Найти тему
Дневник штурмовика | про СВО

Культ дронов: БПЛА изменили лицо войны, но не еë результаты

Оглавление

Изображение издания Military. com
Изображение издания Military. com
Беспилотные летательные аппараты, или дроны , сыграли центральную роль в войне на Украине. Некоторые аналитики утверждают, что дроны изменили облик войны , принося не только эффект тактического уровня, но также формируя оперативные и стратегические результаты .

Важно различать эти разные уровни войны. Тактический уровень войны относится к действиям на поле боя, таким как патрулирование или рейды. Оперативный уровень войны характеризует 
синхронизацию тактических действий вооруженных сил для достижения более широких военных целей, таких как уничтожение компонентов армии противника. 

Стратегический уровень войны связан с тем, как эти военные цели объединяются для достижения политических целей, особенно прекращения войны.

Чего достигли дроны на этих трех уровнях в войне на Украине?

Все больше фактов, в том числе мои собственные исследования в качестве военного ученого, изучающего боевые действия дронов, позволяют предположить, что дроны принесли определенные тактические и оперативные успехи как Украине, так и России. 

Однако они стратегически неэффективны. Несмотря на растущее использование дронов, Украина не вытеснила Россию из региона Донбасса, а Россия не сломила волю Украины к сопротивлению.

Дроновая война в Украине

Война дронов в Украине развивается способами, отличными от того, как другие страны, особенно США, используют БПЛА.

Во-первых, США используют дроны по всему миру, и часто в зонах конфликтов, которые не признаны Организацией Объединенных Наций или где нет американских войск. В отличие от этой модели «загоризонтных» ударов, Украина и Россия используют дроны во время международно признанного конфликта, который ограничен их границами.

Во-вторых, США используют 
вооруженные и подключенные к сети дроны, такие как Reaper, самый совершенный в мире беспилотник. Украина и Россия приняли на вооружение более широкий спектр дронов низкого и среднего уровня.
Солдаты 5-й бронетанковой бригады Первой западной армейской дивизии разработали курс инструкций по противодействию угрозе со стороны коммерческих готовых беспилотных летательных аппаратов на полигоне МакГрегора, Нью-Мексико, 28 июня 2019 года. (Милинда ДюРуссо/Армия США)
Солдаты 5-й бронетанковой бригады Первой западной армейской дивизии разработали курс инструкций по противодействию угрозе со стороны коммерческих готовых беспилотных летательных аппаратов на полигоне МакГрегора, Нью-Мексико, 28 июня 2019 года. (Милинда ДюРуссо/Армия США)
Украинская «армия дронов» состоит из более дешевых и легко вооруженных дронов, таких как DJI китайского производства. Украина также эксплуатирует беспилотники турецкого производства TB-2 Bayraktar. Британский аналитический центр по обороне и безопасности Royal United Services Institute подсчитал, что Украина теряет 10 000 дронов ежемесячно и в течение года у нее будет больше дронов, чем солдат, а это означает, что она приобретет более 2 миллионов дронов. 

Чтобы управлять этими возможностями, Украина недавно создала новый род вооруженных сил: Силы беспилотных систем.

Россия ответила импортом 
ударных беспилотников иранского производства «Шахед-136». Она также расширила внутреннее производство дронов, таких как «Орион-10», используемый для наблюдения, и «Ланцет», используемый для атак. 

Россия намерена к 2025 году произвести не менее 6000 дронов по образцу «Шахед-136» на новом заводе, занимающем территорию в 14 футбольных полей, или почти на милю. Это помимо 100 000 дронов низкого уровня, которые Россия закупает ежемесячно.

В-третьих, США используют дроны для нанесения ударов по ценным целям, включая высокопоставленный персонал террористических организаций.

Украина и Россия используют свои беспилотники для более широкого круга тактических, оперативных и стратегических целей. Аналитики часто смешивают эти три уровня войны, чтобы оправдать свои утверждения о том, что дроны меняют форму конфликта, но эти уровни различны.

Тактические эффекты

Дроны оказали наибольшее влияние на тактическом уровне войны, который характеризует сражения между украинскими и российскими войсками.

Известно, что украинское подразделение воздушной разведки «Аэророзвидка» использовало дроны для перехвата и блокирования крупного российского конвоя, следовавшего из Чернобыля в Киев, через месяц после вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года. 

Оно сделало это, уничтожив тихоходные транспортные средства, растянувшиеся почти на 50 миль, в результате чего Россия прекратила наступление.

Обе армии также приняли на вооружение низкоуровневые дроны с видом от первого лица, такие как произведенный в США Switchblade или российский Lancet, для атаки на танки, бронетранспортеры и солдат. 

Российские и украинские силы все чаще используют эти дроны с видом от первого лица в сочетании с другими дронами низкого уровня, используемыми для разведки и наведения, для подавления сил противника. 

Подавление – временное препятствование противодействующим силам или оружию выполнять свою задачу – это роль, обычно отведена 
артиллерии. Например, подавляющий огонь может заставить наземные войска укрыться в траншеях или бункерах и помешать им продвигаться по открытой местности.

Украинские солдаты используют дроны с видом от первого лица против российских сил.Эти достижения побудили Россию и Украину разработать способы противодействия дронам друг друга. 

Например, Россия воспользовалась своими передовыми возможностями радиоэлектронной борьбы, чтобы эффективно
блокировать цифровую связь между украинскими операторами и их беспилотниками. 
Он также подделывает эту связь, создавая ложный сигнал, который дезориентирует украинские дроны и приводит к их падению.

В результате украинские операторы дронов экспериментируют со способами преодоления помех и спуфинга (маскировка под дрон противника прим. Автора). Это включает в себя возвращение «назад в будущее» путем внедрения навигации на основе местности, хотя это менее надежно, чем спутниковая навигация.

Эксплуатационные ограничения

Дроны оказались менее успешными на оперативном уровне войны, которая предназначена для интеграции сражений в кампании, направленные на достижение более широких военных целей.

Весной 2022 года Украина использовала ТБ-2 вместе с другими средствами, чтобы потопить флагманский корабль России — «Москву» — в Черном море. С тех пор украинские официальные лица утверждают, что уничтожили еще 15 российских кораблей , а также повредили еще 12.

Украина также использовала морские дроны – беспилотные водные суда – для повреждения Керченского моста, соединяющего Крым с материковой Россией, а также для атак на склады топлива в Балтийском море и под Санкт-Петербургом .

Хотя эти и другие операции впечатляют, они лишь на мгновение прервали использование Россией Черного моря для блокады украинских поставок зерна, запуска ракет против Украины и пополнения запасов ее солдат .

Проблема в том, что Украине не хватает превосходства в воздухе, что побуждает ее использовать армию дронов для выполнения задач, обычно предназначенных для бомбардировщиков, самолетов, ударных вертолетов и высококлассных беспилотников.

Хотя Дания и Нидерланды пообещали предоставить Украине истребители F-16, заменив тем самым устаревшие самолеты страны, они так и не прибыли. 

Мои исследования также показывают, что США, скорее всего, не будут продавать свои передовые беспилотники Reaper Украине, опасаясь эскалации кризиса в отношениях с Россией. Кроме того, эти дроны уязвимы для 
интегрированной системы ПВО России.

Отсутствие превосходства в воздухе усугубляет тактические проблемы, такие как создание помех и спуфинг, одновременно подрывая способность Украины лишить Россию свободы маневра .

Стратегические мифы

Несмотря на эти тактические эффекты и ограниченные оперативные выгоды, дроны стратегически неэффективны .

Дроны не повлияли и вряд ли повлияют на исход войны на Украине. Они не позволили Украине выйти из тупика в отношениях с Россией и не призвали Россию прекратить боевые действия с Украиной.

В той степени, в которой дроны имели стратегические последствия, последствия были  психологическими.

Россия и Украина используют дроны, чтобы терроризировать граждан друг друга, а также вести пропаганду, чтобы укрепить решимость своих граждан. 

Российские и украинские лидеры также считают, что дроны дают преимущества, побуждая их инвестировать в эти возможности и увековечивать то, что я называю культом дронов .

Урок Украины заключается в том, что, хотя дроны имеют определенную ценность на тактическом и оперативном уровнях войны, они стратегически несущественны. Они не являются волшебным оружием, предлагающим революционную 
возможность решать судьбу наций .

Вместо этого страны должны полагаться на проверенный временем общевойсковой маневр, при котором они интегрируют личный состав и системы вооружений в определенное время и в определенном месте для достижения конкретной цели против противника. 

Когда эти последствия суммируются в ходе войны, они обнажают уязвимости, которыми пользуются военные, зачастую с помощью союзников и партнеров.

Только тогда страны смогут достичь военных целей, которые обеспечат политические результаты, такие как урегулирование путем переговоров.

Вы читали статью Пола Лущенко, доцента и директор отдела специальных операций Военного колледжа армии США. Оригинал статьи опубликован в издании The Conversation, а также в издании Military.com.

В части того, что США используют свои беспилотники по другому, можно заметить, что они не воюют с полноценной армией, имея превосходство во всëм. Одно дело летать при полном отсутствии ПВО, а другое, когда оно есть, и неплохо работает. Кстати, не так давно свой беспилотник американцы потеряли на Ближнем Востоке.

Мне кажется, что суть статей заключена в последних абзацах. Атор достаточно прозрачно говорит, что без территориальных приобретений, которые могут быть достигнуты только общевойсковым манëвром, вы не усадите противника за стол переговоров на ваших условиях. Отправлять беспилотники на цели можно до бесконечности.

Что думаете? "Мы открыты для переговоров" будет звучить как-то иначе, когда твои войска контролируют Харьков, Одессу и т. д.

Следим за развитием событий, а пока читайте интервью с оператором квадрокоптера ЧВК Вагнер.

Поддержать автора и развитие канала можно тут👇👇👇

2200 7004 5079 2451 Тинькофф.

Буду благодарен за поддержку блога в любом удобном для Вас формате – лайки, комментарии, репосты, рекомендации канала своим друзьям или материальный вклад.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал.

Читайте другие мои статьи:

"Когда едешь на войну - нужно мысленно умереть". Психологическое состояние на этапе принятия решения о поездке в зону СВО. Часть 1

«А не ошибка ли всё это?". Психологическое состояние бойца в зоне СВО Часть 2. Учебка

"Нет, со мной такого точно не случится...". Психологическое состояние бойца в зоне СВО Часть 3. Первый день на передовой

«На передовой ты чувствуешь себя животным». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 4. Второй день на передовой

«Когда начался бой, то 90% действий я совершал на рефлексах». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 5. Первый бой