Оранжери, очаровательный маленький музей на берегу Сены , очень легко обожать, он - уютный, часто пустынный, находится в самом сердце города, а главное, наполнен божественным содержимым.
Здание бывшей королевской оранжереи сада Тюильри, сегодня является домом для двух живописных сокровищ – «Кувшинок» Клода Моне и коллекции Гийома-Вальтера.
Про серию «Кувшинок» Моне знают многие гости города. «Кувшинки», серия из восьми огромных панорамных панно, занимают два центральных овальных зала.
В обсуждении строительства активное участие принимал сам Клод Моне.
Залы с «Кувшинками» часто называют Сикстинской капеллой импрессионизма. Благодаря ровному свету, льющемуся с потолка, в залах создана невероятная атмосфера.
Пронизанные светом, бессюжетные «Кувшинки» передают течение времени: от восхода до заката .
Час, проведенный наедине с медитативными «Кувшинками» производит чудеса с нервной системой любого, даже самого загнанного стрессом человека.
И только после «кувшинкотерапии» можно отправляться дальше, знакомиться с великолепной коллекцией Гийома-Вальтера, об истории которой, скорей всего, вы ничего не слышали. А история эта - ошеломительна и невероятна, особенно для цивилизованного двадцатого века.
«Да не может этого быть!» - то и дело думала я, изучая вопрос.
В эпицентре событий находилась, разумеется, очень красивая женщина, «Cherchez la femme», тысяча чертей, ведь мы в Париже!
А коллекционеры живописи Поль Гийом и Жан Вальтер – не лучшие друзья, братья или коллеги, это первый и второй мужья роковой красавицы Жюльетт Ляказ. И, кстати, не спешите гуглить ее фото, это бесполезно - она уничтожила все фотографии и документы.
Ее фото отсутствует даже во французской Википедии, а составить мнение об ее внешности можно по
известному портрету мадам работы Андре Дерена.
Итак, первый муж – Поль Гийом. Мальчик из небогатой и нетворческой семьи, благодаря обаянию, уму и удачливости, дружил с культовыми фигурами богемы предвоенного Парижа и является одним из самых известных коллекционеров современного искусства.
Гийом Аполлинер, Пикассо, Ван Донген, Сутин, Утрилло, Модильяни были его близкими друзьями, продавали ему полотна, разумеется, недорого (хотя он никогда не занижал цен и не обманывал художников.
Вскоре Гийом собрал превосходную коллекцию и открыл галерею. Дела шли в гору.
Амедео Модильяни очень любил деликатного и чертовски умного маршана (именного так называли в париже арт-дилеров) и написал целых четыре великолепных портрета Поля.
И жлала бы Поля долгая, счастливая, полная почёта и славы жизнь, но мы - в Париже, пора появиться роковой красотке.
Однажды Гийом безумно влюбился в прелестную продавщицу перчаток Жюльетт, приехавшую из провинции покорять Париж, и немедленно женился.
Попав из магазина перчаток в среду богемы и финансовых магнатов, Жюльетт мгновенно осваивается - превращается в светскую львицу и Femme Fatale парижского общества, женщины её ненавидели, мужчины во главе с молодым мужем обожали. Кстати, муж более чем спокойно относился к образу жизни своей жены.
Когда в 1932 году у бышей Жюльетт, ныне Доменики, так ее зовет любящий муж, появился очередной любовник, тоже коллекционер произведений искусства, архитектор Жак Вальтер, Гийом не только закрыл глаза, но и не возражал против совместного проживания. Все трое поселились вместе в огромной квартире Вальтера, невероятно состоятельного человека, бросившего ради Доменики жену и троих детей.
В 1934 году у Поля Гийома случился приступ аппендицита. Жена привезла его в больницу с большим опозданием, и он умер на операционном столе от общего заражения крови.
Злые языки утверждали, что супруга очень долго ждала, когда же у Гийома начнется перитонит, способный привести его к смерти, а Доменику - к получению наследства.
Дождалась!
Дальше был многосерийный детектив с красоткой в главной роли. В следующих сериях Доменико притворялась беременной с помощью подушки (по завещанию она могла получить наследство только в случае, если у неё с Гийомом будут дети), в нужный срок приобрела младенца, вышла замуж за Жака Вальтера и, став миллиардершей, переформатировала вожделенную коллекцию Гийома, избавившись от картин Пикассо, приобретя взамен блестящую коллекцию работ Сезанна и Ренуара. Встретив новую любовь, мадам поспешила проводить второго мужа Жака Вальтера в последний путь с помощью подстроенной автокатастрофы (все преступления остались не только без наказания, но и без доказательств), и ее коллекция удвоилась.
Вместе с новым избранником Доменика объявила охоту на приобретенного ею юношу, который вырос и со временем мог претендовать на наследство.
Пресса бушевала, скандал следовал за скандалом, но дела каждый раз закрывали, отчего пошли слухи о связи Доменики с министром иностранных дел.
Но любые скандалы забываются, скоро шум поутих, Доменике-Жюльетт не стали предьявлять обвинения при условии, что коллекцию Гийома-Вальтера, выкупит государство (что и произошло в 1959, цена сделки - 300 миллионов франков).
Переговоры с двухкратной вдовушкой вел Андре Мальро, один из лучших министров культуры Франции. Он часто появляется в моих историях, Парижу с ним невероятно повезло. Напоследок она выторговала пожизненное пользование коллекцией. Веселой вдовы не стало в 1977 году.
И только тогда бесценные картины переехали в музей Оранжери. Эта коллекция стоила всех приключений, поверьте.
Я один-единственный раз в жизни упала в обморок при виде картин (что за театральщина, скажете вы и будете правы). Но в зале Хаима Сутина трудно не упасть - концентрация сумасшедшей энергии максимальна!
К счастью, я не стукалась звонко затылком об пол, просто сползла по стене..
А какой там Матисс! А Ренуар! И Дёрен, и «таможенник» Руссо!
Отчаянно жаль Гийома и Вальтера, вставших на пути невозможной мадам, но то, что каждый гость Парижа сегодня может увидеть эту великолепную коллекцию, позволяет нам считать финал этой истории условным хэппи-эндом.
Если моя борьба за французскую визу увенчается успехом, с меня - весенний репортаж из Оранжери. Как говорится, не переключайтесь!
Немножко моих картин, как и прежде, можно увидеть в магазине