(книга «Больше, чем тире»)
Что самое главное в Вооружённых силах?
А вот и не угадали. Какие там учения, боевая подготовка с политическими занятиями? Это всё второстепенное и приходящее!
Главное в армии и на флоте – это безукоризненный уставной порядок, основной принцип которого: «Однообразно, пускай и безобразно!»
Поэтому безупречности внешним и внутренним объектам уделяется просто болезненное внимание, сравнимое разве что с одержимостью фетишем. Не минула сия чаша и наше высшее военно-морское училище.
Если мы пройдём через КПП училища по узкому коридору с никелированным турникетом и сидящим за стеклянной перегородкой дежурного по объекту в чине мичмана, то попадём на территорию училища образца восьмидесятых годов прошлого тысячелетия.
Сразу же, сойдя по широким ступеням вниз, нашему взору предстают поражающие воображение необъятные просторы учебного военно-морского королевства. Прямо перед нами раскинулось огромное заасфальтированное пространство с изумрудными вкраплениями живой природы строгой геометрической формы, называемыми в народе газонами.
Газон есть объект не для отдыха глаз и туловища или выращивания травы для пущего эстетизма, а объект строгого уставного порядка и повышенного внимания руководящего состава училища всех рангов – начиная от командира отделения и заканчивая самим командующим флотом.
А вы как думали! Степень изумрудности газона является своеобразным индикатором, той самой лакмусовой бумажкой, которая демонстрирует всяк сюда входящему уровень дисциплины, степень БП, ПП и т.п. в училище.
И всякое нестроевое проявление на газонах в виде нестроевых одуванчиков и прочей разноцветной легкомысленной флоры, на которую так любят слетаться представители класса летающих насекомых из отрядов перепончато- и чешуйчатокрылых указывает на имеющее место проявления своего рода расхлябанности основ дисциплины и брожения среди личного состава. Одуванчики на флоте, это как грязные кирзачи оставленные ударником-трактористом посреди стерильной операционной, у всех представителей начальства вызывают приступ неконтролируемой эпилепсии и предынфарктного состояния.
Одуванчики – это пожизненное проклятие нашего училища и жестокая карма, которую отрабатывают курсанты всех поколений со времён основания системы. Ещё с незапамятных времён, прибытия первых пилигримов в систему самым важным делом в возрождающемся училище было безупречная зелень газонов, без солнечных вкраплений. Каждым летом, каждым днём сотни будущих офицеров, стоя в позе кающегося египтянина беспощадно уничтожали ненавистные ярко-желтые маковки нахальных и беспардонных сорняков, из которых, кстати, получались весьма милые веночки. Все вели изнурительную, но весьма бесполезную борьбу с этими настырными маленькими солнышками, которые невзирая ни на что, год от года одерживали победу над военно-морским гением человека разумного.
Одуванчик есть коварное и очень опасное для строевого порядка неприлично жизнелюбивое биологическое существо. Оно, способно к реинкарнации и мстительно-лавинообразному размножению в геометрической прогрессии, словно сказочный Змей-Горыныч, которому отсекаешь одну голову, а на её месте тут же вырастает три. Свойство одуванчика таково, что сколько ни пропалывай поляну, сколько ему ни отсекай желтушных бутонов, всё равно нет-нет, да и промелькнёт в изумрудно-строевых зарослях травы солнечная фига непокорного растения. И промелькнет она непременно предательски и ехидно – в самый ответственный момент, когда начальник с обходом инспектирует внешний объект приборки.
И снова раздается раздражённый голос командира роты:
- Всей роте вместо увольнения убрать эту заразу с газона! Напрочь убрать! Иначе!..........
Курсантам излишне объяснять, что будет «иначе». И вот все ротой мчится сотня курсантов на этот газон, нещадно вытаптывая шелковистость мягкой травы в поисках подлой желтоголовой твари, которая поставила под угрозу срыва увольнения целой роты курсантов в город. В таких условиях шанса выжить у одуванчика нет. От слова «совсем». Одувану не просто отрывается его жёлтый помпончик, а напрочь и нахрен вырывается весь стебель с корнем и раскидистым гнездом корявых листьев. И тут же отправляется в общую кучу ранее выдранных пучков и цветков одуванчика.
Всё! Выявленный недостаток устранён. Победная реляция самым быстроногим курсантом, перепрыгивая через пять ступеней, летит в кабинет командиру роты, а оттуда - не менее молниеносно мчится по телефонным проводам к служебным апартаментам начальника факультета, после чего, слегка вспушенным и припудренным срочным донесением надменно достигает кабинета первого зама начальника училища о безупречно проделанной работе.
Доклад принимается на «ура», и вот курсанты растворяются в наступающих сумерках города – все такие радостные и счастливые.
А на утро всем обитателям системы становится понятным, почему же эта суровая борьба обречена на вечное же и поражение. На следующий же день после ощипывания бутонов, жёлтенькие цветочки превращаются в седовласые небритые шарики, несущие в себе миллиарды с секстиллионами семян. И поэтому даже лёгкий чих курсанта на противоположной стороне плаца заставляет немедленно взмывать в небесную высь мириады зонтиков этого коварного растения.
Так что на следующий год уже вся незаасфальтированная округа становится навсегда заражённой одуванчиками. Теперь предательской желтизны гораздо больше, нежели самой зелени. Она золотым покрывалом с едва уловимым ароматом забытого детства окутывает все газоны, поляны, луга и аллеи, находящиеся на территории училища. Проще бы и оставить всё в таком виде – пускай себе цветут и радуют глаз. Даже в ненастную погоду от них веселее пейзажу. Но нет!
По мнению начальства, именно изумрудный цвет считается наиболее соответствующий уставным нормам содержания внешних объектов и является истинным проявлением аккуратности и дисциплины, а поэтому – всем курсантам снова даётся команда:
– В атаку на нестроевые цветочки! Уррааааа!!!
И снова срываются ни в чём неповинные желтые головки. И снова их сбрасывают в огромные кучи. Но теперь уже не оставляют аккуратными пирамидками на краях газонов, а цинично отвозят на училищную свалку. А там, спустя всего пару дней одуваны, преобразившись в воздушно-десантные непобедимые войска на своих парашютах уже мечутся не только над территорией училища, но и над городом! Вновь и снова!
Как там поётся в известной песне Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова:
И вновь продолжается бой!
И сердцу тревожно в груди!...
Курсантик, такой молодой,
Одуванчик иди и сорви!
Но при всей кажущейся "ужасности" и безнадёжности положения курсанта агрессивные свойства этого безобидного на первый взгляд растения, благодаря полёту инициативной офицерской мысли, находят своё применение в мирных воспитательных целях. Проблема свободного времени курсанта окончательно была решена, и каждый день свободные от учёбы или дежурства они теперь занимались тщательной прополкой своих внешних закреплённых территорий. Логично, мудро и эффективно.
Даже по сей день курсанты занимаются тем же самым – уже в новом тысячелетии!
Ведь Уставы никто не отменял, равно, как и безупречный уставной порядок.
© Алексей Сафронкин 2024
Понравилась история? Ставьте лайк и делитесь ссылкой с друзьями и знакомыми. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации, а их будет ещё очень много.
Описание всех книг канала находится здесь.
Текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены только с личного согласия автора.