Найти в Дзене
Промка России

Лён России

В русских исторических документах встречаются указания на то, что лён в Киевской Руси возделывался на волокно и масло в довольно значительных количествах. Основными районами возделывания льна 

были Псков, Великий Новгород, Вологда, Ярославль, Москва и Поволжье. К этому времени лён среди славян приобрёл настолько высокое значение, что в местностях с традиционным выращиванием этой культуры появились две святые христианских покровительницы: Олёны Льняницы и Параскевы Пятницы, известной также как Параскева Льняниха. А дни начала посева и окончания уборки льна приобрели статус народных обрядов с народными гуляниями. В дни празднования начала посева льна (21 мая / 3 июня) повсеместно в льноводческих губерниях дореволюционной России из льняной пряжи изготавливали в виде кукол полуязыческие символы Олёны Льняницы. 

Большой вклад в увеличение производства льна в России внес царь Пётр I. Создаваемый им морской флот требовал больших поставок льняных парусных тканей и льняного масла. Поэтому в 1705 году была объявлена свободная торговля льном и разрешён экспорт. А в 1715 году им были изданы первые в истории

России указы, посвящённые льну: «О семени льняном и конопляном» и «О льняных и пеньковых промыслах», обя- зывающие повсеместно расширять посевы льна и поставлять на экспорт

не семена льна, а готовое льняное масло. 

Активное развитие льноводства в тогдашней России привело к заполнению внутреннего рынка льняным семенем и формированию его избытков, и с 1764 г. был разрешён вывоз за границу семян льна как на посев, так и на масло.

В XIX веке русский лен безошибочно узнавался иностранными оптовиками по специфическому запаху, который он приобретал во время допотопной обработки.

Собранные с поля растения крестьяне замачивали на несколько дней в воде (в лужах, ямах, прудах, озерах, речках — у кого что было под рукой). Затем раскладывали их на лугах, где они вылеживались несколько недель. Такой лен назывался моченцем.

Признаками дурно вымоченного льна были также странные цвета льняных волокон.

«Существование в торговле льнов серых, красно-бурых, красно-желтых или так называемой лисицы может объясниться лишь тем, что часто лен мочат в ямах, худо очищенных, или просто на земле под грязью».

В местностях, где не было возможности мочить лен, его, выдернув из земли, сначала развешивали для провяливания, а потом расстилали на низких влажных лугах, где он изо дня в день смачивался росой. Такой лен называли стланцем или сланцем.

Много терял лен в своем качестве при описанном способе его обделки, но большему, так сказать, страданию его подвергают в дальнейшей обработке. 

Например, при сушке… На овин насаживалось льну столько же, как и ржи, и затем рано утром начинали топить печь, коптить и сушить лен до самой полуночи. При этом крестьяне находили, что чем суше лен, тем легче ломится и отделяется легче от волокна кострика (жесткая часть стебля) и поэтому старались топить овины очень жарко.

Но при таком способе сушки лен от дыма чернеет и приобретает тот запах, который в заграничной торговле известен под именем "русского духа"».

В Европе лен не подвергали таким «страданиям». Его просто подсушивали на солнце или в просторных сараях, так как внешняя оболочка, окружавшая волокно, у него была намного нежнее. Это достигалось тем, что лен сеялся в два раза гуще, чем в России, и вырастал тоньше и длиннее; убирался с поля более молодым, недоспевшим — ради нежности стебля в жертву приносилось семя. Русские крестьяне не могли отказаться от льняного семени, потому что из него делали масло, которое употреблялось и в пищу, и в хозяйстве. В итоге лен вырастал с трудно отделяемой кострикой, для удаления которой требовалось множество манипуляций.

В Бельгии с десятины получали льна почти вдвое больше по количеству и втрое больше по ценности, чем в Псковской губернии. 

Значительная часть европейского льна была высшего сорта, продававшегося по очень высоким ценам. Из него делали тончайшее полотно и драгоценные кружева. Но в огромных количествах жителям Европы и Америки были необходимы ткани средних и низких сортов. Так что, без русского сырья заграничная льняная прядильно-ткацкая промышленность обойтись не могла, и на протяжении XIX века вывоз льна из России возрастал от десятилетия к десятилетию. 

Главным потребителем русского льна являлась Англия — страна, где в начале 1820-х годов были изобретены машины для механического льнопрядения и льноткачества, которые долгое время под страхом смертной казни запрещалось вывозить. В 1836 году в Англии работали 352 завода для механического прядения льна и 120 тыс. ткацких станков, что позволило резко увеличить и удешевить производство льняных пряжи и полотна.

В итоге английские льняные ткани серьезно потеснили на зарубежных рынках продукцию из других стран. Пострадала прежде всего Россия, которая в конце XVIII — начале XIX века была лидером по экспорту грубых льняных тканей, употреблявшихся на изготовление парусов, мешков, дешевого белья и одежды.

Пятая часть доходов от русской внешней торговли приходилась до 1841 года на лен и изделия из него.

Вывоз грубых тканей к 1844 году сократился вдвое, при этом цена на них упала на 22–50%.

В период Гражданской войны российское льноводство пришло в упадок. Восстановить производство масличного льна удалось только с началом коллективизации в конце 20 х годов.

К концу 30 х годов производство льна в СССР, включая масличные сорта, приобрело настолько народнохозяйственное значение, что в 1939 г. в Москве на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, с 1959 г - ВДНХ) был построен отдельный павильон льна и конопли. 

Вторая мировая война вызвала значительный рост интереса промышленности к дешёвым растительным маслам, что привело к росту посевных площадей целого ряда масличных культур, в том числе и масличного льна.

За пять военных лет площади под этой культурой в мире выросли с 4,3 млн до почти 10 млн га. Значительно возросли площади под масличным льном и в СССР.

Однако последовательное расширение в послевоенном СССР площадей под другой масличной культурой - подсолнечником, привело к постепенному снижению интереса колхозов и совхозов к выращиванию масличного льна.

Начиная с 2009 года площади масличного льна в России стали возрастать стремительно, и к 2011 г Россия снова, как и сто лет назад, с площадью около 500 тыс. га вышла на второе место в мире по посевам этой культуры. 

Сегодня пятикратный рост производства масляничного льна как культуры, за прошедшие 10 лет – подтверждение ее востребованности.

Российский масличный лен, в отличии от одного из главных конкурентов Канады, хорошо известен в мире как не содержащий ГМО. В связи с чем Россия в последние годы занимает лидирующие экспортные позиции. По результатам 2022 года отечественный лен занимал 42% в весовом эквиваленте мирового экспорта этой культуры, уверенно опережая главных конкурентов — Казахстан и Канаду. Продукция была направлена в 38 стран. Крупнейшим покупателем являлся Китай, на который приходилось около 70% поставок из России.