Найти тему

Аменхотеп III

Аменхотеп III, правивший в Египте приблизительно в 1386–1349 годах до н.э., был одним из самых великих фараонов Древнего Египта из XVIII династии.
Его правление характеризовалось как периодом мира, процветания и культурного развития.

Аменхотеп III был известен своими впечатляющими строительными проектами, которые возвысили его правление. Он вложил значительные ресурсы в возведение храмов, дворцов, и монументальных сооружений. Его дворец в Малой Амарне и храмы в Карнаке и Луксоре до сих пор поражают своим великолепием.

Храм Аменхотепа III в Луксоре
Храм Аменхотепа III в Луксоре

Внешняя политика Аменхотепа III была направлена на поддержание мира и укрепление дипломатических отношений. Он активно вел торговлю и обмен культурными ценностями с Месопотамией, Митани и другими цивилизациями того времени.
В Азии владычество Аменхотепа было общепризнанным. Цари таких великих держав, как Митанни и Вавилонское царство, заискивали перед фараоном и посылали в его гарем своих сестёр и дочерей. Аменхотеп был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочери вавилонского царя Куригальзу I, дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I.
Также Аменхотеп был дважды женат на митаннийских принцессах. В 10-й год своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Гилухепе, а в 36-й - на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты - Тадухепе.

О большом влиянии Аменхотепа говорит и тот факт, что вавилонский царь Куригальзу I, когда сирийские цари попытались вовлечь его в союз против фараона, послал им категоричный отказ на том основании, что он находится в союзе с фараоном, и даже угрожал им войной в случае, если их союз осуществится.
Царь Кипра находился в вассальной зависимости от Аменхотепа и регулярно посылал ему большое количество меди за исключением одного раза, когда, как он сам говорит в своё оправдание, его страну посетила чума. Более 20 предметов с именами Аменхотепа III и Тии, обнаруженные на островах Эгейского моря, свидетельствуют о краткосрочном возобновлении связей Египта с этим регионом.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом. В гробнице Аменмеса, градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей.
Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

Хотя Аменхотеп III не проводил радикальных религиозных реформ, его правление ознаменовалось укреплением культа бога Амона. Он продолжал строительство и расширение храмов, посвященных этому богу, и поддерживал ритуалы, связанные с его почитанием.
Однако Аменхотеп, упиваясь своим владычеством над «миром», дошёл в самообожествлении до культа собственных идолов. Это поклонение фараону насаждалось преимущественно в Нубии, где вместе с Амоном фараону был посвящён великолепный храм в Сульбе, но и в Мемфисе царскому идолу создавались божественные почести.
В Нубии, в соседней с Сульбой Седэнге был сооружён храм, в котором, как богиню, чтили любимую жену фараона, царицу Тию.

-3

Фараонов издревле сравнивали с солнцем и величали их «сыновьями Ра (солнца)», но никто до Аменхотепа не именовал себя - видимым Солнцем.
С этим представлением о себе как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчёркивание своей приверженности к «правде» (Маат). Из пяти царских имён три были посвящены ей: в первом имени фараон величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором - «Устанавливающим Законы», четвёртое, обычно государственное имя, - «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце».
Возле главного храма столицы в Карнаке фараон поставил особый храмик, всё той же «Правде», «дочери Солнца» Маат.

Под правлением Аменхотепа III Древний Египет переживал золотой век искусства и литературы. Многие известные литературные произведения были созданы в этот период, а его правление стало временем расцвета культурных достижений.

Правление Аменхотепа III оказало глубокое влияние на последующие эпохи древнеегипетской истории. Его наследие продолжалось через своего сына Ахенатона, который провел радикальные религиозные реформы, в результате чего осуществился переход к монотеизму.

Аменхотеп III остается одним из наиболее значимых фараонов Древнего Египта. Его правление отмечено величественными строениями, дипломатическими усилиями, культурным процветанием и семейными связями, которые сформировали основу для дальнейшего развития египетской цивилизации.

Спасибо вам за то, что уделили время чтению этой статьи.
Ваше внимание и интерес к истории делают наше путешествие еще более ценным.
Надеюсь, что вы нашли в этом тексте что-то увлекательное и полезное.
Спасибо за вашу поддержку и вдохновение!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц