Впервые опубликовано на сайте «Сапа»
У верховного суда в Лондоне, где начинается процесс по вопросу экстрадиции в США основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, собралась толпа протестующих. Союзы журналистов разных стран требуют остановить преследование Ассанжа и не выдавать его американцам. Обозреватель «Сапы» Мария Дегтерева рассуждает о том, что происходит у здания лондонского суда.
Джулиан Ассанж обвиняется властями США в заговоре «с целью получения и раскрытия информации о национальной обороне». Вообще, Ассанжа обвиняют в шпионаже, нарушении государственной тайны и других преступлениях – всего по 117 эпизодам. И грозит ему в общей сложности 175 лет заключения. Сейчас Ассанж находится под стражей в Лондоне, и решается вопрос о его экстрадиции.
Причина проста. Сотни тысяч «слитых» в сеть документов о вмешательстве США в военные конфликты в Ираке и Афганистане, коррупции и присвоении ресурсов беднейших стран. Иными словами, Ассанж «поделился» в глобальной сети доказательствами многочисленных злоупотреблений правительства США. За что мгновенно подвергся преследованию.
С 2012 года он скрывался в лондонском посольстве Эквадора, но в 2019 году был выдан властям Великобритании. После чего Ассанжа обвинили в нарушении условий освобождения под залог и поместили в тюрьму.
Ассанж писал жалобы в ЕСПЧ и даже письмо королю Великобритании – пока все тщетно. Судьба его в буквальном смысле висит на волоске. Если будет принято решение об экстрадиции – из тюрьмы он уже не выйдет до конца жизни.
Важно, что против удержания и экстрадиции Ассанжа протестуют не традиционные оппоненты США, а те, кого у нас принято называть «Коллективный Запад» - европейцы, причем, проживающие не только в Великобритании, но и в других странах, членах НАТО. Суть конфликта – не вопросы геополитического характера, а именно история о нарушенных правах человека, которая не оставила равнодушными многих. Звучат речи в поддержку Ассанжа и свободы слова. Все, собравшиеся у лондонского суда понимают, что происходит не просто нарушение прав, но и запредельный по своей жестокости акт цензуры.
Ассанж никого не убил, не причинил никакого вреда, кроме публикации реальных документов.
Жена Ассанжа уверяет, что состояние его здоровья оставляет желать лучшего и с каждым днем ухудшается. В 2021 году он перенес инсульт, а сейчас живет благодаря постоянному приему препаратов.
Впрочем, эта информация, судя по всему, неспособна подействовать на американских интересантов. И даже вероятная смерть Ассанжа вряд ли бы как-то отразилась на США.
В 2009 году мир сотрясла новость о гибели в тюрьме российского аудитора Сергея Магнитского. Такого количество материалов в либеральных американских изданиях, кажется, не было ни до, ни после: в чем только не был обвинен российский «кровавый режим».
Сегодня история повторяется: в исправительной колонии ямало-ненецкого автономного округа умер оппозиционер Алексей Навальный. Вся западная пресса вышла с заголовками, посвященными обвинениям в адрес российских властей.
И только по поводу Ассанжа американские медиа почему-то молчат. Глубоко больной человек, обвиняемый лишь в публикации секретных документов, подвергается беспрецедентным преследованиям и почти лишен надежды на освобождение – повод ли это для беспокойства? Судя по американской прессе – нет. Какие еще права человека? Какое справедливое правосудие? Как писал Джордж Оурэлл: все животные равны, но некоторые равнее.
Ассанжу не повезло: не за тех вступился, не то показал миру. За что расплата, вероятнее всего, будет очень велика.
Но пока остается надеяться, что разум и правосудие восторжествуют.
Автор: публицист Мария Дегтерева.