Найти тему
Libertà

ВРЕМЯ ЖЕЛАНИЙ. ОБ УМЕНИИ СВЕТЛАНЫ ДРУЖИТЬ И ЛЮБИТЬ

кадр из фильма "Время желаний"
кадр из фильма "Время желаний"

Киностудия Мосфильм, режиссер Юлий Райзман, 1984 год.

Светлана Васильевна - В. Алентова, Лобанов Владимир Дмитриевич - А. Папанов.

Светлана Васильевна очень интересный для меня и глубокий персонаж. Понять ее сложно, особенно, не учитывая особенностей времени, о котором речь в фильме. Думаю, что сегодня героиня В. Алентовой стала бы успешной бизнесвумен поскольку умение быстро решать проблемы и налаживать контакты у нее в крови.

В то время достать желаемую вещь, лучше даже сказать «товар», можно было с помощью дефицита. Люди, имевшие доступ к дефицитным товарам, услугам, заводили полезные связи с владельцами другого дефицита и таким образом все, что было практически недоступно для обычного человека, потреблялось определенным кругом лиц.

У этих людей было своеобразное понятие дружбы. Дружить для них означало «я буду полезен тем, кто полезен мне». В таком ракурсе Светлана очень даже умела дружить потому, что могла достать практически все.

кадр из фильма
кадр из фильма

Она сама так и говорит о себе Лобанову младшему: «Я умею дружить», намекая на то, что может быть полезна и поэтому с ней лучше не враждовать.

Вне зоны нужных людей у этой героини могли бы быть настоящие друзья и подруги, но никого из них не видно за исключением врача Леши Еремеева. Хотя и с ним у Светланы Васильевны дружба односторонняя. Света использует Лешу в качестве водителя, а он то ли отказать не может, то ли влюблен в нее.

Светлана не умеет дружить по-настоящему, то есть без материального интереса. Что-то такое было в ее жизни, что отрезало способность дарить душевное тепло просто так, из симпатии к ближнему.

С другой стороны она очень «человек в себе», то есть у нее самой тоже нет желания получать тепло, внимание от других. Нет ни потребности, ни времени и в том, чтобы с кем-то откровенно поговорить, поделиться своими радостями или горем.

кадр из фильма
кадр из фильма

Можно сказать, что внутренний мир людей, с которыми Светлана общается, не вызывает у нее интереса потому, что саму себя она тоже причисляет к тем, кто нужен только за чем-либо.

Она сама ведет себя фальшиво, обманывает больше чем надо и считает, что все люди такие же.

Мне кажется, что за этим стоит трудности из детства героини, в котором она сама недостаточно получала любви и заботы.

Свете удалось выйти за пределы семьи родителей, она даже не вспоминает о них. Однако она не сумела  получить высшее образование, что стало преградой для доступа в тот круг, в котором она хотела бы вращаться.

Женщину тянет к творческим людям из-за того, что у них другие интересы, разговоры и сами они, как ей кажется, отличаются от тех, с кем она общается. Для Светы это смена локации, переход на другой, более лучший уровень. Но этим людям она не может дать ничего кроме пресловутого дефицита и интересной внешности.

В эпизодах с композитором Светлана не смогла должным образом поддержать разговор о музыке. Хотя, при ее умении приспосабливаться, со временем, возможно, сумела бы разговаривать на нужные темы в небольших дозах, «по верхам».

Это опять же обусловлено желанием выйти из привычного окружения, в котором ей очень неуютно. Я думаю, что Светлана правильно сделала, задумав такой прорыв.

Она привыкла поступать решительно, поэтому, выйдя замуж за Лобанова, сразу закрывает общение с бывшим мужем. Ее больше не тянет к «плохим парням».

кадр из фильма
кадр из фильма

Жаль только что в ее личном багаже нет ничего кроме навыков общения с пресловутыми «нужными людьми» и добычи дефицита.

Она может обустроить быт, но не способна дарить душевное тепло другому человеку в силу того что дружбу и любовь понимает по-своему: я знаю, как лучше и сделаю это независимо от твоего желания.

кадр из фильма
кадр из фильма

Не соглашусь с теми, кто считает героиню В. Алентовой стервой. Светлана Васильевна любила своего мужа так, как умела, то есть, старалась сделать его жизнь лучше и удобнее. Она стала хорошей хозяйкой и заботливой супругой, то, что в ее заботе отсутствовала сердечность, объясняется непростым внутренним миром героини.

У нее не было понимания того, что серьезные перемены в жизни немолодого человека хороши только если он сам этого хочет. Это повлекло за собой целую серию ошибок. Настоящее чувство к мужу с ее стороны только начало зарождаться судя по тому, как она по нему убивалась.

кадр из фильма
кадр из фильма

Это чувство было ответом на на любовь Владимира Дмитриевича, который умел принимать Светлану такой, как есть и по-настоящему любил ее.