В разных странах, помимо многочисленных кинофестивалей есть и специальные премии, созданные для кинооператоров самими кинооператорами. В России тоже есть гильдия кинооператоров, есть у неё и своя премия. Она ежегодно вручается лучшей отечественной кинокартине, по мнению авторитетного жюри. Называется эта премия «Белый квадрат». Выглядит она вот так:
Это наверное главная премия в России за лучшую операторскую работу. И в 2023 году её получил кинооператор Денис Фирстов. "Очень трогательная и одна из самых важных премий, на самом деле, для оператора в России, поэтому я все слова потерял, спасибо огромное, очень приятно" - всё же нашёл слова Денис, после вручения премии.
Фильм за который Денис получил награду называется «Казнь». Это нуарная детективная история, в которой доблестная, на тот момент ещё милиция, ловит серийного маньяка. История это вымышленная, хотя за прототип главного злодея был взят известный маньяк Андрей Чикатило, и некоторые детали расследования заимствованы из реально существующих уголовных дел.
После просмотра фильма, у меня возникла одна теория, которой я хочу с вами поделиться, уважаемые циничные операторы. Теория эта касается работы со светом в отношении персонажа одного из детективов. Наверное это главный герой фильма, хотя в финале всё так интересно смешалось и повернуло сюжет, что мой мозг немного растерялся, по поводу главного героя. Но условимся, что это наш главный герой. Я тысячекратно извиняюсь перед теми, кто не смотрел фильм. Будут спойлеры, которые неизбежны, в контексте данного рассуждения.
Так же оговорюсь, что данное рассуждение является лишь мои личным мнением и ни в коем случае не претендует на официальную трактовку художественного видения создателей кинокартины. Ну и, поскольку данный материал написан для сообщества «циничный оператор», если кто узрит долю цинизма в этой статье, то так оно и есть, наверное.
Итак, главный герой, в котором мне иногда мерещился молодой Аль Пачино, по сюжету, оказывается не таким уж и хорошим следователем. В какой-то момент он не выдерживает давления начальства и перестаёт искать настоящего маньяка, а «вешает» все преступления на удобно подвернувшихся подозреваемых. В фильме повествование идёт сразу в нескольких временных отрезках, что даёт возможность наблюдать героя как ещё уверенного в своей правоте следователя, так и смирившегося с системой, изобретательного и жестокого карьериста.
Суть моей теории заключается в том, что именно эту тёмную сторону следователя и пытались подчеркнуть световыми схемами создатели фильма. В первой сцене фильма нам показывают нападение маньяка на жертву. Самого маньяка не видно, а виден только его силуэт.
И вроде бы понятно, что в начале фильма не показывают лица маньяка, оставляя интригу, но!.. Сравним этот кадр с одним из первых кадров знакомства с нашим главным героем. Если обратить внимание, то в обоих световых схемах присутствуют яркие источники позади персонажей, а сами же герои не освещены должным образом.
Свет позади героя, который не освещает его, возможно символизирует духовное падение героя, вроде как он «перешёл на тёмную сторону, а свет остался где-то позади», подумал я. И чем дальше я смотрел, тем больше находил я подтверждений своей теории. Нашего героя показывали либо освещённым контровым источником, либо явно недоэкспонированным. При этом практически всегда на заднем фоне присутствовал яркий источник света.
В окне, позади героя.
В закатном солнце.
В контровом свете фар автомобиля.
Кстати, как эффектно смотрится пар, идущий от головы лысого парня.
И даже в стеклоблочной стене туалета.
«Раз так освещают героя в более позднем периоде, когда он уже «перешёл на тёмную сторону», то в прошлом он должен быть освещён более ярко», - подумал я. И так оно и вышло! В первой же сцене пикировки следователя с начальством, так же присутствует яркий свет на фоне (окно), но герой не находится в явной тени. Я искренне обрадовался, что теория подтверждается, и в фильме так тонко обыграли перевоплощения героя.
Кстати, стоит отметить как интересно заявлен оппонент следователя. Начальник, гнущий «линию партии» и олицетворяющий систему. Он представлен двумя крупными планами. Сначала вот таким, где он заслоняет собой один из портретов висящих на стене и образует некую цепочку из лиц, напоминая мне строчки из песни группы «Наутилус Помпилиус», «Скованные одной цепью».
Затем таким, где он зажат между портретом справа и огромной головой Ленина, композиционно вытесняющей персонажа из кадра.
Была сцена, где следователь приходит в тюрьму к уже пойманному ранее маньяку, для консультации, по текущему делу. И, увидев как это снято, я обрадовался ещё больше! Как же прекрасно и метафорично освещено! Маньяк в тени, герой в свету. Яркая и чёткая граница между добром и злом. Герой всё ещё на светлой стороне и беседует с самой тьмой.
И общий план,где обе фигуры композиционно соединяются, и маньяк выглядит продолжением героя, как его тёмная сторона, как тень, от которой невозможно избавиться.
И когда напоследок показали лицо маньяка, наполовину изуродованное, эффект метафоры усилился ещё больше.
«Гениально!» - подумал я. Может немного «в лоб», но гениально!
Ещё была шикарная сцена, где герой сидит в коридоре, а из детской пробивается свет, еле попадая на персонажа. Эдакая метафора разделения жизни на «до», и «после». В прошлом жена и дети, тёплый свет и любовь семьи. В настоящем и будущем лишь ненавистная работа и тьма. И неизбежный выбор уже сделан. И нет пути назад. Возможно тоже немного «в лоб», но всё же шикарно! «Тёмная сторона силы поглотить его смогла!», прокомментировал у меня в голове голос магистра Йоды.
На какое-то время я, непроизвольно, принялся искать совсем уж фантастические параллели с сагой «Звёздные войны». И когда появился кадр с начальником, который переломит нашего героя и заставит таки прогнуться системе, мне уже слышалось тяжёлое дыхание Дарта Вейдера.
На мгновение мелькнула сюрреалистичная мысль, что начальник повернётся и хрипло произнесёт «Я твой отец…».
Но Вейдер был уже не тот…
Под аккампонемент имперского марша в моей голове, чиновник продефилировал к стулу, и я вновь принялся искать метафоры задумок световых схем. И находил их снова и снова.
Но вдруг, что-то пошло не так. Я увидел героя, уже явно перешедшего на сторону «тьмы» вот в таком вот световом решении:
«Ну ок, возможно это из-за правдоподобности заполняющего дневного света, ведь сцена снята на крыльце дома…», - подумал я. Но нет. Картинка переместилась в интерьер и там было вот это:
И вот это:
И вот это:
Моя теория рушилась как карточный домик. Герой был освещён даже ярче чем маньяк. Йода вместе с Дартом Вейдером в моей голове тихо плакали, и расходились по углам, не понимая происходящего.
«А вдруг это ещё одна метафора, которую я пока не понял?», - подумал я. По этой логике герой не будет больше в тени и система метафор продолжится. Не совсем понятно какая, но продолжится. Но тут случилась сцена финального допроса маньяка. Сначала всё шло хорошо. Герой действительно больше не был в тени или освещён контровым светом. Йода и Вейдер, немного приободрились. «Логику понять лишь осталось тебе!», - вздымая палец вверх, заключил магистр. И я пытался.
И снова пытался.
До этого кадра:
После этого Йода плюнул в сторону экрана, развернулся и ушёл в закат, вместе с плетущимся за ним Дартом Вейдером. И я остался один на один с накатывающим на меня разочарованием. «Ну, во-первых это красиво», - подумал я и просто стал досматривать фильм до конца, не предпринимая попыток какого-либо анализа.
И вишенкой на торте стал финальный кадр фильма. Он смотрелся как издёвка над моим воспалённым сознанием. В нём сочеталось всё, что казалось мне сначала очевидным, а затем утратившим смысл.
Наш герой лежал на полу, с прикованным к нему бывшим напарником. На стороне напарника был свет, что вполне соответствовало его сюжетной линии. А на стороне нашего героя была тень и стоял безглазый светильник, подтверждая мою первоначальную систему метафор! Он зиял своей пустотой прям мне в лицо и я окончательно запутался, под его взором начиная истерично хихикать. «Красиво это, во первых » - подытожил магистра Йода, гдето-то в уголке моего уставшего мозга. И потом были титры.
В общем, дорогие циничные операторы, я так и не понял, то ли я где-то упустил логику, то ли не стоит искать смысла там, где смысла нет и это «просто красиво».
Виталий Хачатурянц
Если вам понравился материал, нас можно поддержать донатом в соответствующем пункте группы. Мы постараемся стать ещё интереснее и полезнее.
Так же подписывайтесь на телеграмм канал нашей видео мастерской https://t.me/videolega.