"В Немецкой слободе" А.Н.Бенуа. 1911 г.
Данная картина не более чем плод фантазии российского художника А.Н.Бенуа (1870-1960). Такого дворца в Московской Немецкой слободе никогда не было, Как не были его "владельцами" ни Франц Лефорт, ни Маргарита (Анна) Монс. Эта картина- переработка хорошо известной гравюры начала 18 века, о которой будет рассказано ниже. Обычный исторический подлог, если к тому же учесть, что в 1812 году Ново-Немецкая слобода была сожжена французами дотла.
Кроме Московской Немецкой слободы была и другая.. намного западнее, в столице Голландии г. Амстердаме, но о ней чуть позже.
История Немецкой слободы в Москве и драматична и трагична.
Первая Немецкая слобода в Москве появляется при отце Ивана Грозного Василии Третьем, который завел при себе почетную стражу из наемных иностранцев и отвел им для поселения слободу Наливки в Замоскворечье, между ул.Полянкой и ул.Якиманкой. Эта деревянная слобода была сожжена Крымским ханом Довлет Гиреем в 1571 году по время его похода на Москву.
В дальнейшем в ходе Ливонских походов Царя Ивана Грозного, в Москву было доставлено много пленных ливонцев, часть из которых поселили в Москве и для их проживания и построек отвели новое место близ устья р. Яузы, на ее правом берегу, там где в неё впадали река Чичера и ручей Кукуй. Как вспоминает очевидец, ливонцев было около 4 тысяч, Их поселение оказалось довольно крупным, а улицы в нем носили название по тем городам, откуда родом их обитатели- Дерптская, Нарвская и др. Чтобы не тратиться на содержание пленных, Царь Иван Грозный разрешил им изготавливать и продавать хлебное вино(водку), пиво, медовуху и другие напитки, что было до этого обычно монополией казны.
Немецкая слобода не была этническим немецким поселением. Немцев, как нации, тогда ещё не существовало, а были баварцы, саксонцы, пруссаки и пр. Коренные москвичи иностранным языкам не были обучены, приезжие плохо понимали по-русски и горожане прозвали их всех скопом «немцами», то есть «немыми». На самом деле, в Москве проживали выходцы из Англии, Шотландии, Голландии, Франции и других стран. Население Немецкой слободы представляло пеструю смесь наций и вероисповеданий. Больше всего было лютеран, больше 1000 семейств. Они пользовались свободой богослужения и имели два храма. Были также кальвинисты разных наций, меньше было католиков- итальянцев и французов их считали "еретиками" и относились с к ним с отвращением и недоверием.
Но относительно спокойная жизнь Немецкой слободы продолжалась недолго. В ноябре 1578 года после поражения русских войск под Кеси Иван Грозный решил выместить свой гнев на жителях Немецкой слободы, устроив там вместе с сыновьями Иваном и Федором грабежи и пожары. Людей правда не тронули, ведь среди них было много уникальных специалистов и хороших мастеров.
Слобода все же мало- помалу снова возродилась, особенно это проявилось во время правления Царя Бориса Годунова, известного покровителя всего иностранного. Но беда пришла снова и в 1611-1612 году во время Смуты войска Лже-Дмитрия II вновь превратили Немецкую слободу в пепел.
Прошло время и иностранцы вновь потянулись в Москву, где можно было хорошо заработать. Селились они по всему городу, что вызывало негодование москвичей, поскольку нередко зарубежные гости вели себя слишком вольно и пренебрежительно и это часто перерастало в стычки . Причины недовольства были, конечно, отчасти и экономические, поскольку немцы подняли цены на землю в Москве, и она стала недоступной местному православному русскому населению, которое стремительно беднело и покидало родные места.
Во второй четверти XVII в. в Москве насчитываось более 45 000 домов, а население составляло около 600000 человек.
Наиболее подробно о жизни в России и в частности в Москве в то время рассказал в своей интереснейшей книге" «Описание путешествия в Московию" известный немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик, физик и график Адам Олеарий (1599-1671), совершивший в 1636-1639 году два путешествия в Россию.
Он составил не только подробнейшую карту Москвы, но и показал на какие части она делилась (ссылка на книгу в конце статьи). По описанию Олеария, город состоял из 5 главных частей; три из них имели вид особых городов, огибавших один другой: это были Китай-город с Кремлем, Белый город и Скородом( Земляной город).
Эта третья часть города огибала Белгород с Востока, Севера и Запада; через нее протекала река Яуза. До пожара в 1611-12 году Скородом был обнесен деревянной стеной, тянувшейся на 7 миль в три копья вышиной. Эта стена простиралась и за Москву-реку, так что последняя пересекала ее в двух местах. Мощная деревянная ограда имела множество ворот, между которыми возвышались над ней по две-три башни, и на башнях стояло по 4 - 6 больших орудий, кроме полевых пушек, которых было на стенах очень много, Вся ограда была обшита тесом.
При Царе Михаиле Федоровиче (в 1637г.) вместо сгоревших деревянных стен насыпан был высокий Земляной вал, который, по словам Самуэля Коллинза, был обложен досками и бревнами и с того времени Скородом стал называться Земляным городом. Подле вала шел глубокий ров, наполненный водой. Вал этот простирался на 5 миль.
Скородом был самой большой частью города, но значительно уступал двум другим частям и в красоте зданий и в зажиточности населения. Он был густо застроен бедными деревянными домиками, в которых жили мелкие ремесленники и другие посадские люди, кроме них в Скородоме жило очень немного служилых людей низших чинов. Здесь находились рынки, на которых продавали лес и готовые дома; эти рынки были завалены дровами, бревнами, досками, даже мостами, башнями и домами, совсем уже готовыми.
Три описанные части находились в прямой связи между собою и составляли собственно город. К ним примыкали еще две части, расположенные отдельно; это были слободы Стрелецкая и Немецкая. Основанием Стрелецкой слободы послужила та самая слобода Наливки, построенная великим князем Василием Ивановичем для иностранных солдат, позже здесь поселены были стрельцы. Эта часть города лежала на другой стороне Москвы-реки, напротив Кремля и Китай-города и подразделялась на 8 частей. Она была передовым укреплением Москвы против крымских татар. Кроме стрельцов, в Стрелецкой слободе жили мелкие торговцы и другие люди из простого народа. Подле слободы, по берегу Москвы-реки тянулись длинные сады и обширные луга, на которых паслись царские кони.
В версте от Скородома, за Покровскими воротами, находилось другое предместье, составлявшее 5-ю часть Москвы и называвшееся той самой Немецкой слободой, о которой говорилось ранее или Кукуем. Эта слобода отделялась от Скородома небольшим полем и состояла из деревянных домов немецкой архитектуры. Причиной возникновения этой слободы стало то, что иноземные солдаты и мастера, привлеченные в Москву, не могли мирно ужиться с москвичами ни в самом городе, ни когда их поселили за Москвой-рекой в слободе Наливки. Чтобы избавиться от насмешек и оскорблений, иноземцы выпросили у Царя позволение поселиться в другом месте подле города. Здесь они построили несколько красивых деревянных домиков, и это новое поселение и названо было Немецкою слободой, которая, имела вид и устройство маленького немецкого городка. Незадолго до приезда Олеария туда же были переселены вследствие разных неприятностей иноземные купцы и офицеры, жившие прежде в Белгороде.
Сын Михаила Федоровича, русский дед Петра Царь Алексей Михайлович не любил иностранцев и старался поселить их подальше от Кремля. Поэтому он пошел им навстречу и во избежание их стычек и скандалов с москвичами в 1652 году издал Указ о переселении всех иноземцев за пределы города, в то место, где была старая Немецкая слобода, получившая название Новая Немецкая слобода.Туда были перевезены из Москвы две лютеранские кирхи и отведены особые места для них, а также разрешена постройка кальвинистской голландской церкви. 4 октября начался отвод земли под строения слободы. Согласно Указу раздача земель производилась по достоинству, должности или занятиям: так, генералы, офицеры и доктора получали по 800 кв. саженей, примерно 32 сотки , обер- офицеры, аптекари, мастера золотого и серебряного дела, имели по 450 кв.саженей- 18 соток, а капралы и сержанты- по 80- 3 сотки. Понятно, что на таких площадях никакого строительства Дворцов тем более из камня и быть не могло, да и не разрешалось.
Немецкая слобода и немецкое кладбище. Гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию", XVII в.
Типичная улица в Немецкой слободе, согласно Адаму Олеарию.
Большинство иностранцев Немецкой слободы носило платье немецких дворян; даже служанок своих русских или татарок они одевали по-немецки.
Официально Ново-Немецкая слобода нигде не упоминалась.Так немец Г. А. Шлейссингер, посещавший Московию в 80-х годах 17-го века, пишет: «На Любекском подворье (которое здесь выстроил город Любек) живут кое-какие немецкие купцы, которые здесь и ведут свою коммерцию и корреспонденцию. Далее имеется Шведское подворье, где всегда проживает королевский шведский комиссар» (Г.А. Шлейссингер «Полное описание России», 1687 г.). И ни слова о знаменитой Немецкой слободе !
Близ Немецкой слободы находились три завода – стеклянный, железоплавильный и бумажный, последний на реке Яузе; на них работали иностранцы. Здесь было много складов и магазинов, где москвичи могли приобрести хороший табак, горячительные напитки, купить новую книгу, а порой и добыть яду для врагов.
На равнине около Немецкой слободы при Царе Алексее Михайловиче были два больших красивых сада, куда Царь, каждую неделю ездил гулять в хорошую погоду.
Петр и Немецкая слобода.
Согласно Традиционной Истории, сочиненной шайкой немецких "историков" Герхарда Миллера, Петр, после того, как отправил в 1689 году сестрицу Софью в монастырь и стал Царем пристрастился к поездкам в Немецкую слободу, где проводил больше времени чем в Кремле, участвовал в балах и приемах и там же научился пить, курить а, главное, встретил Анну Монс во Дворце Лефорта. Но, как мы уже знаем из предыдущих публикаций, все эти измышления далеки от реальности.
После изгнания Петра (Фридриха Петера Гогенцоллерна) с матерью Софьей (Софией Шарлоттой) летом 1682 года из России и Воцарения 26 июня законного Царя Ивана Алексеевича , второе явление Петра с матерью в России состоялось только зимой 1686 года, когда подготовленные Лефортом "потешные полки" Петра осуществили Второй Латинский переворот и Софья была провозглашена "Самодержицей Всероссийской", причем Царь Иван Алексеевич находился в это время под арестом. "Второе явление Петра" https://dzen.ru/a/YisqLI51F3n853Zl
Но "царствование" Софьи продолжалось недолго и уже в августе 1689 года она с сыном Петром (Фридрихом Петером Гогенцоллерном) бежала сначала в Троицу, а в декабре того же года к мужу Фридриху в Пруссию. Оба и Петр и Софья были объявлены "самозванцами"и Царь Иван Алексеевич запретил какое-либо упоминание о них повсюду."Бегство Петра в Европу" https://dzen.ru/a/YkQQQMUR1SETfgqR
Откроем вновь Книгу Александра Касаткина "Крушение Империи Русских Царей в 1676-1700гг" Главу 14 "Петр в изгнании или когда было "Великое Посольство" и процитируем автора.
"В 1690-1693 годах в смутных известиях о Петре мы видим его постоянно среди иностранцев, якобы в Немецкой слободе. Но при этом эти иностранцы принимают Петра у себя во дворцах, закатывают пиры и фейерверки. Среди этих гостеприимных хозяев нам встречаются, помимо Лефорта, немецкий полковник Левенфельд, барон Келлер, голландец Трауберт, некий Мунсон (Mounson), голштинец Избрандт Эбергардт, некий загадочный Veryes. Пётр неимоверным образом умудрился отобедать даже у Андрея Артамоновича Матвеева,(сына убийцы его деда Царя Алексея Михайловича Артамона Матвеева) который был в опале с 1682 года, в Москве отсутствовал и впервые выплывает из небытия именно в Голландии. Где разместить столько дворцов и шикарных домов иноземцев под Москвой? Только за границей, где они и обитали в то время. Как мы понимаем, все эти встречи в "Немецкой слободе" никакого отношения к Московии не имеют."
Зададим немецким "историкам" простой вопрос. "А на каком языке Петр общался с окружавшими его иностранцами, ведь русского-то они не знали?
"В 1690-1694 годах Пётр всегда пировал у иноземцев, что само по себе очень с окружашими его инострацамистранно. Ну не по-царски это, даже не по-барски. «Когда однажды летом 1691 года барон Келлер, бывший холостым человеком, устроил пир для государя, были приглашены дамы. Пётр участвовал в танцах и особенно, как рассказывают, полюбил так называемый «гроссфатертанец». С этим временем совпадает начало его близких отношений с прекрасной дочерью золотых дел мастера, бочара и виноторговца Монса. Он познакомился с ней через посредство Лефорта» (Брикнер А. Г.).
"Давайте подумаем трезво: что делать бочару (производителю бочек) Монсу вместе с юной дочерью в далёкой Московии? Неужели русские люди бочки делать не умели? А зачем дочь везти за тридевять земель в пьяные казармы Немецкой слободы? Всё это по условиям, предложенным Традиционной Историей, невероятно. А вот если Пётр действительно был в Германии и Голландии, то повстречаться с дочерью незнатного бочара Монса он вполне мог. Тем более, если он там конспирировался под плотника".
"И еще нюанс. Согласно свидетельствам, Пётр познакомился с Анной Монс на пиру у голландца Келлера, как-то не очень пригодное место для встречи с дочерью провинциального бочара. А где был дворец барона Келлера? Конечно в Голландии, в Амстердаме. Мог ли Келлер закатывать пиры будучи в казенных комнатах Посольского приказа в Москве. Конечно, нет. Тем более, голландские послы никогда не имели постоянного присутствия в Москве. Тем более после высылки в 1689 году из Московии всех иноземцев.
А когда Петр познакомился с Анной Монс? Источники лаконичны – в 1690 году. Смотрите, какая поразительная последовательность прослеживается: в 1689 году Пётр бежит из России и в 1690 знакомится с Маргаритой Монс. Слишком много совпадений..."
"Ещё о Немецкой слободе, где Пётр якобы скрывался в 1690-1694 гг. Приведу очень меткую фразу Н. А. Добролюбова в статье «Первые годы царствования Петра Великого» (1858). Он писал, что в 1690 году Лефорт, «находя русские обычаи для него странными, говорил об них с презрением, а все европейское возвышал до небес; вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию Голландией». Но откуда Петру, за семь лет! до Великого Посольства так хорошо знать Голландию? Историки оправдываются, что якобы рассказы Лефорта и Гордона настолько вскружили юную голову Петра, что он мысленно перенесся в Голландию. Как мы теперь понимаем, "разгорячённое воображение" Петра тут абсолютно ни при чём, ибо в 1690-м году Пётр уже был в Голландии. Там он и пропитался к ней любовью. В самой Голландии, а не в Московской Немецкой слободе. По нашей реконструкции Немецкая слобода 17-го века, где проводил юность наш Петр, – это Европа и, в частности, Голландия.
В 1699 году в районе Ново-Немецкой слободы был возведен Лефортовский дворец, а в восемнадцатом веке появились Измайловские гарнизоны и дом Головина. Но все эти постройки никакого отношения к детству и юности Петра не имели. Это уже Ново-Немецкая слобода, именно так она именовалась в документах того времени. 9 января 1697 года издаётся указ Петра I:“Лета 1697… государь и великий князь Петр Алексеевич… указал из приказа каменных дел в Ново-Немецкой слободе на дворе адмирала Франца Яковлевича Лефорта построить каменные палаты мерою и образцом против чертежу. А к тому палатному строению за всякие припасы и задатки взять ныне в приказ каменных дел из разряду денег тысячу рублей” ("Дворец на Яузе", журнал "Москва", № 6, 1987 г.). Следом последовали новые указы касательно постройки дворца Лефорта от 13, 21, 25 января 1697 года. То есть Лефортовский дворец был заложен не ранее 1697 года как первое каменное строение по европейским лекалам.
Как мы уже знаем, Пётр начал посещать шикарный дворец Лефорта с 1690-го года. Там он пировал, кутил, ночевал. Дом Лефорта стал для Петра прибежищем на много лет до Азовских походов. Но мог ли Лефорт водить Петра в свой дворец в начале 90-х годов 17-го века, если сам дворец был построен только в 1699-м? "Именно здесь, в доме Лефорта, - писал князь Куракин, - Петр научился с дамами иноземными обходиться, и амур первый начал быть". Амур первый - это Анна Монс, роман завязался в 1690-м в доме Лефорта.
И не просто роман. Находясь в Германии Петр и Анна тайно обвенчались в Мариенкирхе в пригороде Берлина Дассау. Родился сын Александр, умерший во младенчестве, которого немецкие "историки" естественно приписали Лопухиной, а что было делать.
Конечно же Пётр не мог кутить и заводить амурные романы во дворце, которого не было. Просто этого дворца не было в Москве, он находился в Голландии. Там у Лефорта действительно был дворец, где Пётр и остановился в 1690-м году. Дворец стал резиденцией Правительства Петра в изгнании, поэтому все мероприятия финансировались русским "царём".
"Единственным аутентичным свидетельством существования Дворца Лефорта в Немецкой слободе является депеша австрийского посла Гвариента, где он доносит цесарю Леопольду: "На следующий день я по приглашению его царского величества был приглашен на большой пир, данный генералом Лефортом от имени царя и на царские издержки... ". Считается, что этот документ датируется 9 сентября 1695 года и Гвариент пишет из Московии. Но тут встаёт неразрешимый для Традиционной Истории вопрос. Дело в том, что посольство И. X. Гвариента было отправлено в Москву в 1698 г. после того, как Вена, Польша и Россия в 1697 г. подписали договор, направленный против Турции. Поэтому в 1695 году Гвариент мог писать откуда угодно, но не из Московии. Более того, к тому моменту Дворец Лефорта ещё не был построен."
Немецкая слобода близ Москвы. Гравюра Генриха де Витта (Heinrich de Witt, 1671-1716). Первая половина листа.
Дом Лефорта. Фрагмент гравюры Де Витта
Иезуит Франциск Эмилиан в 1699 году сообщает о театральном представлении, посвящённом новоселью в новом Дворце Лефорта:"Господин генерал Лефорт, после того, как представил русским вельможам смешную комедию и насмешку над римским духовенством, вскоре слег, заболел сильной горячкой и на осьмой день представления этой комедии... умер". Получается вообще парадоксальная вещь: Лефорт так и не успел толком пожить в своём Московском Дворце. Каким же образом он в нём принимал Петра на протяжении многих лет до того?
Медная табличка с русской надписью на гравюре Де Витта: "Немецкая слобода близ Москвы. Гравюра Генриха Де-Витта. Дом Лефорта. Нач. 18 в."
Единственным вещественным доводом о существовании в 17-м веке Дома Лефорта в Немецкой слободе считается гравюра голландца Генриха Де Витта (смотри рисунки). Но нигде на гравюре нет подписи автора с упоминанием Москвы и Немецкой слободы. Лишь на обратной стороне гравюры есть табличка с прописью на современном русском языке: "Немецкая слобода близ Москвы. Гравюра Генриха Де-Витта. Дом Лефорта. Нач. 18 в."
Ясное дело, Де Витт так подписываться не мог. Подпись на гравюре - это позднейший новодел конца 18-го века. Историкам надо было как-то легализовать Дворец Лефорта в Немецкой слободе под Москвой, вот и приплели сюда несчастного Де Витта. Хотя, странным образом, голландец Де Витт никогда не бывал в Московии и написать гравюру с натуральной Немецкой слободы не мог. Саму эту гравюру сейчас представляют без картушей, авторских вензелей и только отдельными гравировальными листами. Но все фрагменты априори считаются находящимися в Немецкой слободе.
Андриан Шхонебек. Вид дома в окрестностях Москвы господина графа Головина. 1705. Гравюра исполнена на четырех больших медных досках, сверху гравирован красочный картуш, где купидоны несут ленту с латинским названием: Perspectiva domus propa Moscoviam sitae domini comitis Gollowini...
История с гравюрой Де-Витта "Немецкая слобода" есть очевидный подлог. Когда в 20-м веке была найдена вся гравюра в законченном варианте и с картушами, сказка с авторством Де-Витта и звонким названием "Немецкая слобода" превратилась в очередную "утку." Оказывается, эта гравюра была создана знаменитым голландским гравером Андрианом Шхонебеком в 1705 году и является первой видовой гравюрой по разделу «Русская усадьба». Гравюра исполнена на четырех больших медных досках, сверху гравирован красочный картуш, где купидоны несут ленту с латинским названием: „Perspectiva domus propa Moscoviam sitae domini comitis Gollowini..." («Вид дома в окрестностях Москвы господина графа Головина»). Поэтому название "Немецкая слобода близ Москвы" есть умышленная фальсификация. Само авторство Де-Витта делали на основании надписи на стене одного из домов, изображенного в глубине: „In de witte Fontuyn". Но искусствовед В. К. Макаров справедливо отметил, что эта голландская надпись — «У белого фонтана» — отнюдь не является подписью художника. "
А Дворец Лефорта (автор Дмитрий Аксамитов), построенный в 1699 году выглядел совершенно иначе.
Дворец Франца Лефорта 1697-1699г. в Ново-Немецкой слободе (ныне Лефортовская площадь)
Дворцы и усадьбы в Юго-Восточной части города начинают возводить в начале XVIII уже после воцарения Петра в 1696 году. Был построен дворец и для Главы внешнеполитического ведомства генерал-фельдмаршала Федора Головина, влиятельного Петровского сподвижника, первым удостоенного "Ордена Св. апостола Андрея Первозванного"
Усадьба Ф. А. Головина. Главный фасад дворца. 1705 г. А. Шхонебек и ученики, 1705 г.
Судя по расположению, Дворец Головина находился напротив Дворца Лефорта за р. Яузой, а это уже современное Лефортово. При Головине, все было очень пышно. Каменный дом строил архитектор Дмитрий Иванов. Вокруг был разбит регулярный парк по образцу Версаля. Не случайно именно в этом антураже в марте 1703 года Петр принимал посланника французского монарха Людовика XIV. Ничего этого в Ново-Немецкой слободе быть не могло.
После кончины Головина переустройством усадьбы и парка с системой прудов, каскадов и фонтанов занимался придворный медик Петра голландец Николас (Николай Ламбертович) Бидлоо, анатом и фармацевт, по совместительству ландшафтный архитектор и живописец.
Со временем Немецкая слобода осталась только в письменных памятниках и преданиях. Иностранцы стали жить в столицах, где им удобно, и активно привлекаться на государственную и военную службу.
А вот как выглядел Дом Анны Монс (реконструкция). Сегодня он в полуразрушенном состоянии пребывает на задворках одного из Московских НИИ.
В заключение ссылка на замечательную книгу Адама Олеария "Описание путешествия в Московию"(602 стр.) Настоящая Энциклопедия русской жизни. https://rarebook.mgimo.ru/book/177093/177093.pdf
Спасибо, что дочитали до конца. А теперь попробуйте найти место, где стоял мольберт А.Н.Бенуа, когда он ваял свою "картину".
Возвращаемся к основной линии нашего повествования и одному из любимых увлечений Петра, его Флоту.
Далее "Петровский Флот. Мечты и реальность"
Подписывайтесь на канал, комментируйте, впереди у нас много нового, интересного и неожиданного.