Сергей Моисеев
28 июня 1919 года в Харьков прибыл Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России Антон Иванович Деникин. Был дан парад на Николаевской площади, горожане поднесли генералу хлеб-соль и чудотворную Озерянскую икону.
Образ был явлен в конце XVI века возле села Озеряны крестьянину, который косил траву и нечаянно рассёк образ Божией Матери косой пополам. Осознав, что его поступок, пусть и не преднамеренный, страшен для него и для окружающих, он поднял обе половины иконы, с благоговением поместил у себя дома в красном углу, зажёг перед ними свечу, а утром обрёл икону целой, остался лишь тонкий след от рассечения.
Сохранилось немало свидетельств, о том, как благодаря Озерянской иконе, проходили болезни и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний.
Широко известен случай из биографии харьковского писателя, драматурга Григория Федоровича Квитки-Основьяненко. В детском возрасте он ослеп. Врачи не смогли помочь мальчику.
И тогда его мать вместе с сыном отправилась в древнейший на Харьковской земле Куряжский Преображенский монастырь (основан в 1663 г.), где в то время находилась Озерянская икона. Мать долго молилась перед чудотворным образом, а затем умыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. И произошло великое таинство – Григорий стал прозревать. С глаз мальчика сползла слепота словно завеса. Сначала он различал контуры предметов, а затем увидел мир Божий во всей его красоте. В благодарность Богу за исцеление Григорий Квитка-Основьяненко четыре года прожил в монастыре послушником. В дальнейшем его творчество было проникнуто христианской этикой сочувствием к крестьянской доле.
Когда в июле-августе 1871 года в Харькове свирепствовала эпидемия холеры, в город из Куряжского монастыря была принесена чудотворная Озерянская икона. Её непрестанно носили по домам харьковчан, магазинам, улицам, площадям. И везде служили молебны. Прикладывались к иконе не только православные, но и иноверцы: евреи и магометане, потому что видели от неё силу, которая оживляет и исцеляет. И молитва верующих была услышана. Холера отступила, а горожане ещё больше уверовали в благодать Озерянского образа Богоматери.
Император Николай I Павлович 16 октября 1843 г. утвердил определение св. Синода – ежегодно приносить 30 сентября Озерянскую икону Божьей Матери в Харьковский Покровский храм и после того, как она будет оставаться в сем храме всю зиму, 26 апреля относить в Куряжский монастырь. Вместе с тем утвержден был церемониал сопровождения святой иконы в Харьков и из Харькова.
Как писала газета «Южный край», – «…в такие дни все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрывались и все жители, стар и млад спешили встречать или провожать чудотворную икону».
Шествие сопровождалось необычайно торжественным пением и звоном колоколов харьковских церквей, которых насчитывалось в ту пору более шестидесяти.
Первый документально подтверждённый российский фильм снят известным харьковским фотографом Альфредом Федецким назывался «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года.
История сохранила много свидетельств о чудесных исцелениях.
На месте, где харьковцы встречали Крестный ход из Куряжского монастыря в 1901 году, был возведен храм Озерянской иконы Божией Матери.
Раз уж зашла речь о Куряжском монастыре важно отметить, что после закрытия монастыря в 1917-м году здесь разместили колонию для несовершеннолетних, которую возглавил известный педагог Антон Макаренко. В стенах бывшего Куряжского монастыря он написал известную книгу о воспитании детей и подростков «Педагогическая поэма», действие которой происходит в бывшем Куряжском монастыре.
Педагогические принципы Макаренко, основанные на доверии и чувстве ответственности, были результативны.
Гораздо менее известен, учрежденный в 1896 году архиепископом Харьковским Амвросием (Ключаревым) обычай перевозки Озерянской иконы на специальном поезде на станцию Борки, в Спасов скит. Икону перевозили для торжественного богослужения в скиту ежегодно, 17-го октября (ст. ст.), в день спасения императора Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе, произошедшей на этом месте в 1888 году.
После революционной смуты, с 23 декабря 1917 года Харьков оказался во власти большевиков. Но уже 24 июня 1919 г. в город вошли "Белые". Во время торжественного богослужения, по случаю освобождения Харькова, епископ Федор благословил белогвардейцев харьковской святыней, передав командиру 1-го Армейского Корпуса Добровольческой Армии генералу Кутепову чудотворный образ Озерянской Божьей Матери. «Приказываю поднесенный мне образ хранить старейшему из полков 3-й пехотной дивизии, занявшему город Харьков 2-му Офицерскому полку им. генерала Дроздовского, и уверен, что полк этот своими новыми боевыми трудами еще более утвердит славу крестного подвига, над которым почиет Божие благословение», — говорится в специально изданном по этому случаю приказе генерала Кутепова. Дальнейшая судьба чудотворной харьковской иконы неизвестна.
В наше время с Озерянской иконы Богоматери осталось два списка: один находится в Свято-Благовещенском соборе Харькова, другой в Свято-Озерянском на Холодной горе.
Со списками чудотворной иконы неоднократно проводились Крестные ходы. Господь подает помощь всем, кто с верой обращается к святым Образам. Нужно помнить: сила любой иконы – в вере человеческой.
Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»
Член Союза писателей России