❓ На встрече Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина и руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А.П. Шалаева, которая состоялась 3 января 2024 г., в числе прочих обсуждалась очень злободневная и волнующая потребителя тема информации о товарах на упаковке (вес, состав, показатели качества, маркировка ГОСТом и др.). Что бы вы могли сказать по этому поводу?
💬 На вопрос читателей отвечает академик Академии проблем качества, советник генерального директора Ассоциации по
сертификации «Русский Регистр», многолетний представитель России в ISO/TC 176 «Управление качеством и гарантия качества»
И.И. Чайка
В целом на встрече поднимались вопросы актуальности ГОСТов, их востребованности, роли стандартизации в решении задачи обеспечения технологического суверенитета страны, в регулировании применения искусственного интеллекта и др. Наряду с этим премьер особо подчеркнул важность стандартизации для простого потребителя — в частности, отметил, что в упаковке должно быть ровно столько продуктов, сколько требуется по государственному стандарту.
Вопрос действительно актуален, поскольку все мы — потребители и для всех нас важно, что мы потребляем. Но хотелось бы несколько расширить тему и поговорить не только о стандартизации. Стандарты представляют собой нормативный фундамент, вектор или маяк, указывающий куда идти. Но этого недостаточно.
Вспоминается мой давний разговор с сэром Дэвидом Брауном, в то время председателем Совета директоров Британского института стандартизации. В беседе он указал, что соответствие стандарту обеспечивает конкурентоспособность продукции, на что я возразил, что стандарт — это по определению продукт консенсуса, он отражает средний уровень, достижимый для большинства производителей. Сэр Браун ответил: да, это так, но вместе с тем стандарт является определенной базой, соответствие которой обеспечивает трамплин к инновационному скачку. Трудно не согласиться с этим.
Наличие хороших стандартов — лишь одна часть вопроса. Важно, насколько они соблюдаются.
В п. 3 ст. 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» установлено: «Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации». Как говорится, назвался груздем — полезай в кузов, т.е. если продукция маркирована ГОСТом, то должна ему соответствовать.
И здесь приходится признать, что надежного механизма, обеспечивающего соблюдение требований стандартов, даже в тех случаях, когда продукция маркирована знаком ГОСТ, на рынке нет. Как известно, государственный или муниципальный контроль за потребительскими свойствами товаров отсутствует.
Федеральный закон № 162-ФЗ, выдвинув требование соответствия, не наделил Росстандарт функциями контроля и надзора за его соблюдением.
Проиллюстрирую вышесказанное фотографией (см. рис.). Как видно, на упаковке стоит знак ГОСТа, устанавливающего требования к марле, из которой изготовлен бинт. Полагаю, комментарии здесь излишни: норматива по параметрам марли, представленной на фото, в стандарте априори быть не может.
В условиях отсутствия контроля и практической безнаказанности недобросовестный бизнес, безусловно, будет стремиться получать сверхприбыль, выбрасывая на рынок такого рода продукцию. Ведь капитал подчинен закону, который сформулировал английский публицист XIX века T.Дж. Даннинг: «Капитал … избегает шума и брани… Но … при 20% прибыли он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». В нашем же случае недобросовестный производитель вообще практически ничем не рискует. Беда в том, что в этих условиях добросовестный производитель вынужден снижать планку качества для своего выживания.
Читатель может заглянуть на сайты таких организаций, как Роскачество и Росконтроль, и ознакомиться с периодически публикуемыми «черными списками» товаров, которые выбрасываются на рынок, но являются фальсификатами: информация о качестве на упаковке не соответствует реальному качеству.
И все же какие-то меры предпринимать необходимо. Должен сообщить, что две организации — Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» и широко известная в пищевой отрасли компания Food Safety объединились для борьбы с этим злом методами сертификации. Сформирована концепция проекта: «Качество проверено, соответствует информации на упаковке». Но это самостоятельная тема, которой на страницах журнала может быть посвящена отдельная статья.
🔗 Рубрика: Вопрос эксперту.
«Стандарты и качество», февраль 2024:
https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?&utm_source=dzen&utm_medium=organic&utm_campaign=article
Проверка информации, заявленной на упаковке товара
21 февраля 202421 фев 2024
2
4 мин