Найти тему
Михаил Астапенко

Степан Разин. Историческое повествовавние. Глава 13. Часть 2. Образ Степана Разина в творчестве художников, композиторов, деятелей театра и

Борис Кустодиев. Степан Разин.
Борис Кустодиев. Степан Разин.

В ростовском издательстве «Мини Тайп» вышла моя книга «Степан Разин», посвященная легендарному донскому казаку Степану Тимофеевичу Разину, которого великий поэт А.С. Пушкин назвал «единственным поэтическим лицом русской истории». Продолжаю поглавно публиковать эту книгу в своей Дзен-студии.

Кроме В.И.Сурикова, из великих русских художников к личности Степана Разина обращался в своём творчестве певец русского народного эпоса, былин и сказок Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). В 1880-е годы он сделал два наброска композиции на разинскую тему, но в дальнейшем к работе над ними не возвращался. Оба рисунка хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В 1898 году на Третьей выставке художников исторической живописи была выставлена картина художника П.Ф.Яковлева «Разин и персидская княжна». Написанная на избитый сюжет, картина не вызвала особых откликов и не удостоилась похвалы критики.

Один из крупнейших художников-жанристов конца Х1Х – начала ХХ веков, передвижник Сергей Васильевич Иванов (1864-1910) в период 1899-1900 годов работал над картиной, названной им «Степан Тимофеевич». (История русского искусства. Т. 2. Кн. 2. М., 1981. С. 21). Она отражает пафос народной борьбы против угнетения. Степан Разин, окруженный восторженным людом, триумфально въезжает в поверженный город. Его могучая фигура на коне ярким пятном выделяется среди могучей массы народа. В настоящее время картина эта находится в Государственном историческом музее в Москве.

Примерно к этому времени относится картина художника А.А.Александрова «Митрополит Иосиф защищает раненого князя Прозоровского от Стеньки Разина в Астраханском соборе». За её написание автор удостоился звания «художник» и поездки за границу за счёт Академии художеств.

Свержение в России в 1917 году самодержавия вызвало огромный интерес художников к личности Степана Разина, как к борцу против царской власти. В числе первых к разинской теме обратился Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Это было в 1918 году. Степана Разина художник представил молодым, лет тридцати пяти, человеком, сильным и спокойным. По мнению Кустодиева, только молодые, сильные, а главное выдержанные люди, могли вести массы на победоносный штурм самодержавия.

Первоначальный эскиз картины Борис Михайлович сделал карандашом в альбоме, затем перерисовал его на большой лист, прибавив небо. Этюд вечерних облаков, создававших героическое впечатление, был переписан художником с собственного рисунка, выполненного ещё в 1917 году в Финляндии. «Небо должно помогать фигуре Разина, и в то же время давать простор воде», - считал художник. («Борис Михайлович Кустодиев. Письма». Ленинград, 1967. С. 296). Потом Кустодиев прорисовал картину охрой, жидко разведенной на нефти, после чего приступил к живописи. Тщательной прорисовке подверглись небо, скалы, вода, после чего художник приступил к отделке фигуры Степана Разина в лодке. Здесь Кустодиеву позировал его сын Кирилл. Он вспоминал, что отец одел его в шелковый татарский халат, присмотрелся, а потом велел поставить одну ногу на табурет и замереть. В такой позе его и писал отец. Для сидящей фигуры позировал муж сестры Бориса Михайловича Александры Василий Александрович Кастальский. До революции 1917 года он служил дьяконом в Астраханском соборе, потом работал служащим рабоче-крестьянской инспекции.

Во время работы над «Степаном Разиным» Кустодиев, не отличавшийся крепким здоровьем, всё время неважно себя чувствовал: болели руки, судорогой сводило ноги. Все утренние часы, столь ценные для творчества, уходили на надоевшие врачебные процедуры. Только с одиннадцати-двенадцати часов Кустодиев начинал непосредственную работу над картиной. Работа спорилась, многолетние мысли ложились на холст весело и уверенно. Пела душа, пел сам художник, вспоминая детство, проведенное на Волге в разинских местах.

Прошло всего лишь четырнадцать дней с начала работы над «Степаном Разиным», а картина, сияя красками, предстала перед изумленными родственниками и близкими друзьями художника. Через несколько дней «Степан Разин» Кустодиева был выставлен для показа широкой публике, которая тепло приняла новое творение выдающегося мастера. С 1926 года российские издательства стали выпускать репродукции и календарные стенки с этой картины. В настоящее время «Степан Разин» Бориса Кустодиева находится в Государственном Русском музее в Петербурге.

В числе первых в послереволюционное время обратился к разинской теме в своем творчестве известный художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939). В своей картине «Степан Разин» он выразил пафос новой действительности, приблизив исторический образ мятежного атамана к современной ему действительности. Осенью 1918 года Петров-Водкин исполнил серию акварельных эскизов оформления, а затем и само оформление Театральной площади Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. Площадь украшали четыре большие, сильно натянутые по горизонтали, красочные панно. Одно из них художник посвятил Степану Разину, другие три были написаны на темы русских былин и народных сказок.

Из эскизов Петрова-Водкина по этой теме интерес представляет акварель «Степан Разин». Герой народного эпоса изображен за трапезой в кругу своих сподвижников на палубе небольшого струга. Вопрошающие взоры полулежащих сотрапезников обращены к своему атаману, а он сам, молодой, крепкий, сильный, возвышается над ними и, не слыша их речей, в тревожной задумчивости смотрит перед собой, как бы предчувствуя неотвратимость своей страшной судьбы. Собравшие на пир казаки не понимают невеселого состояния своего вождя, и это порождает у них острое беспокойство, внешне незаметное, но почти ощутимо витаемое в воздухе. Диссонансом этой негромко, но отчётливо звучащей ноте душевной тревоги, даны художником парень, беззаботно играющий на домре, и подросток, бодро натягивающий парус струга.1 (1 Рисунки Петрова-Водкина. М., 1978. С. 16).

Пафосом первых послереволюционных лет была порождена картина художника Г.Н.Горелова « Степан Разина на Волге». Она в полной мере отвечала тогдашнему революционному настроению творческой интеллигенции. Тогда же появилась картина художника В.Н.Пчелина «Казнь Степана Разина». Несломленный пытками Разин, в белой рубахе с распахнутым воротом, с Лобного места прощается с народом и вещает о будущих битвах за освобождение народа от гнета эксплуатации.

В последующие десятилетия на разинскую тему появились картины российских художников Соколова-Скаля, Моне, Курочкина, Крыжевского, Львова, Осипова, Чикина, Овешкова, Андронова, Семенова и др.

За разработку художественных сюжетов восстания под предводительством Степана Разина брались в послереволюционное время художники Палеха, дав несколько интересных произведений. Художник Баконов динамично передал гибель Разина в Москве в миниатюре «Казнь Степана Разина». Другая его композиция была посвящена теме «Разин и персидская княжна».1 (// «Советское искусство». № 4. 1927. С. 45, 47). К числу ранних работ Палехской артели принадлежит миниатюрная шкатулка «Речь Разина к голытьбе» работы знаменитого мастера Ивана Ивановича Голикова (1887-1937).

В 1920-х годах появились многочисленные лубки по разинской тематике, но мало что из той продукции можно было назвать удачным.

В пятилетие 1929-1934 годов в газетных киосках, книжных и филателических магазинах в большом количестве появились многокрасочные открытки и марки по разинской тематике. Сорокапятитысячным тиражом была выпущена открытка «Степан Разин на Волге» по вышеупомянутой картине художника Г.Н.Горелова. Почтовая карточка «Казнь Степана Разина» по картине В.Н.Пчелина появилась в продаже в 1929 году шестидесятитысячным тиражом. А по скульптурной композиции Сергея Конёнкова «Степан Разин с ватагой», установленной в Москве в 1919 году, была выпущена серия красочных нумерованных открыток: «Степан Разин», «Сподвижники Разина Ахметка и Петруха Губан», «Сподвижники Разина Ефимка Рулевой, Трофимыч Борода и Васька Ус». (// «Советский коллекционер». № 16. 1978. С. 99).

В канун Великой Отечественной войны появились в продаже две почтовые марки по картине Василия Сурикова «Степан Разин». Несколько позже вышел почтовый конверт с изображением Астраханского Кремля, захваченного повстанцами Разина в июне 1670 года.

Громадную часть художественного наследия по разинской тематике представляют собой иллюстрации к многочисленным книгам о разинском восстании: одно их перечисление заняло бы несколько страниц.

Легендарный образ Степана Разина нашел своё отражение и в работах российских скульпторов. Одну из первых попыток отразить образ мятежного атамана предпринял выдающийся скульптор России, академик Михаил Осипович Микешин (1835-1896). Работая над монументальным памятником «Тысячелетию России», открытом в Великом Новгороде в 1862 году, он предполагал поместить скульптурный портрет Степана Разина в числе самых известных деятелей России прошедшего тысячелетия. Однако царские чиновники категорически воспротивились этому, и «вор и богоотступник» Стенька Разин был вычеркнут из микешинского списка деятелей русской истории, которым предполагалось установить бронзовые скульптуры. «Независимо от моих воззрений на отечественную историю, по независящим от меня причинам в этот состав лиц прибавлены некоторые личности, также некоторые из числа предложенных исключены», - с горечью писал Микешин.

С падением царского самодержавия Степан Разин из государственного преступника превратился в героя и борца с свергнутым режимом. А когда к власти пришли большевики, то Разину был поставлен первый в истории России памятник. 14 апреля 1918 года был опубликован Декрет Совета народных комиссаров «О памятниках Республики», в котором предполагалась снести «антихудожественные и антиисторические памятники царям и их слугам» и установить памятники «борцам революции». 30 июля того же года Совет народных комиссаров принял постановление «Об утверждении списка памятников великим людям», в который вошло 66 имен. В разделе «Революционеры и общественные деятели» под шестнадцатым номером значилось имя Степана Разина.

Создание памятника легендарному атаману было поручено известному скульптору Сергею Тимофеевичу Конёнкову (1874-1971). «Для меня это был не подряд, пусть и почётнейшего свойства, - писал он, - а настоятельнейшая необходимость представить на суд людской своего Разина». (Коненков С.Т. Мой век. М., 1971. С. 226). Образ народного заступника, о котором сложены песни, поэтические легенды и былины, давно волновал Конёнкова. «Степан Разин реял в моём сознании несколько лет, - говорил он в своей автобиографической книге «Мой век».- Мужественный «Бурлак» - сильный строгий мужик с трубкой во рту, вырубленный в пятнадцатом году, поманил меня на волжский простор, и я услышал скрип уключин разинских челнов и не день, не два, а долгие месяцы вынашивал в себе образ грозного атамана, силился представить себе лик его, сдвинутые брови на высоком челе, веселую отчаянность в орлином взгляде, презрительную усмешку на губах». (Коненков С.Т. Мой век. М., 1971. С. 226).

После получения заказа Конёнков пошёл в Совет казачьих депутатов и попросил у его председателя Макарова донцов, чтобы было с кого «снять обличье Степана Разина». Казаки с радостью согласились позировать для памятника выдающемуся земляку.

Зима 1918-1919 годов прошла в напряженной работе. К весне 1919 года «Степан Разин с ватагой» был готов предстать перед зрителями. Открытие памятника на Красной площади было намечено на 1 мая. В этот день здесь собрались сотни людей. Первым выступил автор памятника Сергей Конёнков. Затем краткую, но пафосную, речь произнес бывший верховный главнокомандующий Николай Васильевич Крыленко; потом говорил председатель Совета казачьих депутатов Макаров. В этот момент на площади, встреченный восторженными криками собравшихся, появился Ленин. Взойдя на деревянный помост, он сказал: «Это Лобное место напоминает нам, сколько столетий мучились и тяжко страдали трудящиеся массы под игом притеснителей, ибо никогда власть капитала не могла держаться иначе, как насилием и надругательством, которые и в прошедшие времена вызывали возмущения. …Этот памятник представляет одного из представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе за свободу. …И мы сделаем всё, для этой великой цели, для осуществления социализма».

Митинг закончился пением «Интернационала». Конёнков с донцами ушёл в казарму, чтобы помянуть Степана Тимофеевича. «Мы сидели за длинным дощатым столом, - писал Сергей Тимофеевич, - и от всей души поминали любимыми песнями удалого атамана». Через две недели эту скульптурную композицию из семи фигур перенесли с Лобного места в Первый Пролетарский музей.2

Конечно, восприятие Конёнковым образа Степана Разина и сущности разинского восстания и Октябрьской революции 1917 года были другими, чем у большевиков. Сергей Тимофеевич в ту пору разделял блоковское восприятие революции: «Русский большевизм гуляет, буйство Стеньки и Емельки». В Степане Разине Конёнков видел неукротимую народную мощь, как он сам говорил «весёлую отчаянность». Об этом говорит и то, что знаменитый мятежник помещен в конёнковской скульптурной композиции рядом с персидской княжной. Разве это было главным в Разине и движении, возглавляемом им? Даже ближайшие сподвижники Степана Тимофеевича отодвинуты скульптором на второй план. И это вызвало неприятие донцов, позировавших скульптору для этой композиции. «Зачем Разина – революционного героя в компании с бабой изображать?» - недовольно спрашивали казаки скульптора. Но Конёнков только отшучивался: таким он видел Степана Разина.

По-разному оценили конёнковского «Степана Разина» критики. Художественный критик Шешенков, одним из первых увидевший творение Конёнкова, писал: «И Степан Тимофеевич и его ближайшие сподвижники были вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента. …Сам Стенька, благородный, преобразованный, как бы очистившийся от коросты обычного и преходящего, олицетворяющий могучий дух русского народа». «Конёнкова, - отмечал критик Сергей Глаголь, - увлекла мысль просто создать картину, выражающую бесшабашную удаль и широкий размах, которые невольно связываются у каждого с представлением о вольнице, царившей некогда на волжском просторе. Эта же картина нарисована художником в виде грубо высеченных из дерева и ярко раскрашенных условных фигур, и вот явилось на свет божий то, что читатель видит на прилагаемом снимке, сделанном ещё в мастерской художника. Это шесть отдельных деревянных фигур. Посредине Разин. Направо от него три тесно приставленных один к другому четырехгранных обрубка, и на вершине каждого из них головы разбойников, налево два таких же обрубка с головами двух других сотоварищей удалого Разина, а у подножия этих последних лежит, опираясь на руку, отлитая из окрашенного цемента персидская княжна. Выполнено всё это в стиле, заставляющем вспомнить топорную, грубо раскрашенную Троицкую игрушку. И в мастерской художника это в самом деле казалось забавным и нарядным, казалось какими-то игрушками ребенка-великана, но на площади это впечатление потерялось, и все это стало казаться чужим и ни с чем не связанным.Мало того, на Лобном месте получился даже такой вид, как будто Разин стоит у пня привязанным к позорному столбу, разбойничьи же головы казались отрубленными и торчащими на воткнутых в столбы гвоздях». (Коненков С.Т. Мой век. С. 229).

Скульптор Терновец считал композицию Конёнкова самым значительным и ярким произведением, созданным в революционную эпоху, по достоинству не оцененным критикой.

Работая над скульптурной композицией о Разине, Конёнков выполнил многоцветными карандашами несколько рисунков по разинской тематике. Любопытен рисунок «Степан Разин», выполненный в 1918 году. Надписи, его сопровождающие, убеждают, что в своей оригинальной композиции Конёнков шел от народной песни на слова Дмитрия Садовникова. Сверху рисунка идет надпись: «Выплывают расписные Стеньки Разина челны», а ниже другая: «Брови черные нахмурив, надвигается гроза». Слева, у портрета сурово задумавшегося Разина, ещё одна надпись: «Ничего не пожалею, Волге-матушке отдам», а справа – поникшая княжна: «А она, потупив очи, ни жива и ни мертва». (Осокин В. Волшебный резец. М., 1981. С. 111).

В 1969 году Конёнков переделал скульптурную композицию о Разине, выполнив её в бетоне. Первоначальный вариант его «Степана Разина» находится в Государственном Русском музее в Ленинграде, а бетонная композиция установлена на донской набережной Ростова-на-Дону, недалеко от Ворошиловского моста.

В 1920-е годы было выполнено несколько скульптурных работ камерного характера по разинской тематике. К их числу относится деревянная скульптура Степана Разина, автором которой является Ф.Зорин. («Каталог выставки картин общества художников индивидуалистов». Ленинград, 1929. С. 9). Интересная работа Ольги Сандомирской «Бюст Степана Разина» была выставлена в 1929 году на Нью-йоркской выставке советского искусства. Выполненная с большой экспрессией, эта работа была замечена критикой, отметившей, что «фигура Разина полна несокрушимой энергии и жизненности».

Широкую известность получила скульптура выдающегося русского скульптора Евгения Викторовича Вучетича (1908-1974) «Степан Разин». Известно, что своего Разина скульптор нашел на Дону, но где? В поисках натуры для Разина Вучетич объездил многие донские города и станицы. Побывал он и на родине Степана Разина в станице Старочеркасской. И здесь он нашел то, что искал. Знавший Вучетича в те годы журналист и литератор В.Чмшкян писал в статье «Живая память», опубликованной в ростовской областной газете «Молот»: «Как-то возвращаясь из Ростова в радостном настроении, он сообщил мне, что нашел человека, который имеет удивительное портретное сходство со Степаном Разиным… Этот человек оказался паромщиком Старочеркасской переправы через Дон». (Чмшкян В. Живая память. - // «Молот» (Ростов-на-Дону). 13 января 1984 года).

Итак, свой образ Степана Разина Вучетич нашел в станице Старочеркасской, но кто из паромщиков мог послужить натурой для «Разина»? Известно, что над «Степаном Разиным» Вучетич работал с 1954 по 1959 годы. (Шевцов И. Евгений Викторович Вучетич. Л., 1960. С. 69). «Своего» казака на старочеркасском пароме знаменитый скульптор встретил после нескольких лет поисков, во время работы над созданием памятника в честь соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов у шлюза № 13 и монументом В.И.Ленину у входа в Волго-Донской канал со стороны Волги. Кто в эти годы работал на старочеркасском пароме?..

В те годы паром работал на ручной тяге, поэтому хилых туда не брали. Работали тогда на пароме крепкие, могучие люди: Рязанов, Игнатов, Каклюгин, Павлюков. Все физические сильные люди, но никто не похож на мощный скульптурный портрет Степана Разина Вучетича. Постепенно выяснилось, что этот скульптурный портрет похож на Георгия Илларионовича Меркулова, который именно в 50-60-е годы ХХ века работал на старочеркасском пароме. Та же мощная фигура, руки, голова. Но, главное, что отмечали многие, это похожесть взгляда. Глаза скульптурного Степана Разина и реального Георгия Меркулова: большие, пронзительные, суровые – очень похожи. «Очень хотелось присесть под этим взглядом, хотя был Георгий Меркулов человеком добрым», - вспоминали те, кто хорошо знал его. Он обладал огромной физической силой: многие припоминали, что Меркулов «без особой напряги» приподнимал передок трактора ЧТЗ, переносил по два стокилограммовых мешка муки. Но наряду с физической мощью и суровым пронизывающим взглядом, это был удивительно душевный и добродушный человек, фронтовик-победитель, дошедший с советскими войсками до Берлина. Соединенное всё это в одном человеке, безусловно, поражало тех, кто знакомился с ним. Думается, что такой тонкий психолог, как Евгений Вучетич, не мог не заметить всего этого. Тут же на старочеркасском пароме скульптор набросал карандашный этюд с понравившегося ему казака, воплотив затем в давно вынашиваемый в мыслях образ народного заступника Степана Разина.

Хорошо знавшие Меркулова люди, рассматривая фотографию скульптуры Разина с большим носом с горбинкой, отмечали, что нос-то у Георгия Илларионовича был прямой и сравнительно небольшой. Всё правильно! Ведь первоначально так было и у Вучетича. Но когда он показал портрет Михаилу Шолохову, тот, одобрительно отозвавшись о «Разине», посоветовал сделать нос с горбинкой, что скульптор и выполнил. Целиком отрешившись от внешней динамичности, Вучетич создал глубоко психологический образ народного предводителя. Это была самая глубокая по проникновению в душу героя работа скульптора.

…Степан Разин погружен в глубокое раздумье. Он всколыхнул народ на великое и правое дело – борьбу против угнетателей, «мирских кровопивцев». Люди поверили ему, пошли за ним. Но где же тот путь, который ведёт в желанной победе?! Его глаза, суровые и глубокие, в которых бьется мысль о победном пути, полны внутреннего поиска и противоречия. Это глаза сильного человека, которому предстоит решить сложную, быть может, неразрешимую, задачу. Эти глаза и мысли Степана скульптор сумел передать с удивительным мастерством. Трогательная психологическая деталь подчёркивает целостность образа Степана Разина: крепкая, привычная сжимать тяжелую саблю правая рука атамана, нежно держит сорванный полевой цветок. В настоящее время эта скульптура Евгения Вучетича находится в Новочеркасском музее донского казачества.

В 1930-х годах на Волге и Дону были установлены знаки в честь Степана Разина. В 1937 году в поволжском городе Переборы появился барельеф «Степан Разин», на котором легендарный атаман изображен стоящим в ладье. Были и более мелкие работы, установленные в местах пребывания Разина на Дону и Волге.

На донской земле в 1981 году появился памятник Разину, воздвигнутый в городе Волгодонске в районе пятнадцатого шлюза Волго-Донского канала. Группа скульпторов во главе с В.П.Сосуновым выполнила этот памятник из железобетона, металла и сибирской лиственницы. В струге, установленном на высоком постаменте над водой, стоят Степан Разин и его соратники, зорко и тревожно вглядываясь вдаль, стараясь понять и увидеть, что ждёт их там, в неведомой волжской дали.

Известный скульптор Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) (1887-1941), лауреат Государственной премии СССР, в довоенный период создал проект памятника Степану Разину. Из-за начавшейся Великой Отечественной войны проект этот так и не был осуществлен. В 1970 году, когда в СССР широко праздновалось 300-летие восстания под предводительством Степана Разина, этот проект Шадра экспонировался на выставке в Государственной Третьяковской галерее.

Кроме рассмотренных нами скульптурных работ, в музеях бывшего СССР хранятся десятки скульптурных портретов Степана Разина, выполненных в разное время мастерами различных регионов страны.

Михаил Астапенко, член Союза писателей России, академик Петровской академии наук (СПб).