Буквально в первый день, как мы отошли от Новой Каледонии, проходили Барьерный риф. Не Большой Барьерный, он у берегов Австралии, но у Новой Каледонии есть свой собственный, третий по размеру в мире коралловый риф. Он был виден прямо с лодки по смене характера волн. За ним вода была практически спокойной, гладкой, бездвижной, с небольшими островками (на некоторых из них даже росли одинокие пальмы, точно как в мультиках про пиратов). Потом по глади моря-океана проходила стена белой пены, а вот уже за ней - достаточно высокие волны и полноценный глубокий океан. Стена белой пены - это собственно граница рифа.
***
Видел летучих рыб. Целую стаю. Они являлись мне и на Канарах, но тогда они были одиночные, редкие и не давали себя рассмотреть. А эти во множестве выпрыгивали из воды и перелетали на плавниках. Прыгают они невероятно высоко. Но не очень далеко.
***
Пройти риф нам было важно из соображений экологии, ведь портить кораллы плохо, а возникла идея выкинуть за борт сломанный холодильник. Я был резко против такого, но увидел уже за бортом. Слава Господу, у холодильника совершенная непотопляемость. Сначала мы ходили вокруг него, пытаясь подцепить дверцу и заполнить внутреннюю емкость водой, но он и так не тонул. Пришлось холодильник вылавливать и поднимать обратно. Если вы вдруг выпадете за борт, ищите вокруг плавающие холодильники, они спасут.
***
На лодке три человека понимают про навигацию и могут нести вахту: капитан, старпом и я. Вопреки привычной мне системе трех вахт, в которой участвует весь экипаж, тут все устроено иначе. Капитан и старпом несут вахту 6 часов через 6 часов и занимаются управлением, а весь экипаж работает световой день и еще когда что-то случилось. Мне не отвели постоянного времени, но периодически случалось так, что я заменял собой вахтенного в рубке. Случалось это в какой-то момент.
***
Судно в основном идет на автопилоте, задача вахтенного в норме следить за курсом, парусами, если они стоят, скоростью, радаром и менять автопилоту данные, если надо подвернуть. Ну и следить, чтобы он не отключался.
***
В первый раз я вышел на ночную вахту в 2 часа ночи. А вот лег после нее я только в 12 дня: в 5 утра, с рассветом, начались спешные такелажные работы. Мы меняли проводку гарделей: веревок, на которых поднимается гафель. Гафель - это такое большое бревно, к которому привязан снизу косой парус. Как рей, только висит не поперек мачты, а назад от нее. Заводили те бакштаги (тросы, что тянут мачту назад), что завесили в Каледонии: надо было сделать для них полиспасты. Поставил 6 бензелей не приходя в сознание, можно сказать. Я, надо признаться, жутко тупил и хотел спать, поэтому в основном подходил, держал и крутил, где скажут. Все это было потому, что надо было переставать идти только под мотором и поставить паруса, первый полноценный раз.
***
Наконец, первый раз поставили фок. Ставить его команда еще тоже толком не умела, путались, долго возились, тянули что-то как-то. Но справились.
***
С бакшатгами интересная история. По всем законам здравого смысла они должны быть, но их не было. Команда долго думала, как же лодка попала из Германии в Австралию, перешла океан, не имея бакштагов? Может, это какая-то хитрая неочевидная конструкция, может, так и надо? Хотя так нельзя. В какой-то момент в шкафу нашли документы, что лодку в Австралию перевезли как груз на другом судне.
***
На чартерных яхтах, а также на больших парусниках бакштаги - элемент стоячего такелажа. Их обтягивают, а потом они так и стоят, пока что-то не произойдет и они не ослабнут. Но есть конструкции, когда они мешают гику (нижнему бревну, к которому крепится парус) и парусу уходить в сторону, потому что гик в них упирается. И тогда они превращаются в бегучий: при каждом повороте их надо раздавать и обтягивать.
Я вот с такой конструкцией сталкиваюсь первый раз в жизни. И что сказать? Стоя во время первого и единственного нашего парусного поворота на том месте, где надо было раздавать, я роздал слишком рано. А Саня, который должен был обтягивать параллельный, столкнулся с проблемой с веревками и задержался. Впрочем, тут меня не подвел иной навык: если с парной стороны на тянут, тяни обратно. С нашей мачтой ничего не произошло, но то, что бакштаги раздаются не раньше, чем пересекается линия ветра, я запомнил на всю жизнь.
***
Одно ясное утро началось с парусного аврала: порвался стаксель. У него оторвало нижнюю шкаторину почти целиком. Мы с Саней сняли беднягу и на его место установили другой, тот, который починили в парусной мастерской в Новой Каледонии. Стаксель у нас не на закрутке, а ездить по стальному штагу на металлических скобах (раксах). Когда ты спускаешь парус, ты должен его немедленно обвязать и закрепить, сам он этого не делает, и оставить нельзя. И когда ты меняешь парус, ты должен отстегнуть его целиком. А потом, соответственно, пристегнуть другой. А поскольку парус - тряпка большая и тяжелая, то он всей своей массой давит на руки того, что работает с раксами и открепляет их. Поэтому лучше всего, когда еще один человек держит вес паруса. И все это происходит на носу, поэтому на каждой волне в океане ты делаешь так: ЙУ-ХУ!!!
***
Палубу заливает водой так, что нет надежды не промокнуть насквозь, захлестывает с головой.То есть вода на главной палубе - это просто норма. Борта сильно ниже, чем на “Штандарте”, а качка больше, да и на уровне палубы вода поступает через сливные отверстия. Она там всегда, и пройти к носу не промокнув невозможно. Но на носу тебя еще и накрывает всего. Так что в тропических широтах можно просто ходить в шортах и футболке и сохнуть по ходу.
***
А вот с обувью все сложнее. Я чудовищно, катастрофически ошибся, не взяв с собой сандалии, которые я всегда беру с собой на “Штандарт”. Ведь сандалии тоже быстро намокают, но так же быстро и сохнут. А я, ориентируясь на холод и льды, взял трекинговые ботинки и резиновые сапоги на меху. В тропиках и в том, и в другом очень жарко, а босиком, как я надеялся, ходить не получается: палуба стальная и раскаляется на солнце.
Ботинки промокли сразу же, я терпел и мучился с ними еще сутки, но в итоге отчаялся и повесил сушиться в машинное отделение. Они хорошо держат воду и наружу она не выливается.
Пришлось ходить в резиновых сапогах. Но в них вода попала сверху, залив меня первый раз по пояс. И скажу сразу: до конца путешествия через два месяца она уже больше их не покидала, просушить не удалось ни разу. То, что они не сгнили, я списываю только на то, что мех искусственный, а соль - консервант.