1996 год, первый собственный комп - аж целый 486dx2 - и одна из первых игрух, которая попалась мне в лапы - несравненный, отрывной, полный тяжелого металла и безбашенного юмора - Z!
Итак, что мы имеем? Два лоботряса-робота на потрепанном военном межпланетном грузовозе, бескомпромиссный начальник - коммандер Зод (о да, он тоже робот!), двадцать миссий на пяти разных планетах - и геймплей, который не похож ни на что из того, что было раньше.
Вместо сбора ресурсов и вдумчивого строительства баз - раш и гонка со временем; заводы уже построены - но скорость производства впрямую зависит от территорий, которые вы контролируете. Карта разделена на сектора, по карте расставлены флаги, пустая техника и ящики с гранатами, которые можно (и нужно!) немедленно захватить.
Вообще, захват территорий и раскиданных свободных ресурсов - основа местной экономики. Удачно распорядиться горсткой юнитов, которых дают в начале уровня - подчас половина победы. Вовремя прихваченный ящик гранат - радикально ускорит перемещение по карте, потому как всё, что мешает - будет разнесено на молекулы. Впервые в RTS появился интерактивный рельеф, мешающие горы можно пробить гранатами или оружием с разрывными снарядами (пушки, ракеты, базуки тяжелых роботов и гранаты).
Самое забавное, рельеф тоже не слишком-то дружелюбен, например, в болотах водятся рептилии, явно близорукие и с атрофировавшимся обонянием, за счет чего склонные сожрать зазевавшегося робота. Техника и пешие юниты двигаются быстрее по дорогам, при этом пешие умеют ходить через водные преграды вброд, а техника вынуждена их объезжать через мосты, что создает возможности устроить «бутылочное горлышко» воткнув рядом пару пушек, или же зайти пешими в обход укрепрайонов, пока ИИ катится на штурм твоего форта. Мосты, кстати, тоже можно разрушать, всерьез осложняя жизнь противнику и себе. Правда, в довесок к разрушаемому окружению создатели ввели и ремонтный юнит - кран - которым можно починить мост или разбитый завод. Есть и неподвижная техника - пулеметные, пушечные и ракетные турели.
Как и в любых других играх, у любой техники есть запас прочности. Попадания разрывных снарядов быстро низводят его до нуля - и техника эффектно взрывается, раскидывая обломки и башню в разные стороны.
Но, помимо этого, у любой техники есть водитель, которого можно выбить удачным выстрелом из пулевого или лучевого оружия. Пустую технику можно захватить своим роботом, при этом характеристики и прочность водителя зависят от того, кто именно и куда залез. К примеру, Sniper на пулеметной турели имеет большую меткость, Tough ловчее обращается с танковыми орудиями и его сложнее выбить.
Другая особенность техники - её снаряды и “наезд” на пеших заставляют их залечь. При этом, урон оружия по пешим уменьшается, но лежащие пешие теряют возможность вести огонь.
Участие в стычках повышает ранг юнита - он становится умнее, быстрее, активнее и самостоятельнее, начинает строить оптимальные маршруты и двигаться в бою, уворачиваясь от снарядов и выбивая более опасных противников в первую очередь. Элитный средний танк таким образом может заклевать почти что угодно, стреляя и отскакивая.
В общем, в Z появились все те вещи, которые, в общем, привычны современным игрокам, но тогда, в 96, были весьма неожиданны и новы. Условий победы два - можно перебить всех, а можно захватить Форт противника. В целом, подход достаточно прямолинеен, но особенности поведения и разнообразие способностей юнитов дают множество интересных тактических подходов. Но главное, всё же, юмор и непередаваемая атмосфера трэша и угара. Вот скажите, где ещё легкий юнит, который вы направите атаковать танк, неделикатно поинтересуется, в своем ли вы уме?
Неминуемая победа над окруженным и лишенным всех территорий противником сопровождается сперва радостными (Let’s take the fort!), а потом и досадующими (What are You waiting for?!) выкриками всех подразделений по-очереди. Видеовставки между уровнями позволяют получить удовольствие даже от поражения, а уж победные ролики и общение пилотов при перелетах просто заставляют смеяться в голос.
И да, коммандер Зод недвусмысленно похож на подполковника Киллгора, да и в его победной речи в конце игры вас ждет соответствующая пасхалочка
Игра пережила как минимум два релиза - для DOS и для Win95, которые отличались параметрами некоторых юнитов и количеством уровней, во время бума мобильных игр в начале десятых была портирована для Android и iOS, по сути заново создана энтузиастами на базе иного движка, дружественного к современным операционкам, удостоилась сиквела (который, впрочем, потерялся на фоне победного шествия серии Red Alert и всё ещё свежего StarCraft), и по сей день поддерживается поклонниками на нескольких мультиплеерных серверах.
Что? Вы всё ещё здесь? Мы победили в битве, но праздновать будем, когда победим в войне!
Автор текста: Иван Нестеров
Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Не пропустите так же наш телеграм-канал — о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.