Найти тему
Ваш дошкольник

Занятие в средней специальной группе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Оглавление

Тема: «Безопасность». «Спасатель — пожарный»

Программные задачи:

  • расширять и закреплять представления детей о профессии спасателя — пожарного, формировать умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях;
  • активизировать словарь детей словами: спасатель, топор, лом, рукав, огнетушитель, противогаз, каска, машина; тушить, спасать, ехать, передвигаться, звонить; пожарный, смелый, сильный, храбрый, ловкий, отважный, здоровый.
  • развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление, умение рассуждать и делать выводы, воображение, связную речь.
  • воспитывать познавательный интерес к профессии спасателя — пожарного, желание играть.

Материал и оборудование: аудиопроигрыватель, мнемотаблица, макет спички, боевой костюм спасателя — пожарного, пожарная машина, детский набор спасателя — пожарного (каска, огнетушитель, топор, рация), предметы (лом, багор, ведро, топор, огнетушитель) к игре «Собери пожарный щит», карты с изображением огнеопасных предметов и предметов, необходимых спасателю — пожарному, карандаши, указки (палочки), телефон.

Предварительная работа: проведение дидактических, развивающих, речевых, логоритмических игр по ОБЖ, игр на координацию речи с движениями, сюжетно — ролевой игры: «Один — много», «Чудесный мешочек», «4-й лишний», «Сложи картинку», «Чего не стало?», «Отгадай по описанию», «Найди нужные предметы», «Опиши по схеме», «Загадки», «Спасатели — пожарные», «Кошкин дом», «Кому что нужно?»; рисование «Что необходимо спасателю — пожарному»; чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Пожар», «Кошкин дом»; рассматривание иллюстраций о пожарных спасателях, о том, что может стать причиной пожара; беседы о поведении при пожаре, о пожарных спасателях; ИОС (игровая обучающая ситуация) «Вызов спасателей — пожарных».

Ход занятия

Воспитатель вместе с воспитанниками становятся в полукруг и выполняют имитационные движения в соответствии с текстом:

Пальчиковая гимнастика — приветствие

Тук, тук, тук

Раздается звонкий стук.

(Ударяют кулачок о кулачок)

Двери открывайте,

В дом гостей впускайте:

(Разводят руки в стороны)

Веселых ребятишек,

Девчонок и мальчишек —

(Скользящие движения руками вверх — вниз)

И загадку отгадайте.

Воспитатель (В.). Загадывает загадку.

В. С огнём бороться они должны,

С водою они напарники,

Очень людям всем нужны,

Так кто же они? (Спасатели — пожарные).

Е. Ильин.

Воспитатель ставит цель.

В. Сегодня вспомним: какими должны быть спасатели — пожарные, что они делают, как правильно их вызвать; будем в роли спасателей — пожарных.

Будьте внимательны: самых активных, находчивых ждут призы.

Воспитатель проводит вводную беседу.

В. Зачем нужны спасатели — пожарные? (Они нужны для того, чтобы тушить пожары, спасать людей).

В. Какими должны быть спасатели — пожарные? (Сильными, ловкими, смелыми, бесстрашными, храбрыми, находчивыми, отважными, здоровыми, дружными).

В. Как правильно вызвать спасателей — пожарных? (Необходимо позвонить по номеру 101 или 112, четко назвать свой адрес, свою фамилию, имя и причину пожара).

В. Что может стать причиной возгорания (пожара)? (Причиной пожара может стать игра со спичками или зажигалками, курение, разведение костров, удар молнии, неисправные электропровода, использование неисправных электроприборов: утюга, фена, сушилки).

В. Чем можно затушить возгорание (пожар)? (Пожар можно затушить водой, огнетушителем, песком, землёй из-под цветов, снегом, одеялом, покрывалом).

Игра «Это — я, это — я, это-все мои друзья»

Детям предлагают стать в круг. Воспитатель задаёт вопросы, дети хором отвечают и хлопают в ладоши (соглашаются): «Это — я, это — я, это-все мои друзья» или молча качают головой (не соглашаются).

В. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? (Это — я, это — я, это-все мои друзья).

В. Кто из вас, заметив дым, закричит: «ПОЖАР! ГОРИМ!» (Это — я, это — я, это-все мои друзья).

В. Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

В. Кто костров не разжигает и другим не разрешает? (Это — я, это — я, это-все мои друзья).

В. Признавайтесь мне и в том, кто из вас шалит с огнём?

Детям предлагают подойти к доске. Воспитатель знакомит с боевым костюмом спасателя — пожарного.

В. Смелые, отважные пожарные спасатели идут и в огонь и в воду. Их защищает специальная одежда. Она оберегает от дыма, огня, высокой температуры, воды, травм. Это — боевая одежда. Она сшита из негорючего материала. Голову пожарного спасателя защищает каска — огнестойкая, самогасящаяся. На ногах-сапоги-прочные и удобные, с железными вставками, чтобы не поранить ноги.

На чем передвигаются пожарные спасатели? (Пожарные спасатели передвигаются на пожарной машине).

Детям предлагают рассмотреть пожарную машину.

В. Почему машина красного цвета? (Машина спасателей — пожарных красного цвета для того, чтобы она была заметной).

Почему спасатели — пожарные мчатся на пожарной машине со звуком сирены — с маячками? (Спасатели — пожарные мчатся на пожарной машине со звуком сирены — с маячками, чтобы другие машины, услышав громкий звук сирены, уступили дорогу).

Детям предлагают выполнить упражнение «Спасатели — пожарные» на ковре.

Упражнение на координацию речи с движениями

«Мы — спасатели — пожарные»

Мы спасателями — пожарными станем.

Мы трудиться не устанем.

(Ходьба детей по кругу)

За огонь беремся смело,

Хоть нелегкое это дело.

(Сжимают, разжимают пальцы)

Насосы мы качаем,

Из пожарных рукавов

Воду заливаем,

И огнетушитель нам в этом помогает.

(Имитационные движения в соответствии с текстом)

1—2, 1—2

За работу нам пора.

(Хлопки в ладоши)

Игра «Найди нужные предметы»

Детям предлагают разделиться на подгруппы и выполнить задания за столами.

В. (Первой подгруппе). Найти и обвести карандашом, (указкой) предметы, которые используют спасатели — пожарные при тушении пожаров и назвать их. (Лом, багор, топор, огнетушитель, пожарный рукав).

В. (Второй подгруппе). Найти и выделить предметы, которые могут вызвать пожар или пожароопасные предметы и назвать их. (Спички, электроплита, розетка, утюг...)

Детям, которые выполнили поставленную задачу раньше других, предлагают индивидуальные задания.

В. Собрать пожарный щит. (Лом, огнетушитель, топор, ведро, багор — для разбора металлических конструкций).

В. Выбрать необходимые предметы для спасателя — пожарного и назвать их. (Каска, рация, огнетушитель, пожарный топор).

Воспитатель вместе с воспитанниками проверяют выполненные задания.

Загадка

Детям предлагают сесть в круг на ковер, закрыть глаза.

В. Отгадайте загадку.

Палочка тоненькая, но не игрушка.

Живёт в своей коробочке, в руки к детям попадёт,

Огонь большой принесёт. Что это? (Спичка).

Дыхательная гимнастика «Спичка»

В. достает макет «горящей спички», дети открывают глаза, дуют на эмитированный огонь.

Рассказ по таблице «Спасатель — пожарный». (Мнемотаблица).

Детям предлагают подойти к мольберту, где размещена таблица «Спасатель — пожарный» и рассказать о спасателе — пожарном.

В. Кто это изображен? (Спасатель — пожарный. Он в специальной одежде. Она оберегает от дыма, огня, высокой температуры. Это — боевая одежда. Она сшита из негорючего материала. Голову спасателя защищает каска... На ногах — сапоги.).

В. Какой спасатель — пожарный? (Сильный, ловкий, бесстрашными, храбрыми, находчивыми.)

В. Что он делает? (Спасатель — пожарный тушит пожары, спасает людей.)

В. Какие предметы использует? (Лом, багор, ведро, топор, огнетушитель.)

В. На чем передвигается? (Спасатель — пожарный передвигается на пожарной машине красного цвета со звуком сирены.).

В. Хорошо (+) или плохо (-) быть спасателем — пожарным? (Спасателем — пожарным быть хорошо, потому что он приносит пользу людям, помогая им, спасая.)

Спасателем — пожарным быть плохо, потому что — это опасная профессия...

Игровой логоритмический массаж «Кошкин дом»

Детям предлагают встать в замкнутый круг друг за другом и сделать игровой массаж «Кошкин дом», чтобы быть такими же сильными, как спасатели.

Тили — бом! Тили — бом!

(Стучат кулачками по спине друг друга)

Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом,

(Хлопают в ладоши)

Идёт дым столбом!

(«Рисуют» на спине спирали, «дым»)

Кошка выскочила! Глаза выпучила.

(Похлопывают ладошками по спине)

Бежит курочка с ведром

(«Бегают» по спине пальцами)

Заливает кошкин дом,

(Гладят по спине сверху вниз)

А лошадка — с фонарём,

(Стучат кулачками)

А собачка — с помелом,

(Гладят по спине)

Серый заюшка с листом

(Стучат ребром ладони по спине)

Раз! Раз! Раз! Раз!

(Хлопают в ладоши)

И огонь погас!

(Гладят по спине сверху вниз)

С.Я. Маршак

Игровая обучающая ситуация. «Что случилось дома у мальчика Алеши»

Воспитанникам предлагают побывать в роли спасателей — пожарных которые, приняв сигнал диспетчера о возгорании, срочно выезжают на пожар, спасать ребенка. Под руководством воспитателя дети распределяют роли спасателей — пожарных, командира отделения, диспетчера; берут необходимые атрибуты.

В. Мальчик Алеша остался одна дома, слушал магнитофон. Послушав музыку, отправился в другую комнату, забыв выключить магнитофон. Заигрался... Вдруг почувствовал запах дыма.

Алеша. «Ах, пожар!»

В. Не растерялся, Алеша, позвонил по номеру 101, назвал фамилию и имя, адрес, причину пожара. (Ребенок подходит к телефону, набирает номер 101, называет фамилию и имя, адрес, причину пожара и покидает помещение).

Пожарный диспетчер. «Диспетчер слушает... Сигнал принят. Высылаю бригаду спасателей — пожарных... Внимание! Внимание! На улице Новой произошло возгорание. Срочно выезжайте!»

Командир отделения: «Сигнал принят. Выезжаем!» (Команда спасателей — пожарных мчится на пожарной машине со звуком сирены — с маячками на вызов).

Спасатели — пожарные быстро среагировали на сигнал и потушили пожар.

Воспитанники становятся в полукруг для итоговой беседы.

В. Почему произошло возгорание? (Произошло короткое замыкание).

Нужно всегда выключать электроприборы из сети, когда уходите в другую комнату или на улицу.

Молодец, Алеша, не растерялся, позвонил спасателям — пожарным. Какой номер он набрал? (Ответы). О чем сообщил? (Ответы). Спасатели — пожарные проявили смелость, быстроту. Понравилось быть спасателями — пожарными? Хотели бы ими стать? Почему? (Ответы детей).

Да, профессия спасателя требует бесстрашного характера, ловкости, самообладания, быстроты реакции и крепкого здоровья. Это опасная, но очень нужная профессия.

В. Ребята, вы были активными, внимательными, смышлеными. Вспомнили, какими должны быть спасатели — пожарные, что они делают, как правильно их вызвать, были в роли спасателей — пожарных.

Умницы! Вот и призы. Воспитатель вручает детям медали с надписью «Юному спасателю — пожарному!».

Вот и закончили мы играть. Понравилось? Что больше запомнилось? Почему?

Рефлексия

В. Найдите «звездочку» с тем настроением, которое сейчас у вас и поместите на наше «Дерево настроений», объяснив свой выбор.