Интересное наблюдение: многие имеют когнитивное искажение (я в том числе) и функциональная закрепленность одно из них; это значит, что в нашем сознании одна игрушку выполняет только одну функцию. Поэтому мы тратим большое количество энергии и сил на маркетплейсах, скупая красивые на вид игрушки. А нужно всего лишь взять втулку и идти творить, придумывать, играть с ребенком. Потому что от покупки классной игрушки развитие само не пойдет, ребёнок не сядет и не начнет развиваться. Главное в играх - это показать ребёнку, что ВСЁ может быть ВСЕМ.
К примеру, втулку можно превратить в лягушку, которая будет прыгать или надеть на один конец все той же втулки шарик, тем самым сделав из нее катапульту.
p.s Мы использовали ее для постановки звука «у-у-у».
Только сейчас я поняла свою главную ошибку в занятиях с ребенком. Вам знакома ситуация, когда вы сидите днями напролет напротив ребенка и говорите ему:
«Как делает собачка? Ав-ав. Повтори, как делает собачка?».
Или: «Как делает киса? Мяу-мяу. Повтори, как делает киса?».
А в ответ тишина…И вот вас уже начинает подташнивать от одного вида животных, а ребенок все молчит. У нас уходили месяцы на заучивание собаки и кошки😑 были задействованы и карточки, и звуковое сопровождение, и фигурки животных. Дошли до того, что Алиса знает как выглядят животные и показывает их пальчиком, но говорит редко. Тогда я начала копать и искать причину своих неудач. Хочется отметить, что я не заставляю ребёнка делать невозможное. Да, все дети развиваются в своем темпе, но и я сужу по навыкам и способностям своего ребёнка. Есть потенциал и желание, но есть и мой неправильный подход, поэтому развитие шло медленно.
Когда я начала изучать тему развития речи, то первым делом наткнулась на артикуляционную зарядку. Например, когда мы просим повторить слово «ЖА-БА». У нас не задействована артикуляция, нужно тренировать круговую мышцу рта.
Упражнение: 1.берем пластиковую трубочку (2шт - одну вам другую малышу)
2.кладем трубочку между губ (именно взять губами, а не зубами)
3.выплевываем в пространство и говорим «БА»
Такое артикуляционное упражнение укрепляет мышцы губ, языка и развивает их подвижность. А также это весело🤭
Еще одно незамысловатое упражнение: 1.наливаем воду в таз или миску
2.зачерпываем в ладошку воду и тут же выливаем, поговаривая ВО-ДА
3.можно задействовать ладошки ребёнка, чтобы произошел контакт с водой
Чтобы не тратить воду только на одно упражнение, можно взять ситечко и мелкие игрушки. Кидаем игрушки в воду, а ситечко дает в руки малышку😉 Хорошее упражнение на мелкую моторику готово.
Упражнение с высовыванием языка и звуком А:
1.высовываем язык и говорим А-А-А (можно добавить дотягивание языка до носа)
На звук У-у-у:
1.взять длинную трубочку (желательно широкую) или втулку
2.поднести к губам и сказать у-у-у
3.дать повторить ребёнку
Также хорошо задействовать упражнение на дыхание. Например, возьмите 2 бутылька с мыльными пузырями. Думаю, что вы и сами знаете, что с ними делать))
Вот несколько игр с ними:
1.Д-у-у-у-т-ь
2.Лопать одним пальчиком пузырь и учить ждать
3.Хлопать двумя ладошками по пузырю
Такие игры направлены на выстраивание контакта. Чтобы ребёнок смотрел на вас и думал: «ага, есть фраза «д-у-й» и после нее что-то происходит». Для каждого ребенка будет свой подход. Фантазируйте: стройте гримасы, выжидайте паузы, подключайте жесты руками.
Итак, чтобы помочь ребёнку заговорить следует развивать: артикуляцию (звукоподражание и в том числе выполнять дыхательно-голосовые упражнения) и мелкую/крупную моторику. Главное, чтобы вам вдвоем было весело и интересно. Интерес является двигателем прогресса. Благодаря интересу ученых были совершены великие открытия в разных областях науки и техники, созданы изобретения и великие произведения искусства, которыми пользуется всё человечество. Поэтому разрушайте границы, увидьте в самых обычных и незамысловатых вещах интересные игры. И станьте для своего ребенка проводником в этот интересный и увлекательный мир🫶🏻
📍Хотелось бы заснять на видео некоторые поделки или собрать «речевую коробку». Актуально?😌 Если вы знаете интересные упражнения, то поделитесь))