Найти в Дзене

О книге Джонатана Франзена «Перекрестки»

У пастора протестантской общины Расса Хильдебранта жена и четверо детей. По воскресеньям Расс, служащий первым помощником настоятеля, читает своей пастве проповеди, а по вторникам занимается благотворительностью, в которую пытается вовлечь одну из вдовушек-прихожанок. 47-летний пастор тайно симпатизирует 36-летней женщине, потерявшей мужа. Но это я так сформулировала — «тайно симпатизирует». У Франзена манера – открывать нам в героях самые низменные желания. Поэтому у него определения более физиологичные: Расс вожделеет Френсис, мечтает затащить ее в постель, а возможность остаться с ней наедине даже по делам благотворительности считает рождественским подарком Господа себе. Действие начинается как раз накануне Рождества, в период, который у протестантов именуется адвентом. С первых же страниц «Перекрестков», написанные американским романистом в 2021 году, в повествование включаешься сразу. Франзен хорошо и реалистично описывает будни и внутреннюю жизнь церкви и паствы маленького городк
Оглавление

У пастора протестантской общины Расса Хильдебранта жена и четверо детей. По воскресеньям Расс, служащий первым помощником настоятеля, читает своей пастве проповеди, а по вторникам занимается благотворительностью, в которую пытается вовлечь одну из вдовушек-прихожанок. 47-летний пастор тайно симпатизирует 36-летней женщине, потерявшей мужа.

Но это я так сформулировала — «тайно симпатизирует». У Франзена манера – открывать нам в героях самые низменные желания. Поэтому у него определения более физиологичные: Расс вожделеет Френсис, мечтает затащить ее в постель, а возможность остаться с ней наедине даже по делам благотворительности считает рождественским подарком Господа себе.

Действие начинается как раз накануне Рождества, в период, который у протестантов именуется адвентом. С первых же страниц «Перекрестков», написанные американским романистом в 2021 году, в повествование включаешься сразу. Франзен хорошо и реалистично описывает будни и внутреннюю жизнь церкви и паствы маленького городка.

Как и у других современных американских писателей, здесь не обходится без расовых взаимодействий и противоречий. Так, прихожане Расса шефствуют над более бедным приходом церкви в районе «для черных» — отвозят туда собранную одежду, канцтовары, помогают собрать библиотеку. Кроме того, молодежная организация при церкви ежегодно выезжает на территории, которые раньше считались резервациями индейцев навахо, чтобы ремонтировать школы и другие соцобъекты.

-2

«Перекрестки» — семейная сага. В ее центре — кризис в семье Хильдебрантов, который затронул всех ее членов, за исключением 9-летнего Джадсона. Глава за главой, мы постепенно проникаем во внутренний мир каждого из Хельдебрантов, чтобы понять причины происходящего с ними сейчас. Проникаем и… ужасаемся. Лично я ужасалась, потому что все они, включая Расса, посвятившего себя Богу, раздираемы внутренними демонами.

Насколько я понимаю, это состояние внутренней нестабильности свойственно героям книг Франзена — та же ситуация была и «Поправках», видимо, писателю интересно разбираться в том, как проявляются детские травмы, посттравматические синдромы, наследственные психические заболевания, патологические и непатологические состояния.

Вот и здесь Расс считает себя вправе рассчитывать на новую любовь, поскольку обижен на жену — она была искушенней и опытней в делах любви, чем юноша из закрытой общины меннонитов, и банально женила его на себе. Это Марион внушила, что он должен стать пастором, и в целом во всех его сегодняшних неудачах виновата только она.

Марион тем временем тайно от семьи посещает психотерапевта и выкладывает всю свою подноготную — травмы нелюбимого ребенка в семье, неправильный поведенческий сценарий в отношениях с мужчинами, ошибки молодости, заедание стрессов, лишний вес и нелюбовь мужа в итоге.

Пока родители разбираются с собственными внутренними демонами, их дети успели взрастить своих. Тут тоже полный набор: и «комплекс сестры», и нарциссизм, и увлечение запрещенными веществами, расшатанная психика и неадекватные поступки.

Джонатан Франзен.
Джонатан Франзен.

После «Поправок» я была морально готова к тому, что меня ожидает в романе, но все равно временами читать было больно и неприятно. Все обиженные, нервные и взрывоопасные, и при этом зацикленные на теме физической близости.

И все же Франзен умеет удержать внимание и убедить дочитать книгу до конца. Хотя финал разочаровал совершенно, я ожидала чего-то более позитивного. Вернее, не так. Финал в «Перекрестках» открыт — додумывайте сами. Может, просто это я додумала неправильно…

Франзена сравнивают с Толстым из-за тщательной прорисовки характеров героев. Но Толстой при этом — мыслитель, а у Франзена я пока не вижу заложенной в книгах философии. Жалость к высокочувствительным невротичным людям, не имеющим кожи — безусловно, есть, но и отвращение к их плохим поступкам тоже есть, ведь сверхчувствительность — не оправдание. Или все же писатель их оправдывает?

Читали, что скажете?

О книге Франзена "Поправки" я писала здесь:

Благодарна каналу "Библио Графия" и его хозяйке Галине за этот подарок
- книга была получена за победу в розыгрыше призов для участников книжного марафона. Такие события делают нашу читательскую жизнь веселее и интереснее!

Еще больше отзывов о книгах — в подборке «ПРОчитано!»