месяцев. В пересчете на ежемесячное вознаграждение Никулин зарабатывал на съемках около 800 рублей. Сергей Бондарчук был одним из членов худсовета Мосфильма в СССР. После успешного дебюта «Судьбы человека» он получил госзаказ на производство фильма «Война и мир». За такое исключительное право Бондарчуку пришлось бороться со своим коллегой Пырьевым.

Последний, как и ожидалось, не выдержал конкуренции и навсегда рассорился с Бондарчуком. Масштабные съемки длились 6 лет. Для кинопроизводства работал ряд предприятий и даже армия. Бюджет «Войны и мира» достиг 100 миллионов долларов на уровне цен тех лет. В 1969 году картина получила «Оскар» как лучший зарубежный фильм. Правда, на очередном съезде кинематографистов в 1986 году за эти достижения Бондарчука назвали представителем киномафии, которая на протяжении многих лет выписывала огромные средства за провальные фильмы.

В 1989 году сотрудники «Мосфильма» были ошеломлены размером гонорара, уплаченного за фильм «Интердевочка» режиссеру Тодоровскому. Эта сумма равнялась 550 средним зарплатам тех лет. Группа Тодоровского взяла на себя риск и не промахнулась. Впервые в Союзе в титрах этого фильма появилась фраза «продюсер».

Жена режиссера Мира нашла иностранного спонсора, который вложил деньги в картину. Впервые советскому фильму не была присвоена категория, и расчет шел только за прокат.

Вот такие зарплаты получали гении Советского кино. Плюс, не будем забывать о том, что самые яркие фильмы удостаивались разного рода премий, что приносило многим их участникам (от режиссера и композитора до актеров) немалые суммы.

Но об этом мы поговорим позже.