Тема: «Безопасность». «Спасатель — пожарный»
Программные задачи:
- расширять и закреплять представления детей о профессии спасателя — пожарного, формировать умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях;
- активизировать словарь детей словами: спасатель, топор, лом, рукав, огнетушитель, противогаз, каска, машина; тушить, спасать, ехать, передвигаться, звонить; пожарный, смелый, сильный, храбрый, ловкий, отважный, здоровый.
- развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление, умение рассуждать и делать выводы, воображение, связную речь.
- воспитывать познавательный интерес к профессии спасателя — пожарного, желание играть.
Материал и оборудование: аудиопроигрыватель, мнемотаблица, макет спички, боевой костюм спасателя — пожарного, пожарная машина, детский набор спасателя — пожарного (каска, огнетушитель, топор, рация), предметы (лом, багор, ведро, топор, огнетушитель) к игре «Собери пожарный щит», карты с изображением огнеопасных предметов и предметов, необходимых спасателю — пожарному, карандаши, указки (палочки), телефон.
Предварительная работа: проведение дидактических, развивающих, речевых, логоритмических игр по ОБЖ, игр на координацию речи с движениями, сюжетно — ролевой игры: «Один — много», «Чудесный мешочек», «4-й лишний», «Сложи картинку», «Чего не стало?», «Отгадай по описанию», «Найди нужные предметы», «Опиши по схеме», «Загадки», «Спасатели — пожарные», «Кошкин дом», «Кому что нужно?»; рисование «Что необходимо спасателю — пожарному»; чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Пожар», «Кошкин дом»; рассматривание иллюстраций о пожарных спасателях, о том, что может стать причиной пожара; беседы о поведении при пожаре, о пожарных спасателях; ИОС (игровая обучающая ситуация) «Вызов спасателей — пожарных».
Ход занятия
Воспитатель вместе с воспитанниками становятся в полукруг и выполняют имитационные движения в соответствии с текстом:
Пальчиковая гимнастика — приветствие
Тук, тук, тук
Раздается звонкий стук.
(Ударяют кулачок о кулачок)
Двери открывайте,
В дом гостей впускайте:
(Разводят руки в стороны)
Веселых ребятишек,
Девчонок и мальчишек —
(Скользящие движения руками вверх — вниз)
И загадку отгадайте.
Воспитатель (В.). Загадывает загадку.
В. С огнём бороться они должны,
С водою они напарники,
Очень людям всем нужны,
Так кто же они? (Спасатели — пожарные).
Е. Ильин.
Воспитатель ставит цель.
В. Сегодня вспомним: какими должны быть спасатели — пожарные, что они делают, как правильно их вызвать; будем в роли спасателей — пожарных.
Будьте внимательны: самых активных, находчивых ждут призы.
Воспитатель проводит вводную беседу.
В. Зачем нужны спасатели — пожарные? (Они нужны для того, чтобы тушить пожары, спасать людей).
В. Какими должны быть спасатели — пожарные? (Сильными, ловкими, смелыми, бесстрашными, храбрыми, находчивыми, отважными, здоровыми, дружными).
В. Как правильно вызвать спасателей — пожарных? (Необходимо позвонить по номеру 101 или 112, четко назвать свой адрес, свою фамилию, имя и причину пожара).
В. Что может стать причиной возгорания (пожара)? (Причиной пожара может стать игра со спичками или зажигалками, курение, разведение костров, удар молнии, неисправные электропровода, использование неисправных электроприборов: утюга, фена, сушилки).
В. Чем можно затушить возгорание (пожар)? (Пожар можно затушить водой, огнетушителем, песком, землёй из-под цветов, снегом, одеялом, покрывалом).
Игра «Это — я, это — я, это-все мои друзья»
Детям предлагают стать в круг. Воспитатель задаёт вопросы, дети хором отвечают и хлопают в ладоши (соглашаются): «Это — я, это — я, это-все мои друзья» или молча качают головой (не соглашаются).
В. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? (Это — я, это — я, это-все мои друзья).
В. Кто из вас, заметив дым, закричит: «ПОЖАР! ГОРИМ!» (Это — я, это — я, это-все мои друзья).
В. Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
В. Кто костров не разжигает и другим не разрешает? (Это — я, это — я, это-все мои друзья).
В. Признавайтесь мне и в том, кто из вас шалит с огнём?
Детям предлагают подойти к доске. Воспитатель знакомит с боевым костюмом спасателя — пожарного.
В. Смелые, отважные пожарные спасатели идут и в огонь и в воду. Их защищает специальная одежда. Она оберегает от дыма, огня, высокой температуры, воды, травм. Это — боевая одежда. Она сшита из негорючего материала. Голову пожарного спасателя защищает каска — огнестойкая, самогасящаяся. На ногах-сапоги-прочные и удобные, с железными вставками, чтобы не поранить ноги.
На чем передвигаются пожарные спасатели? (Пожарные спасатели передвигаются на пожарной машине).
Детям предлагают рассмотреть пожарную машину.
В. Почему машина красного цвета? (Машина спасателей — пожарных красного цвета для того, чтобы она была заметной).
Почему спасатели — пожарные мчатся на пожарной машине со звуком сирены — с маячками? (Спасатели — пожарные мчатся на пожарной машине со звуком сирены — с маячками, чтобы другие машины, услышав громкий звук сирены, уступили дорогу).
Детям предлагают выполнить упражнение «Спасатели — пожарные» на ковре.
Упражнение на координацию речи с движениями
«Мы — спасатели — пожарные»
Мы спасателями — пожарными станем.
Мы трудиться не устанем.
(Ходьба детей по кругу)
За огонь беремся смело,
Хоть нелегкое это дело.
(Сжимают, разжимают пальцы)
Насосы мы качаем,
Из пожарных рукавов
Воду заливаем,
И огнетушитель нам в этом помогает.
(Имитационные движения в соответствии с текстом)
1—2, 1—2
За работу нам пора.
(Хлопки в ладоши)
Игра «Найди нужные предметы»
Детям предлагают разделиться на подгруппы и выполнить задания за столами.
В. (Первой подгруппе). Найти и обвести карандашом, (указкой) предметы, которые используют спасатели — пожарные при тушении пожаров и назвать их. (Лом, багор, топор, огнетушитель, пожарный рукав).
В. (Второй подгруппе). Найти и выделить предметы, которые могут вызвать пожар или пожароопасные предметы и назвать их. (Спички, электроплита, розетка, утюг...)
Детям, которые выполнили поставленную задачу раньше других, предлагают индивидуальные задания.
В. Собрать пожарный щит. (Лом, огнетушитель, топор, ведро, багор — для разбора металлических конструкций).
В. Выбрать необходимые предметы для спасателя — пожарного и назвать их. (Каска, рация, огнетушитель, пожарный топор).
Воспитатель вместе с воспитанниками проверяют выполненные задания.
Загадка
Детям предлагают сесть в круг на ковер, закрыть глаза.
В. Отгадайте загадку.
Палочка тоненькая, но не игрушка.
Живёт в своей коробочке, в руки к детям попадёт,
Огонь большой принесёт. Что это? (Спичка).
Дыхательная гимнастика «Спичка»
В. достает макет «горящей спички», дети открывают глаза, дуют на эмитированный огонь.
Рассказ по таблице «Спасатель — пожарный». (Мнемотаблица).
Детям предлагают подойти к мольберту, где размещена таблица «Спасатель — пожарный» и рассказать о спасателе — пожарном.
В. Кто это изображен? (Спасатель — пожарный. Он в специальной одежде. Она оберегает от дыма, огня, высокой температуры. Это — боевая одежда. Она сшита из негорючего материала. Голову спасателя защищает каска... На ногах — сапоги.).
В. Какой спасатель — пожарный? (Сильный, ловкий, бесстрашными, храбрыми, находчивыми.)
В. Что он делает? (Спасатель — пожарный тушит пожары, спасает людей.)
В. Какие предметы использует? (Лом, багор, ведро, топор, огнетушитель.)
В. На чем передвигается? (Спасатель — пожарный передвигается на пожарной машине красного цвета со звуком сирены.).
В. Хорошо (+) или плохо (-) быть спасателем — пожарным? (Спасателем — пожарным быть хорошо, потому что он приносит пользу людям, помогая им, спасая.)
Спасателем — пожарным быть плохо, потому что — это опасная профессия...
Игровой логоритмический массаж «Кошкин дом»
Детям предлагают встать в замкнутый круг друг за другом и сделать игровой массаж «Кошкин дом», чтобы быть такими же сильными, как спасатели.
Тили — бом! Тили — бом!
(Стучат кулачками по спине друг друга)
Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом,
(Хлопают в ладоши)
Идёт дым столбом!
(«Рисуют» на спине спирали, «дым»)
Кошка выскочила! Глаза выпучила.
(Похлопывают ладошками по спине)
Бежит курочка с ведром
(«Бегают» по спине пальцами)
Заливает кошкин дом,
(Гладят по спине сверху вниз)
А лошадка — с фонарём,
(Стучат кулачками)
А собачка — с помелом,
(Гладят по спине)
Серый заюшка с листом
(Стучат ребром ладони по спине)
Раз! Раз! Раз! Раз!
(Хлопают в ладоши)
И огонь погас!
(Гладят по спине сверху вниз)
С.Я. Маршак
Игровая обучающая ситуация. «Что случилось дома у мальчика Алеши»
Воспитанникам предлагают побывать в роли спасателей — пожарных которые, приняв сигнал диспетчера о возгорании, срочно выезжают на пожар, спасать ребенка. Под руководством воспитателя дети распределяют роли спасателей — пожарных, командира отделения, диспетчера; берут необходимые атрибуты.
В. Мальчик Алеша остался одна дома, слушал магнитофон. Послушав музыку, отправился в другую комнату, забыв выключить магнитофон. Заигрался... Вдруг почувствовал запах дыма.
Алеша. «Ах, пожар!»
В. Не растерялся, Алеша, позвонил по номеру 101, назвал фамилию и имя, адрес, причину пожара. (Ребенок подходит к телефону, набирает номер 101, называет фамилию и имя, адрес, причину пожара и покидает помещение).
Пожарный диспетчер. «Диспетчер слушает... Сигнал принят. Высылаю бригаду спасателей — пожарных... Внимание! Внимание! На улице Новой произошло возгорание. Срочно выезжайте!»
Командир отделения: «Сигнал принят. Выезжаем!» (Команда спасателей — пожарных мчится на пожарной машине со звуком сирены — с маячками на вызов).
Спасатели — пожарные быстро среагировали на сигнал и потушили пожар.
Воспитанники становятся в полукруг для итоговой беседы.
В. Почему произошло возгорание? (Произошло короткое замыкание).
Нужно всегда выключать электроприборы из сети, когда уходите в другую комнату или на улицу.
Молодец, Алеша, не растерялся, позвонил спасателям — пожарным. Какой номер он набрал? (Ответы). О чем сообщил? (Ответы). Спасатели — пожарные проявили смелость, быстроту. Понравилось быть спасателями — пожарными? Хотели бы ими стать? Почему? (Ответы детей).
Да, профессия спасателя требует бесстрашного характера, ловкости, самообладания, быстроты реакции и крепкого здоровья. Это опасная, но очень нужная профессия.
В. Ребята, вы были активными, внимательными, смышлеными. Вспомнили, какими должны быть спасатели — пожарные, что они делают, как правильно их вызвать, были в роли спасателей — пожарных.
Умницы! Вот и призы. Воспитатель вручает детям медали с надписью «Юному спасателю — пожарному!».
Вот и закончили мы играть. Понравилось? Что больше запомнилось? Почему?
Рефлексия
В. Найдите «звездочку» с тем настроением, которое сейчас у вас и поместите на наше «Дерево настроений», объяснив свой выбор.