Найти тему

БОРИС МОКРОУСОВ: "Я НЕ ХОЧУ СУДЬБУ ИНУЮ..."

Фоторепортаж после литературно-музыкального рандеву в модельной библиотеке «Фолиант», посвященного 115-летию со дня рождения советского композитора (27.02.1909- 27.03.1968)

Биография советского композитора Бориса Мокроусова полна интересных фактов, интерес к его творчеству не ослабевает и в 21 веке, а музыка украшает старые добрые кинофильмы, которые можно пересматривать бесконечно. Среди них - «Неуловимые мстители», «Весна на Заречной улице», «Свадьба с приданым» и многие другие.

-2

20 февраля 2024 года в литературном клубе «Прикосновение» модельной библиотеки «Фолиант» состоялось литературно-музыкальное рандеву «Я не хочу судьбу иную». Посвящено оно было 115-летию со дня рождения Б. Мокроусова, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР и лауреата Сталинской премии, и прошло с участием тольяттинской исполнительницы Галины Демасюк.

-3

На встрече читатели чуть ближе познакомились с жизнью и творчеством музыканта. Узнали о том, что композитор был востребован еще при жизни и часто получал приглашения о сотрудничестве с деятелями театра и кинематографа. Что дружил с поэтами-песенниками Алексеем Фатьяновым, Евгением Долматовским, Александром Жаровым. И эти песни звучали повсюду - в концертах, на радио, в воинских частях, на привалах...

-4

В ходе встречи Галина Васильевна не только рассказала об интересном человеке, но и исполнила несколько песен, музыку к которым написал Мокроусов. Среди них: «Сормовская лирическая», «На крылечке вдвоем», «Хвастать, милая, не стану», «Костры далекие», «Когда весна придет, не знаю», «Одинокая гармонь»…

-5

Внук крепостного

22 февраля 1909 года в рабочем посёлке Канавино близ Нижнего Новгорода у Марии Ивановны, урождённой Башмачниковой и крестьянина из Красной Горки Андрея Александровича Мокроусова, сына крепостного, а нынче железнодорожного работника, родился сын. Назвали его Борисом, и этому мальчику было суждено стать одним из лучших советских композиторов. Мокроусов гордился тем, что он волжанин, до конца жизни сохранил волжский окающий говорок и любовь к малой родине.

Посёлок Канавино расположен при слиянии двух великих русских рек - Оки и Волги, и это во многом предопределило образ жизни местной детворы - рыбалка, ловля раков, купание, игры на песчаных берегах. Борис много времени проводил со своими друзьями в больших компаниях - собирались человек по 10- 15. Повзрослев, играли на гармошке, пели деревенские песни, водили хороводы. От девчонок отбоя не было - все сохли по худощавому высокому красавцу.

В 1916-м Боря пошёл в школу. Учителя сразу увидели у него способности к рисованию. Решили, что станет художником, но Боря всё больше и больше увлекался музыкой, научился играть на балалайке, гармони, мандолине, диковинной для сельских мест гитаре, а, услышав однажды рояль, поклялся, что научится играть на этом чёрном ящике с одним крылом. Родители определили его в музыкальную школу в соседнем Сормово, где он и сочинил свои первые мелодии.

Первые успехи волжского самородка

Отец хотел, чтобы сын пошёл на железную дорогу, но Борис был непреклонен, когда исполнилось 16, уехал в Нижний и поступил в музыкальный техникум. Педагоги, видя, что перед ними талант, взялись переучивать Бориса от того, чему его научили в сормовской школе. В клубе железнодорожников «Спартак» был рояль, и Борису предложили подработать тапёром.

Он согласился: во-первых, практика, возможность импровизировать и сочинять, во-вторых, какие-никакие деньги. Так он впервые встретился с кинематографом.

После войны, уже став известным композитором, Мокроусов подарил сборник своих песен педагогу по фортепиано, написав на нём такое посвящение: «Выдающейся женщине Нине Полуэктовой от её ученика. Буду по гроб помнить мою любимую Нину Николаевну, которая из меня сделала человека».

В техникуме Борис проучился всего год, а потом поступил сначала на рабфак – рабочий факультет Московской консерватории (что-то типа подготовительного отделения для талантливой рабочей молодёжи), а потом и в саму консерваторию в класс знаменитого композитора профессора Николая Мясковского.

Однокашниками Мокроусова были Арам Хачатурян, Тихон Хренников, будущий ректор консерватории Виссарион Шабалин. Борис получил хорошее образование, и из консерватории вышел серьёзным композитором. Он писал камерную и симфоническую музыку, но люди мало знают эти произведения.

Песенную душу Бориса разбудил художественный руководитель хора им. Пятницкого Владимир Захаров: он пригласил молодого композитора на премьеру новой программы «У околицы». Именно тогда Мокроусов понял, что песня - его судьба.

Впервые публика услышала фамилию Мокроусова после того, как популярная исполнительница Ирма Яунзем спела на Всесоюзном радио его песню «Милый мой живёт в Казани».

-6

Царь -песни

В самые первые дни Великой Отечественной войны Борис Мокроусов был призван на флот.

-7

В Севастополе он повстречал Александра Жарова, военного корреспондента журнала «Краснофлотец». Жаров был уже известным поэтом, автором песни «Взвейтесь кострами, синие ночи». Эта песня стала гимном советской пионерии.

Именно в Севастополе родилась потрясающая песня «Заветный камень», про которую Леонид Утёсов сказал, что это - царь-песня. Утёсов и стал в 1945 году одним из первых исполнителей этой песни. Потом легендарная песня побывала в репертуаре корифеев оперной сцены - Александра Пирогова и Марка Рейзена, а уже в XXI веке её блестяще пел Дмитрий Хворостовский.

Весной 1942 года на экраны вышел документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Режиссёр Илья Капалин собрал бесценный материал фронтовых операторов. Кадры хроники, впервые показанные в этом фильме, стали исторической реликвией. К ней возвращались и поныне возвращаются многие режиссёры, рассказывающие о Великой Отечественной войне. Картина имела ошеломительный успех, её посмотрели миллионы советских зрителей.

Марш защитников Москвы, написанный на стихи Алексея Суркова - «Мы не дрогнем в бою за столицу свою!», звучащий в фильме, удивительно точно лёг на изобразительный ряд. Эта песня сделала Бориса Мокроусова знаменитым на всю страну.

Официальное признание

По натуре Мокроусов был лириком, и редко писал политические жизнеутверждающие марши строителей социализма и коммунизма. А именно за них давали ордена и медали. Официальная критика считала его музыку легковесной, чуть ли не кабацкой. Да и резок он был в суждениях, за что ещё с консерваторских времён его недолюбливали многие коллеги.

Впрочем, скорее он просто был правдив и очень остро чувствовал фальшь, особенно когда речь шла о чьей-то новой песне или о музыке вообще. Поэтому орденов у него не было, единственное почётное звание – заслуженный деятель искусств Чувашской АССР.

Тем не менее, в 1948 году на Мокроусова пролился золотой дождь: ему присудили Сталинскую премию 2-й степени, а это ни много, ни мало, 50 тысяч рублей. На эти деньги можно было купить пару-тройку «Москвичей» и несчётное количество ящиков водки. Автомобилю Мокроусов предпочёл водку.

В Старой Рузе, неподалёку от дома творчества «Малеевка» была то ли чайная, то ли пивнушка – в России никогда не разберёшь, где проходит тонкая грань между этими точками общепита. Сначала гуляли в помещении, потом возле деревянного моста через Москва- реку. Прямо на землю поставили ящики с водкой, столы с нехитрой закуской и наливали всем проходящим и проезжающим мимо. Деньги закончились через неделю, но люди помнили загул долго, и с тех пор заведение называется «Мокроусовкой».

История «Сормовской лирической»

В 1949-м отмечалось столетие Сормовского завода. Одним из первых приглашение на торжества получил нижегородец Борис Мокроусов. Вместе со своим другом Евгением Долматовским, уже известным поэтом – фронтовиком, он поехал в Горький. Руководители области и завода просили их написать к юбилею марш, что-то вроде гимна завода. Но у авторов не клеилось.

Мокроусов написал одну мелодию, другую - он сначала писал музыку, а уже потом поэт предлагал стихи. Но и музыка выходила слишком пафосная, и стихи за душу не брали, да и народ от излишней торжественности уже стал уставать.

О том, что в город приехали знаменитости, знали практически все. Однажды девчонки из заводского ремесленного училища, которых Мокроусов и Долматовский встретили, прогуливаясь по набережной, попросили написать не марш, а простую песню про их любимый город, стоящий на стрелке Волги и Оки. И как-то сама собой получилась «Сормовская лирическая».

Вскоре эту песню спел Георг Отс,потом она попала в репертуар и других исполнителей, а Ивану Шмелёву Мокроусов даже подпел и подыграл на рояле.

-8

Дружба с Алексеем Фатьяновым

В конце 40-х Борис Мокроусов познакомился с уже известным поэтом Алексеем Фатьяновым. Знакомство это переросло в замечательный творческий союз, а потом несмотря на то, что Мокроусов был на 10 лет старше, и в настоящую крепкую мужскую дружбу.

Они были похожи- оба высокие, оба крепкие, оба по-мужски красивые. Оба из провинции - Фатьянов из Вязников, Мокроусов - из Канавино, только Фатьянов из буржуев, а Мокроусов из крестьян. Обоих не жаловала официальная власть и оба были любимцами народа.

И, к сожалению, у обоих была пагубная страсть к «зелёному змию», который их, в конце концов, и сгубил - Фатьянов ушёл в 40, Мокроусов пережил друга на 10 лет.

Мокроусов уже тогда одевался, как пижон, а Фатьянов, как и многие фронтовики, ходил по привычке, в гимнастёрке и галифе, зимой –в старой шинели. Мокроусов научил друга одеваться, и они щеголяли по Москве в одинаковых костюмах, пальто и шляпах.

Началась эта творческая дружба со спектакля «Свадьба с приданым», который поставили на сцене Московского театра сатиры Татьяна Лукашевич и Борис Равенских. По сути, это были те же «Кубанские казаки», только не такие разухабистые. Спектакль так понравился зрителям, что руководство «Мосфильма» решило превратить спектакль в полнометражный фильм, тем более что для этого нужно было лишь чуть-чуть переделать театральные декорации.

Фильм-спектакль ждал такой же грандиозный успех, как и первооснову. Вся страна услышала песни Мокроусова и Фатьянова «На крылечке твоём» и «Хвастать, милая, не стану».

В феврале 1951-го военный лётчик Иван Шамов, получивший тяжелейшие травмы в авиакатострофе, и прикованный к постели, прислал Мокроусову два тетрадных листочка, на которых от руки было написано стихотворение «Парень прощается». На эти стихи Мокроусов написал песню, известную, как «Костры далёкие», а после того, как Вера Васильева исполнила её в цикле «Поддубицкие частушки», Иван Шамов стал знаменит, он почувствовал, что нужен людям, и написал ещё много хороших песен.

-9

«Весь фильм - в этой песне»

В 1956-м на экраны страны вышел фильм «Весна на Заречной улице» режиссёра Марлена Хуциева и оператора Петра Тодоровского. Казалось бы, набившая уже всем оскомину производственная тематика - домны, мартены, план, металлурги, инженеры, шофёры, хороший рабочий, плохой рабочий. Где уж тут место любви и лирике…

Но фильм стал настоящим явлением того времени, и не только благодаря Хуциеву, Тодоровскому и исполнителю главной роли Николаю Рыбникову, который тогда ещё не был знаменит. Успехом фильм во многом обязан музыке Мокроусова и песне «Когда весна придёт, не знаю», написанной на стихи Фатьянова.

Режиссер Хуциев сказал тогда, что композитор и поэт сумели разглядеть образную суть будущей картины фильма: «Весь фильм - в этой песне, и на последнем кадре он не закончился, и песня на последнем слове не завершилась: в конце - многоточие, а, значит, возможно продолжение».

Очень помог Тодоровский, который, помимо того, что был прекрасным оператором, ещё и здорово играл на гитаре, и очень хорошо подыграл главному герою.

В 1963-м, после окончания Московского кинофестиваля на «Голубом огоньке», где собрались знаменитые киноактёры, Рыбников спел эту песню, обращаясь к французским артистам - красавице Симоне Синьоре и её мужу Иву Монтану, большому почитателю Советского Союза.

За восемь лет до этого события к Монтану, как к далёкому другу голосом Марка Бернеса обратились Мокроусов и поэт Яков Хелемский. Монтан ответил тоже песней Мокроусова «Одинокая гармонь». Такой момент, когда всё замирает до рассвета, бывает и в Москве, и в Париже, где не спят каштаны.

Вообще из исполнителей «Гармони», написанной на стихи Михаила Исаковского, можно составить целую концертную бригаду –Ив Монтан и Сергей Лемешев, Елена Образцова и Дмитрий Хворостовский, польская артистка Слава Пшебыльска и Вера Васильева, Валентина Толкунова иНиколай Рыбников, Людмила Гурченко и другие… И у всех песня звучала по-разному, ведь каждый слышал в ней что-то своё, личное и сокровенное.

Многие считают её народной - это ли не высшее признание для композитора и поэта. Кстати, «Костры далёкие» и «Одинокая гармонь» были едва ли не единственными песнями, к которым сначала были написаны стихи, а уж потом Мокроусов написал музыку.

Первый советский вестерн

В 1966-м году Мокроусов написал музыку к первой серии фильма «Неуловимые мстители»- одному из первых советских вестернов. Сказать, что у детворы фильм был бешено популярен, значит, не сказать ничего. Едва ли не лучшие эпизоды фильма - те, где Борис Сичкин- бродячий артист Буба Касторский, выделывает ногами невообразимые коленца, и его партнёрша белокурая Жози, бесподобно сыгранная Инной Чуриковой, низким голосом поёт про «последний роман».

Без музыки Мокроусова ничего бы этого не было. В фильме несколько песен, но есть единственная, написанная Мокроусовым на стихи Роберта Рождественского-«Громыхает Гражданская война». Роберт Иванович не любил писать стихи к готовой музыке, он, по его словам, «не хотел влезать в готовую работу». Режиссёр Эдмонд Кеосаян сказал, что придётся не в музыку влезть, а постичь суть фильма.

Когда снималось продолжение -«Новые приключения «неуловимых», Бориса Мокроусова уже не было в живых, и Ян Френкель, писавший музыку к новому фильму, сказал, что лучше Бориса он всё равно не напишет, и попросил, чтобы заглавной песней осталась песня Мокроусова.

-10

История «Вологды»

Умер Борис Андреевич Мокроусов 27 марта 1968 года, в 59 лет, не дожив 11 месяцев до своего 60-летия.

-11

А через 8 лет, практически, в день смерти композитора на всю страну прогремела «Вологда», написанная на стихи Михаила Матусовского за 20 лет до этого.

В разные годы и по разным поводам «Вологду» пели популярный певец Владимир Нечаев и актёр Михаил Новохижин в спектакле Малого театра. Однако песня «не взлетела», и много лет её никто не слышал. И кто знает, услышали бы мы её вообще, если бы не белорусский ансамбль «Песняры», который вдохнул в «Вологду» новую жизнь.

По сути, песню «Песнярам» навязали, и, если бы не «песняр» вологжанин Владимир Николаев, убедивший основателя и руководителя «Песняров» Владимира Мулявина попробовать, всё, может быть, на том и закончилось. Мулявин что-то в этой песне увидел, аранжировал по-своему, включил баян, который «Песняры» никогда не использовали, и получился настоящий песенный шедевр. Совпало всё: и музыка, и стихи, и аранжировка, и главный исполнитель Анатолий Кашепаров, больше похожий на участника ПТУ-шной художественной самодеятельности, чем на солиста популярнейшего в стране коллектива.

Люди так полюбили песню, что бывали концерты, когда «Песнярам» не давали рта раскрыть: зал сразу требовал «Вологду», и артисты, у которых «Вологда» стояла последней, были вынуждены начинать и заканчивать концерт одной песней.

Был концерт, в котором, как и положено, последней прозвучала «Вологда», артисты несколько раз выходили на поклон, а потом ушли в гримёрку.

Спустя некоторое время прибежал взъерошенный администратор, и сказал, что люди не расходятся, беснуются, требуют «Вологду». Пришлось выйти на сцену и спеть еще раз.

Сегодня интерес к творчеству Б. Мокроусова не ослабевает. Его песни и в ХХI веке звучат с эстрады. Несмотря на отпечаток времени, они не теряют своей актуальности.

Молодые исполнители с удовольствием поют «старые песни о главном», восхищаясь глубиной их содержания и мелодичностью.

P.S. https://vk.com/album-46420619_301887916 - вот в этом фотоальбоме - «Борис Мокроусов. Я не хочу судьбу иную» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в модельной библиотеке «Фолиант» в ходе литературно-музыкального рандеву к 115-летию со дня рождения советского композитора.

-12

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бирюков Ю. Вспоминает Эдмонд Кеосаян: Электронный ресурс/ Ю. Бирюков // Официальный сайт композитора. URL: http://retrofonoteka.ru/mokrousov/sovremenniki/keosayan.htm (дата обращения: 23.04.2020).

2. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово / В.А. Васина-Гроссман - М.: «Музыка», 1972. - 366 с.

3. Евстафьева Е. Г. Калабаева О. А. Феномен песенного творчества Бориса Мокроусова // Актуальные исследования. -2020. - №8 (11). -Стр. 85-87.

4. Конев В.П. Советская художественная культура периода 30-х–80-х годов XX века: теоретико-исторический анализ. - Кемерово, 2004. - 415 c.

Мокроусов Борис Андреевич // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Ред. А. М. Прохорова - 3-е изд. - М.: «Советская энциклопедия», 1969.

5. Мархасев Л.С. XX век в легком жанре (Взгляд из Петербурга-Петрограда-Ленинграда) / Л.С. Мархасев //Хронограф музыкальной эстрады 1900-1980 годов. – СПб., 2006. 504 с.

6. Панов Д.П. Методика анализа эстрадной песни: учебное пособие. - В 3 ч.- Ч.3/Д. П. Панов//Песни и романсы для голоса, вокального ансамбля в сопровождении фортепиано и дуэта баянов. - Челябинск: «ЧГАКИ», 2014. - 108 с.

7. Помещикова В.В. Советская песня как исторический и культурный феномен отечественного искусства /В.В. Помещикова //Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - № 20.- Стр. 40- 43.

8. Смирнова Н.И. Песня на эстраде /Н. И. Смирнова // Русская советская эстрада 1946-1977: Очерки истории. - М.: «Искусство», 1981. - 526 с.

20.02.24. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница Вконтакте: http://vk.com/library_foliant: 30-78-00