Найти тему
Вдоль по Питерской

Чтобы помнили... Александр Капица похоронен в Комарово

Двадцать четвёртого февраля 1937 года в Ленинграде родился Александр Капица - человек, открывший нашей стране "Санту-Барбару". Хотя, разумеется, это не было его единственным или даже самым великим достижением.

Александр Капица. Фото triptonkosti.ru
Александр Капица. Фото triptonkosti.ru

Вообще, надо сказать, что изначально будущий один из самых известных российских кинопродюсеров в кинематографе работать не планировал. После окончания школы он поступил в "Химфарм" - Ленинградский химико-фармацевтический институт (сейчас Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет) и благополучно его окончил, получив в 1961 году диплом химика-технолога. И довольно долго работал как раз по полученной в институте специальности - сначала технологом-испытателем автомобильных шин, потом инженером комбината декоративно-прикладного искусства.

Альма-матер Александра Капицы
Альма-матер Александра Капицы

Но через десять лет Капица вдруг резко поменял всю свою жизнь.

Он уехал в Москву и поступил на Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров, где его преподавателем был знаменитый ещё с довоенных времён Леонид Трауберг - именно он в соавторстве с Григорием Козинцевым снял кинотрилогию о Максиме. За которую, к слову, получил в своё время Сталинскую премию первой степени.

Кадр из фильма "Юность Максима" (1934 г.). Максим - Борис Чирков
Кадр из фильма "Юность Максима" (1934 г.). Максим - Борис Чирков

Впрочем, пережил Трауберг и опалу - в ходе борьбы с космополитами его объявили ""лидером" антипатриотической группы буржуазных космополитов в кинематографии", но к концу пятидесятых он перестал быть изгоем и даже возглавил вышеназванные курсы.

Леонид Трауберг. Фото grad.ua
Леонид Трауберг. Фото grad.ua

Разумеется, Капица много почерпнул у легендарного режиссёра. Но отчего-то сам Капица в режиссуре разочаровался. Ему больше по душе была административная работа в кино - организация процесса съёмок, контроль расходуемых на процесс денежных средств и, главное, генерирование идей. И получив диплом режиссёра, он сразу направился на "Ленфильм" - сначала в качестве заместителя начальника цеха подготовки съёмок, а затем и директора фильмов. Так тогда в нашей стране обозначалась должность, которую теперь мы называем "продюсер".

-5

Капица был директором многих известных кинокартин. С ним работали такие популярные режиссёры, как Искандер Хамраев (семисерийный телесериал "Соль земли"), Семён Аранович (трёхсерийная драма "Рафферти"), Владимир Бортко ("перестроечная" трагедия "Единожды солгав..."), Александр Сокуров (драма по мотивам повести братьев Стругацких "Дни затмения". Но с началом девяностых художественные полнометражные фильмы стало всё труднее снимать - если говорить о качественном кино - и ещё труднее приводить на него зрителя. Капица был одним из первых, кто понял, что наступила эпоха сериалов. Да, в СССР, а потом и в России уже Изаура рассказала советским людям об ужасах, творимых рабовладельцами, отплакали своё богатые, а Мария оказалась не так уж и проста. Но привезённая Капицей в Россию - СССР уже канул в лету - "Санта-Барбара" превзошла всё выше перечисленное. За десять лет показа этого, как сейчас говорят, "мыла" Кэпвеллы, Локриджи и Перкинсы стали если не членами семей российских телезрителей, то, как минимум, их соседями по лестничной площадке. Россияне знали о них значительно больше, чем о родных бабушках и дедушках, например. Хорошо это или плохо - вопрос, наверное, риторический. Одно можно сказать - без Александра Капицы этого не было бы.

-6

Впрочем, "Санта-Барбара" ещё не завершилась (во что уже, пожалуй, никто и не верил), а Капица понял, что отечественному зрителю будут интересны и отечественные герои. И предложил снять сагу, продолжительностью, может, и поменьше "Санты-Барбары", но тоже весьма много серийную. Причём литературная основа была выбрана совершенно случайно. Его сын Кирилл читал в это время книжку "Кошмар на улице Стачек" о буднях питерской милиции, написанную Андреем Кивиновым (под псевдонимом скрывался действующий сотрудник органов, начальник отдела по раскрытию умышленных убийств Кировского РУВД Санкт-Петербурга Андрей Пименов), который и предложил использовать рассказы из этой книги в задуманном сериале.

Андрей Кивинов. Фото loveplanet.ru
Андрей Кивинов. Фото loveplanet.ru

Идея Александру Петровичу понравилась - и вскоре страна увидела первый сезон "Улиц разбитых фонарей". Так он назвал, пожалуй, самый успешный отечественный телесериал. Во всяком случае, из снятых в Северной столице. А герои этого сериала - "Мухомор", Георгич, Ларин, Дукалис и другие - стали столь же близки российскому телезрителю, как и Си-Си Кэпвелл с Лайонелом Локриджем, живущие в Санта-Барбаре.

Герои "Улиц разбитых фонарей". Фото ntv.ru
Герои "Улиц разбитых фонарей". Фото ntv.ru

А потом были ещё "Агент национальной безопасности", "По имени Барон", "Чёрный ворон"... Наверное, они не достигли тех вершин популярности, что были у "Ментов" (так стали называть в обиходе "Улицы разбитых фонарей"), но заметный след в истории отечественного телевидения все они оставили. К слову, уже когда Капица умер, его имя, обведённое в траурную рамку, всё равно оставалось в титрах тех серий, что снимались уже без его участия.

Подробно о жизни замечательного кинопродюсера вы можете прочитать в материале "Человек, открывший нам Санту-Барбару и придумавший "Ментов"" на канале "Вдоль по Питерской".

Александр Петрович Капица умер 27 марта 2004 года от сердечного приступа. Ему было 67 лет. Он похоронен на кладбище посёлка Комарово.

Могила Александра Капицы в Комаровском некрополе
Могила Александра Капицы в Комаровском некрополе

Фильмография Александра Капицы

Директор картины

  • 1975 Полковник в отставке (режиссёр И. Шешуков)
  • 1978 Случайные пассажиры (режиссёр М. Ордовский)
  • 1979 Соль земли — 7 серий (режиссёр И. Хамраев)
  • 1980 Рафферти — 3 серии (режиссёр С. Аранович)
  • 1982 Шапка Мономаха (режиссёр И. Хамраев)
  • 1987 Счастливо оставаться! (к/м) (режиссёр С. Белошников)
  • 1987 Единожды солгав... (режиссёр В. Бортко)
  • 1988 Дни затмения — 2 серии (режиссёр А. Сокуров)

Продюсер

  • 1989 В ожидании Элизабет (фильм-спектакль) (режиссёр Е. Макаров)
  • 1990 Другая драма (режиссёр А. Некрасов)
  • 1990 Палач (режиссёр В. Сергеев)
  • 1991 Афганский излом (режиссёр В. Бортко)
  • 1992 Тайна (режиссёр Г. Беглов)
  • 1995—1998 Улицы разбитых фонарей — 33 серии
  • 1997 Светлана (к/м) (режиссёр Н. Якушева)
  • 1998 Содержанка (к/м) (режиссёр В. Бутурлин)
  • 1998—1999 Агент национальной безопасности — 12 серий (режиссёры Д. Светозаров, А. Черных, В. Аксёнов, Э. Ясан)
  • 1998—1999 Улицы разбитых фонарей-2. Новые приключения ментов — 24 серии
  • 2000 Агент национальной безопасности-2 — 12 серий (режиссёр Д. Светозаров)
  • 2000 Четырнадцать цветов радуги (режиссёр Д. Светозаров)
  • 2000—2001 Улицы разбитых фонарей-3 (Менты-3) — 26 серий
  • 2000—2001 Агент национальной безопасности-3 — 12 серий (режиссёры Д. Светозаров, И. Москвитин, А. Кравчук)
  • 2000—2001 Чёрный ворон (1-й блок) — 22 серии (режиссёры Б. Горлов, И. Москвитин)
  • 2001 По имени Барон — 12 серий (режиссёр Д. Светозаров)
  • 2001—2002 Улицы разбитых фонарей-4 (Менты-4) — 26 серий
  • 2002 Нож в облаках — 8 серий (режиссёр М. Мигунова)
  • 2002—2003 Чёрный ворон (2-й блок) — 30 серий (режиссёры И. Москвитин, А. Кравчук)
  • 2003 Повторение пройденного — 6 серий (режиссёр И. Москвитин)
  • 2003 Улицы разбитых фонарей-5 (Менты-5) — 26 серий
  • 2003 Агент национальной безопасности-4 — 12 серий (режиссёры И. Москвитин, В. Фурман)
  • 2004 Улицы разбитых фонарей-6 (Менты-6) — 26 серий
  • 2004 Агент национальной безопасности-5 — 12 серий (режиссёры В. Фурман, В. Татарский, А. Лебедев)
  • 2004 Чёрный ворон (3-й блок) — 12 серий (режиссёр И. Москвитин)