Киностудия Мосфильм, режиссер Юлий Райзман, 1984 год.
Светлана Васильевна - В. Алентова, Лобанов Владимир Дмитриевич - А. Папанов.
Светлана Васильевна очень интересный для меня и глубокий персонаж. Понять ее сложно, особенно, не учитывая особенностей времени, о котором речь в фильме. Думаю, что сегодня героиня В. Алентовой стала бы успешной бизнесвумен поскольку умение быстро решать проблемы и налаживать контакты у нее в крови.
В то время достать желаемую вещь, лучше даже сказать «товар», можно было с помощью дефицита. Люди, имевшие доступ к дефицитным товарам, услугам, заводили полезные связи с владельцами другого дефицита и таким образом все, что было практически недоступно для обычного человека, потреблялось определенным кругом лиц.
У этих людей было своеобразное понятие дружбы. Дружить для них означало «я буду полезен тем, кто полезен мне». В таком ракурсе Светлана очень даже умела дружить потому, что могла достать практически все.
Она сама так и говорит о себе Лобанову младшему: «Я умею дружить», намекая на то, что может быть полезна и поэтому с ней лучше не враждовать.
Вне зоны нужных людей у этой героини могли бы быть настоящие друзья и подруги, но никого из них не видно за исключением врача Леши Еремеева. Хотя и с ним у Светланы Васильевны дружба односторонняя. Света использует Лешу в качестве водителя, а он то ли отказать не может, то ли влюблен в нее.
Светлана не умеет дружить по-настоящему, то есть без материального интереса. Что-то такое было в ее жизни, что отрезало способность дарить душевное тепло просто так, из симпатии к ближнему.
С другой стороны она очень «человек в себе», то есть у нее самой тоже нет желания получать тепло, внимание от других. Нет ни потребности, ни времени и в том, чтобы с кем-то откровенно поговорить, поделиться своими радостями или горем.
Можно сказать, что внутренний мир людей, с которыми Светлана общается, не вызывает у нее интереса потому, что саму себя она тоже причисляет к тем, кто нужен только за чем-либо.
Она сама ведет себя фальшиво, обманывает больше чем надо и считает, что все люди такие же.
Мне кажется, что за этим стоит трудности из детства героини, в котором она сама недостаточно получала любви и заботы.
Свете удалось выйти за пределы семьи родителей, она даже не вспоминает о них. Однако она не сумела получить высшее образование, что стало преградой для доступа в тот круг, в котором она хотела бы вращаться.
Женщину тянет к творческим людям из-за того, что у них другие интересы, разговоры и сами они, как ей кажется, отличаются от тех, с кем она общается. Для Светы это смена локации, переход на другой, более лучший уровень. Но этим людям она не может дать ничего кроме пресловутого дефицита и интересной внешности.
В эпизодах с композитором Светлана не смогла должным образом поддержать разговор о музыке. Хотя, при ее умении приспосабливаться, со временем, возможно, сумела бы разговаривать на нужные темы в небольших дозах, «по верхам».
Это опять же обусловлено желанием выйти из привычного окружения, в котором ей очень неуютно. Я думаю, что Светлана правильно сделала, задумав такой прорыв.
Она привыкла поступать решительно, поэтому, выйдя замуж за Лобанова, сразу закрывает общение с бывшим мужем. Ее больше не тянет к «плохим парням».
Жаль только что в ее личном багаже нет ничего кроме навыков общения с пресловутыми «нужными людьми» и добычи дефицита.
Она может обустроить быт, но не способна дарить душевное тепло другому человеку в силу того что дружбу и любовь понимает по-своему: я знаю, как лучше и сделаю это независимо от твоего желания.
Не соглашусь с теми, кто считает героиню В. Алентовой стервой. Светлана Васильевна любила своего мужа так, как умела, то есть, старалась сделать его жизнь лучше и удобнее. Она стала хорошей хозяйкой и заботливой супругой, то, что в ее заботе отсутствовала сердечность, объясняется непростым внутренним миром героини.
У нее не было понимания того, что серьезные перемены в жизни немолодого человека хороши только если он сам этого хочет. Это повлекло за собой целую серию ошибок. Настоящее чувство к мужу с ее стороны только начало зарождаться судя по тому, как она по нему убивалась.
Это чувство было ответом на на любовь Владимира Дмитриевича, который умел принимать Светлану такой, как есть и по-настоящему любил ее.