Аппараты для погружения в глубины океана в обиходе принято называть батискафами. Да и в СМИ довольно часто используют это слово. Но это не вполне правильно. На самом деле батискафом называется строго определённый тип подводного аппарата, и на сегодняшний день он уже отошел в прошлое. Аппараты нынешнего поколения в профессиональной среде принято обозначать аббривиатурой ГОА - глубоководные обитаемые аппараты. В чем же разница?
Батискаф — это близкий аналог дирижабля, только перемещается он не в воздушном, а обычном водном океане. Как и у дирижабля, у батискафа имеется сравнительно небольшая жилая гондола, и гораздо более обширная оболочка, наполненная субстанцией, удельный вес которой меньше, чем у окружающей среды.
Оболочка обычного дирижабля может быть наполнена водородом либо гелием, газами легче воздуха. Казалось бы, с перемещением в водной среде всё должно быть проще, и оболочку можно наполнить обычным воздухом, но в эру использования батискафов (середина прошлого века) это было не так. Оболочке необходимо противостоять огромному давлению в океанских глубинах, и наполнятся она должна жидкостью, а не газом. Для этих целей использовали керосин или авиационный бензин.
Именно так был устроен «Триест», на котором Жак Пиккар в 1960 году погрузился в Марианскую впадину.
Для погружения использовались отсеки поплавка, наполнялненные забортной водой, которая затем выкачивалась наружу, но на максимальных глубинах такие устройства не работали. Там использовался балласт металлическая дробь, которую удерживали электромагниты. Когда их отключают, дробь остаётся на дне. Кстати, в случае обесточивания аппарата это обеспечивает аварийное всплытие.
Однако технологии развивались и появились глубоководные аппараты нового поколения — ГОА. Отчасти это связано с появлением новых материалов — пластиков наполненных мельчайшими стеклянными пузырьками с воздухом. Такой материал очень лёгкий и при этом хорошо противостоит давлению. Второй важный момент — появление сверхмощных насосов, которые позволяют откачать воду при огромном давлении. Благодаря этим новшествам аппараты стали гораздо более компактными.
Размеры «Триеста» составляют 15,24 м в длину, 3,5 м в ширину и 5,7 м в высоту, а внутренний диаметр жилой гондолы — 2 м. Советские глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» (1987) при чуть большем (2,1 м) внутреннем диаметре сферы для размещения экипажа имели длину 7,8 м, ширину 3,8 м, высоту 3 м. ГОА удобно размещаются на борту базового исследовательского судна. Таким образом доставить их в любую точку океана стало гораздо проще. Да и с маневренностью у них лучше. Проскочат там, где батискафу придется оступить.
В наше время всё активнее используют телеуправляемые необитаемые подводные аппараты (ТНПА). Маленькие размеры и гораздо меньшие чем у обитаемых аппаратов требования к надёжности сильно удешевляют исследования. Тем не менее остаются вещи, которые можно сделать только с помощью обитаемых аппаратов и их эра далеко не закончена. Сейчас намечается даже некоторый их ренессанс.
В одном из ближайших номеров журнала «Наука и Техника», вероятно, в апрельском, будет рассказ о том, кто сейчас живет на затонувшем «Титанике», подготовленный исследователями, которые сами там были, и всё видели. И вообще там много всего интересного. Настоятельно рекомендую подписываться.
Автор: Наталья Беспалова