Рита вернулась в деревню, потому что больше ей жить было негде. Соседки и подружки бабушки, сидели около их дома, хотели посмотреть, кого там привезла внучка Кузминичны.
— Ну, чего здесь расселись? — вышла на улицу бабушка. Она уже видела Риту, которая шла по тропинке.
— Да ладно тебе, дай посмотреть на внучка-то, — говорила ей подруга Оксана.
— Нечего на него глядеть, маленький ещё, сглазите, не дай бог. Женщина не меняла своих взглядов. Когда Рита подошла к воротам, она взяла у неё свёрток, и понесла в дом.
Сейчас начиналось самое сложное. Бабушка учила Риту, как надо пеленать, кормить, и, вообще ухаживать за ребёнком. Богданчик был спокойным, он мало кричал, только тогда, когда хотел поесть, издавал какие-то звуки. Мама брала его на руки, кормила, и он снова спал.
— Ой, Ритуля, сложно нам придётся, — часто говорила бабуля. Она понимала, что пособие у девушки мизерное, точно такое же, как и у неё пенсия. И, когда внучка закончит грудное вскармливание, ребенку будет очень много надо. Одежда, коляска, кроватка, и всё остальное, что приобрела Рита в городе, очень пригодилось.
Сейчас Кузминична с гордо поднятой головой, шла по деревне с коляской. Она гордилась тем, что у неё внук. И, без разницы, кто был его отец. Многие подруги, у которых были дети и уже внуки, редко приезжали в деревню, а у нее Богдан был рядом, здесь, около неё.
Это всё было хорошо, но нужно было думать, как они будут жить дальше.
— Бабушка, наверное, надо сходить в детский сад, спросить, есть ли место, — говорила Рита, когда Богдану исполнилось уже 2 года.
— Не волнуйся, я сама всё сделаю. Ты лучше вон, думай, куда на работу будешь устраиваться, — за это Кузьминична очень переживала.
Деревня была немаленькой, здесь было много мест, куда можно было устроиться, но, к сожалению, все они были заняты. Не в администрации поселка, ни на почте, ни в магазине, ни в медпункте, никуда не нужны были работники. Рита стала думать, чем бы ей заняться.
— Бабушка, а что, если начать стряпать пироги на продажу? — спросила внучка, вспоминая, какие вкусные они получаются у бабушки.
— Ой, да кому здесь нужны мои пироги, каждая хозяйка в доме их печет, — сомневалась женщина в успехе этого производства.
— Ну, давай, хотя бы попробуем? — спрашивала она у неё.
— Нет, надо думать что-то другое, — решительно отказывалась женщина.
Тогда Рита решила попробовать себя в шитье. Она достала старую швейную машинку, взяла какое-то платье, и переделала его. Получилось красиво, этому она научилась ещё в детстве, когда перешивала платье для кукол. Да, в деревне были те, кому надо было что-то подшить, ушить, перешить, но этот бизнес приносил очень мало денег.
Богдан ходил в детский сад, и когда оставался месяц до его трёхлетия, Рита хотела позвать детей из его группы и устроить для них настоящий праздник. Она съездила в город, купила не дорогих шариков, хлопушек, придумала какие-то конкурсы и игры. Но самым главным подарком она хотела сделать торт.
Рита отыскала свою старую тетрадку, в которой она ещё в школе переписывала, у кого-то узнавала, смотрела по телевизору рецепты. И сейчас, закупив все продукты, начала творить.
— А что это тут у нас происходит? — пришла в дом бабушка, и удивилась тому, что вся кухня была заставлена какими-то чашечками, тарелочками.
— Решила попробовать испечь торт сама, — сказала ей Рита.
— Ну, давай попробуем, — всегда Кузьминична поддерживала свою внучку, даже если у неё потом ничего не выходило. На первых порах нужна была эта самая поддержка.
Рита сделала бисквиты, несколько видов начинок. Когда всё собрала, получилось мило. Она стояла, и сама удивлялась, как ловко у неё всё получается. После этого она кремом вывела на торте «С днем рождения, Богдан», и в центр вставила свечку с цифрой три.
— Ничего себе! — всплеснула руками бабушка, когда увидела на столе такой шедевр.
— Нет, не говори ничего, мы его ещё не пробовали! — не хотела хвалить себя девушка.
На следующий день, когда ребята пришли в гости к Богдану, они сидели за столом, хлопали в ладоши. Рита провела им пару конкурсов, но, так как дети были маленькие, они ещё мало чего понимали. После этого они сделали хоровод для мальчишки, а потом мама зажгла свечку, и под весёлую песню, вынесла торт ребятам.
Как же все удивлялись! Дети смотрели заворожено на это произведение искусства. Богдан задул свечку, и когда торт был разрезан, он оказался очень вкусным. Родители, которые присутствовали здесь на празднике, тоже попробовали, и оценили талант Риты.
Когда все разошлись, бабушка похвалила внучку. Они все убрали, вымыли, и когда молодая мать уложила ребёнка спать, потом пошла на кухню, чтобы попить чай, и самой попробовать свой тортик.
— Это действительно вкусно, — сказала она.
— Ну, а что, ты думаешь, тебе бы стали врать в глаза!? — улыбнулась бабушка.
На следующий день, когда Рита привела ребёнка в детский сад, её остановила одна из мамочек.
— Рита, привет, — сказала ей она.
— Здравствуй, — улыбнулась ей девушка.
— Послушай, у моего сына через 2 недели день рождения, ему исполняется 10 лет. Какой-никакой, а маленький юбилейчик, не могла бы ты сделать мне такой же торт, конечно, не бесплатно, — спрашивала у неё женщина.
— Конечно! — Рита была очень удивлена, но деньги были не лишними. И снова она закупила продукты, и за два дня до назначенного срока она начала всё делать…
— Я смотрю, у тебя неплохо получается, — сказала ей бабушка.
— Да, я надеюсь, это будет не первый, и не последний заказ, — смотрела внучка на неё.
И, действительно, одна соседка рассказала другой, второй, третьей. Итак, слава о Ритиных тортах разнеслась по всей деревне. Какой бы праздник не отмечали, всегда сладкое заказывали у нее. В доме стали появляться деньги, и неплохие. Но, иногда было такое, что в один день, у кого-то юбилей, у кого-то свадьба, день рождения, и Рита не успевала всё сделать одна. Тут и пришла на помощь бабушка.
Через полгода такой работы, девушка поняла, что она не сможет справиться со всем одна, и сейчас даже бабушка ей не поможет. Сарафанное радио разошлось настолько, что торты стали заказывать не только в их деревне, но и в соседних деревнях. Там тоже проходили различные праздники.
— Ох! — садилась вечером на стул Рита. Она изнемогала от усталости, целый день на ногах, замешивает тесто, плита всё время включена, нужно не ошибиться в пропорциях, и так далее.
— Ба, ты не знаешь кого-нибудь, кто хоть что-то смыслит в этом деле? — спросила она у Кузьминичны.
— Слушай, мне кажется у Оксаны дочка, которая работает на почте, она тоже когда-то пекла вкусные торты, — задумчиво говорила женщина.
— Может быть, узнать у неё, хотя бы, по вечерам пусть мне помогает, будет получать какой-никакой доход, — говорила Рита.
— Хорошо, завтра же я у нее спрошу, — пообещала бабушка. На этом их сегодняшний разговор был закончен.
Люба, дочка Оксаны, на следующий день, после работы пришла к ним домой.
— Рит, мама говорит, что тебе нужна помощь? — спросила она у девушки.
— Да, если бы ты согласилась, ты бы меня очень выручила, — сказала ей девушка.
С этого момента они начали работать вдвоём. У них всё слажено получалось, но только Люба не всегда могла, потому что на работе она уставала, и вечером могла не прийти, чтобы испечь очередной шедевр.
— Послушай, ну сколько ты там получаешь, на своей почте, увольняйся уже, давай работать, ты видишь, что это приносит доход, — говорила ей часто Рита.
— Да ты что, завтра все наедятся твоих тортов, и больше не будут заказывать, а тут стабильность, — отвечала ей Люба.
— Ой, ну ладно, как знаешь, — не понимала Рита, почему нужно отказываться от реальной прибыли, но не спорила с женщиной, потому что та была старше её почти в два раза.
Богдан стал уже совсем взрослый, вот они уже отмечают его первый юбилей пять лет, а за ним следующий год. Когда в садике был выпускной, Рита тоже стряпала свой очередной шедевр.
— И что же ты здесь сидишь, Риточка? — говорила ей заведующая детского сада.
— Ну, а что мне делать здесь, у меня стабильный доход, постоянные заказчики, — она и сама понимала, что засиделась на одном месте, но боялась что-то поменять.
— Никогда не нужно бояться, просто соберись, я думаю, что денег, для снятия квартиры на первое время, у тебя найдётся, а там глядишь, и дело пойдёт, — намекала ей женщина на переезд в город.
— Да я и сама об этом думала…, — Рита замолчала, и посмотрела куда-то в сторону.
Она долго обдумывала этот разговор, и, всё-таки, решилась.
1 сентября, они вместе с бабушкой вели Богдана на линейку, посвящённую походу в 1 класс. И, когда вечером дома пили чай, Рита решилась поговорить с бабушкой.
— Бабуль, а если я переберусь в город, и попробую там открыть что-то своё, ты согласишься на первое время остаться с Богданом, — Рита подбирала каждое слово.
— Зачем ты спрашиваешь, ты же знаешь, что я всегда за тебя, конечно же, поезжай, но если не получится, то, бросай всё, и возвращайся. Знай, что тебя здесь всегда любят и ждут, — сказала ей бабушка.
— Спасибо тебе, родная, — обняла её Рита. На следующий день она собрала небольшой чемоданчик, взяла паспорт, деньги, обняла сынишку, поцеловала бабушку, и пошла на станцию. Она понимала, что едет в никуда, но нужно было рискнуть…
Интересно Ваше мнение, делитесь своими историями, а лучшее поощрение лайк и подписка.