В его руках обычные бревна превращаются в героев русских сказок. Из глыбы льда он способен создать былинного персонажа или целую композицию. «Скульптуры делаю из всего, что режется», – смеется член Союза художников России Евгений Бальчугов. А еще он доцент кафедры архитектуры КГУ, фотограф и байкер. Мы встретились с мастером и поговорили об учебе в духовной семинарии, оформлении Курска к праздникам и, конечно же, о скульптурах, которые украшают дворы и сады не только курян, но и парки в других регионах.
«Мы оформляли Курск»
– Евгений Александрович, когда у вас возникла тяга к творчеству?
– В раннем детстве. Мы тогда в городе Бирюсинске Иркутской области жили. Мама заметила мою тягу к изобразительному искусству и наняла человека, который за «рюмку чая» учил рисовать. Потом я в художественную школу пошел, правда приходилось в соседний город Тайшет ездить 15 километров. Когда мы переехали в Курскую область, то окончил художественную школу, потом Железногорское художественное училище, а затем и художественно-графический факультет КГУ.
– Насколько я знаю, в вашей жизни был период, когда вы занимались иконописью.
– Как-то один товарищ, который занимался росписью храмов, предложил и мне поучаствовать в этом деле. И мы поехали в Старый Оскол, где роспись храма нужно было сделать в сжатые сроки. Мы там, кстати, жили в келье. Возможно, повлияла обстановка, но я увлекся
изучением православия – узнал много нового. И мы с другом решили поступить в семинарию. Нас приняли, и где-то почти два года я учился там на иконописном отделении. И если на худграфе «грыз гранит науки» заочно, то там – очно. Несколько икон написал, но больше этим делом особо не занимался. Да и в семинарии взял академический отпуск. Правда, еще одну икону я написал для родителей к золотой свадьбе.
– Как дальше ваша творческая жизнь складывалась? Чем занимались?
– После вуза нас пригласили рисовать большие холсты на дни города и на большие праздники. Мы оформляли Курск. Может, помните эти тканевые задники и перетяжки, когда еще не было баннеров. А еще информационные треугольники, на которые натягивали ткань и на ней рисовали. Вот такие большие композиции мы и делали. А еще устанавливали и украшали новогодние елки. Кстати, тогда мне и предложили стать главным Дедом Морозом города. Кто же от такого отказывается? И в течение 10 лет я поздравлял детей. Много было курьезных случаев. Помню, специально для праздничного шествия Дедов Морозов закупили валенки: и для образа, и просто чтобы не замерзнуть. Так к концу шествия они были мокрыми насквозь – хлюп-хлюп-хлюп... Вместо снега полил дождь. Дети мои тогда в детский сад ходили – очень мною гордились, всем рассказывали, что их папа – настоящий Дед Мороз! Приятно вспоминать те времена.
Портрет Малевича из дерева
– С чего началось ваше увлечение созданием деревянных скульптур и какими были первые работы?
– Было мне тогда 50 лет. Сын тогда деревья пилил по городу, подарил мне бензопилу «Штиль» для резьбы по дереву. Удобные ручки и тонкая шина. Решил попробовать. Материала хватало, сын привозил. И стал я выпиливать из бревен различных ежиков и зайчиков для украшения участка в деревне. Сначала это было просто хобби, но в какой-то момент заметил, что стало неплохо получаться, и решил потихонечку продавать скульптуры. Когда пошли заказы, докупил еще инструмент и стал выпиливать более профессионально. Дело пошло, и увлечение стало работой. Подчеркну – работой, которая доставляет удовольствие.
– С чего начинается создание деревянных скульптур?
– С эскиза. Далее ищу материал. Тополь и липу мне друзья сына привозят, а дуб приходится покупать. Он дорогой, но и более долговечный. Вяз, кстати, тоже. Определившись с деревом, даю ему время подсохнуть. После этого постепенно приступаю к работе. Я в основном делаю парковые скульптуры при помощи бензопилы. У меня они разные: большие для начальных работ, а также средние и маленькие. Есть и совсем крохотные «шинки» для карвинга. Что-то делаю с помощью разнообразных стамесок и болгарок с насадками. Финальные штрихи: глаза, нос, рот и так далее – довожу до ума резцами. Конечный этап – раскраска. Для этих целей покупаю грунтовки различных цветов для дерева.
– Какие были самые необычные заказы?
– Навскидку могу вспомнить большую собаку. У заказчика умер питомец, и он решил его увековечить таким образом. К необычным заказам могу отнести портрет Малевича, который я делал для выставки. Выпилил его в стиле супрематизма. На выставках несколько раз была эта работа.
– В конце января вы сделали для музея детского писателя Аркадия Гайдара во Льгове скульптуры двух мальчиков с санками. Чья это инициатива была?
– Ко мне сам музей обратился. Там отмечали 120-летие известного земляка и заказали двух мальчиков, персонажей рассказа «Чук и Гек». Я сделал этих пацанов. А также санки, которые соответствуют тому времени – 30-м годам прошлого века. Приступил 5 января и к 20-му числу все уже было готово. Очень интересно было работать, но январские морозы заставляли делать перерывы.
«Курску нужны фестивали ледовых скульптур!»
– Когда вы начали работать со льдом и снегом?
– Первым был снег. В Курске несколько лет назад затеяли сделать фестиваль снежной и ледовой скульптуры «Зимняя сказка», в котором приняли участие мастера из разных регионов. Представлять наш город доверили мне. Позвал пару студентов с худграфа, и приступили. Для нас это был первый опыт работы с таким материалом. Сделали снежную скульптуру – большую голову по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». На следующий год взял с собой сына, он тоже худграф окончил. Выпилили с ним две композиции: большую «Садко и Морской царь» и поменьше – «Маша и Медведь». За Садко дали второе место! Приятно было, что выделили среди всех этих «монстров», которые постоянно ездят по фестивалям и таким образом зарабатывают деньги. И тогда же я попробовал сделать первую ледовую скульптуру. В рамках конкурса «Бешеная пила» за короткое время выпилил морского конька.
– Тяжело со льдом работать? И какие требования к этому материалу?
– Со льдом работать как раз очень легко. Главное, подготовить все и знать, что ты хочешь. Режется он мягко, если есть хорошие резцы, одно удовольствие! С деревом работать приходится долго, а здесь все очень быстро получается. Что касается требований, то лед должен быть прозрачным. Все зависит от того, с каких озер его привозят. У нас, наверное, не промерзают так ни река, ни озеро, чтобы образовалась нужная толщина – хотя бы 30 сантиметров. На фестивале в Курске лед был привозной.
– Недавно в Оренбурге прошел фестиваль ледовых скульптур, в котором вы приняли участие.
– Отличное было мероприятие! Мне позвонил знакомый и сказал, что есть такой фестиваль «Нефть и лед», который проводит «Роснефть». Я зарегистрировался и отправил эскиз. Его одобрили, я получил официальное приглашение. Но возникла проблема – я был один, а по условиям нужны два участника в команду. Созвонился с человеком, чей эскиз не прошел. На месте сказали, что наши эскизы нужно объединить. Стал думать и пришел к выводу, что делать просто трубы, нефтяников и вышки как-то не очень интересно. Вспомнил, что «Роснефть» занимается еще и сохранением животного мира. В итоге мы за 4 дня вырезали композицию с атлантическим моржом, белыми чайками и девушкой-нефтяником. А на фоне этого всего – морская нефтяная платформа. В тройку призеров мы не вошли, к сожалению. Дело в том, что очень знаменитые скульпторы по льду там были, да и подготовиться следовало лучше. Вывод – нужно почаще ездить на фестивали.
– Как считаете, нужны ли Курску такие фестивали?
– Нужны! Очень бы хотел, чтобы наш фестиваль «Зимняя сказка» продолжался. Он дважды о себе громко заявлял на всю страну, к нам приезжали интересные скульпторы. Всем очень понравилось, они до сих вспоминают Курск с теплотой. Жаль, что все заглохло. Еще было бы здорово организовать фестиваль деревянных скульптур. Кстати, работы, которые останутся у нас, потом могут в течение нескольких лет украшать городские зоны отдыха.
– Итак, вы работаете с деревом, льдом, снегом...
– А также с бетоном, пенопластом и глиной. Глина, кстати, очень интересный материал. Просто обалденный. С ним удобно и приятно работать.
«Делу байкерства верен!»
– Бензопилы, резцы, болгарки... Так можно и без пальцев остаться...
– Как раз на фестивале в Оренбурге мне палец и прищемил блок льда, когда его с помощью крана устанавливали. Бросился его поддерживать, чтобы он от удара не раскололся. Но все обошлось – денек поболело и прошло. А вообще риск травмироваться есть. Работаем ведь с довольно опасными инструментами. Плюс опилки и осколки летят во все стороны. Поэтому работаем обязательно в касках, очках, перчатках. Очень важно соблюдать технику безопасности.
– Какие у вас творческие планы на будущее? Например, на этот год.
– Участие в фестивалях. Как в «деревянных», так и в «ледовых». Нужно ездить, нужно развиваться, потому что если стоять на месте, то ничего интересного и полезного не будет. Не люблю застой.
– Уделяете ли внимание другим направлениям творческой деятельности?
– Фотография параллельно скульптурам идет. Вот сейчас новый альбом «Метрополис» выходит с моими работами. Но в целом времени особо нет чем-то другим заниматься. К тому же скоро откроется мотосезон и будем кататься...
– То есть вы остаетесь байкером?
– А как же. Делу байкерства верен! Кстати, являюсь одним из учредителей клуба «Мустанги», которому в прошлом году исполнилось 20 лет. Тяга к путешествиям никуда не делась. Среди самых дальних поездок – Дагестан и Белоруссия. И это не предел!
Дмитрий СИМОНЕНКО
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1531/new/018978/.
Архив статей газеты ~ № 8 (1531) 20 февраля ~ 2024 год.