Найти тему

Построение доверия между участниками команды. Признаки токсичной команды

Очень часто многие говорят о том, что "мы - команда", но что делает нескольких людей в одном проекте командой?

Этапы формирования команды следующие:

  1. Собственно формирование. Когда для целей проекта набрали нужных людей, всех познакомили, и проект стартанул.
  2. Притирка. Из-за разного опыта могут возникать проблемы между сотрудниками, и именно на этом этапе самое важное - построить доверие, и долгосрочные связи. Про это мы ниже и поговорим.
  3. Функциональное взаимодействие. Стабилизация команды и работа над проектом.
  4. Реорганизация. Привлечение новых сотрудников и вывод старых. На этом этапе опять придется вспомнить о методах построения доверия между новыми людьми. И постараться не принижать их опыт, потому что вы тут - старичок, а человек пришел, не зная ваших правил.
  5. Расформирование. Проект завершился, всем спасибо. На этом моменте будет не лишним дать обратную связь всем участникам, или своему руководителю проекта (в зависимости от вашей роли в проекте).

Как же построить здоровое взаимодействие между людьми, а также показать другим, что вы - адекватный человек с чувством ответственности?

  1. Перестать принимать повышенные обязательства

Если нет полной уверенности, лучше рассказать о рисках и не взять обязательство, чем взять обязательство и не выполнить.
Если кто-то спрашивает вас, можете сделать или нет, нужно взять паузу и подумать о том, есть ли ресурсы /время это сделать, и можно ли в принципе это сделать. Если некомфортно ответить сразу же, то возьмите паузу и замолчите (можно сказать, что
"дайте минутку, чтобы подумать об этом, чтобы быть точно уверенным, сможем это сделать или нет").

Можно просить взять не минутку, а некоторый определенный промежуток времени - посоветоваться с коллегами и вернуться с ответом. (Ключевое слово тут - вернуться, а не замылить и забыть).

Если вы все еще не уверены в том, сможете сделать или нет, можно разбить задачу на мелкие части и определить возможность сделать что-то мелкое, но к определенному моменту.

2. Соблюдать сроки

Есть разные ситуации, но в большинстве своем срок может быть либо соблюден, либо нет. Во втором случае ваш менеджер или любой другой участник команды, вовлеченный в получение результатов, должен знать об изменении сроков.

3. Извиняться, и извиняться быстро, если вы не правы или сделали ошибку. Потому что если вы не извиняетесь, начинается ложь, отрицание и контр-обвинения. Вообще, я считаю, что показывать другим, что вы можете быть не правы - это очень сильный инструмент построения отношений между людьми. Это хороший пример, и конфликты внутри команды будут решаться гораздо проще, когда люди будут знать, что это нормально - совершать ошибку. Что за этим не последуют санкции и оскорбления. Приняли ошибку - исправили ошибку - научились на ошибке - больше такой не делаем. Да, это так работает.

4. Говорить правду

Полуправда или приукрашивание правды/представление в розовом свете - это тоже, вообще-то, ложь.

Например, если при обратной связи участнику команды дается приукрашенная обратная связь, а не корректировка курса - это не "говорить правду". Или если получаете сделанный результат, который недоделан, и вместо того, чтобы дать честную обратную связь, вы переделываете за них - это тоже не про "говорить правду". Не доводите до того, когда начнет накапливаться недовольство друг другом, потому что в таком случае обратная связь будет звучать как обвинения в некомпетентности. Я писала об этом в отдельной статье, как давать обратную связь.

5. Иметь постоянные ценности, характерные только вам

Не адаптироваться под желания другого человека, т.е. не угождать другим людям - быть собой и быть постоянным в своих ценностях, чтобы другие люди знали, что от вас ждать.

6. Быть продуктивным

Если другие видят, что вы ставите цели и достигаете результатов, люди будут доверять вам и уважать вас (при этом не делая за других их работу). Если человек растет и это видно, участники команды также будут стараться "подтянуться", просто, чтобы не выглядеть менее успешными в глазах остальной команды.

---

Это все хорошо на моменте построения новой команды, но, например, вы уже находитесь на моменте функционирующей команды. Как понять, что у вас проблемы?

Тревожные признаки токсичной команды, где нет доверия между участниками. Что делать?

  • Сплетни. Люди не сфокусированы на работе, а на взаимоотношениях между участниками команды и нерешенных проблемах. Я понимаю, что сложно удержаться и не рассказать о каких-то вещах коллеге, которого вы считаете приятелем, но так вы невольно, на подсознательном уровне, заставляете вашего коллегу/приятеля видеть того, о ком сплетня, в плохом виде. Причем они могли и не работать вместе! Просто прекращайте сплетничать и идите работать. И другим скажите.
  • Саботаж и подрыв работы. Это когда вместо того, чтобы сделать дело, для которого людей собрали вместе, главной целью становится "ставить палки в колеса" другим людям в команде. Посмотрите на себя и на других. Возможно, вы из-за нерешенных проблем между собой подсознательно саботируете выполнение работы, или делаете эту работу хуже, чем могли бы. Просто потому что вас бесит ситуация. Ответ - выходите на конфликт и решайте проблемы.
  • "Мы всегда так делали". У команды есть желание работать по привычке, а не потому что что-то новое более эффективно или продуктивно. Тут ничего так хорошо не работает, как собственный пример. Начните делать сами что-то новое и эффективное, и другие подтянутся. Можно еще на ретроспективе об этом рассказать - и люди увидят, что можно не просто скучно работать изо дня в день.
  • Люди создают проблемы, а не решают их. Т.е. приходят за решением проблем к другим участникам команды и полагаются на их мнение или экспертизу. Запомните одно главное правило на любой работе - вас наняли, чтобы вы решали проблемы. Не перекладывали и не замыливали. У меня есть статья про проблемы, попробуйте сами.
  • Негатив на любой вопрос. Мое самое любимое. И самое опасное ментальное состояние участников команды. Вначале надо понять, почему идет негатив. Это может быть личное качество или им "заразили" человека (когда люди много общаются и жалуются друг другу - они попадают в замкнутый круг негатива и им нужно помочь оттуда выбраться, опять же - своим примером). Это могут быть какие-то нерешенные проблемы в команде. Нужно выяснять.

--

Как видно из статьи, многое нужно делать своим примером и иметь смелость быть самим собой и не поддаваться настроениям, которые курсируют в команде. К сожалению, подхватываются именно негативные и упаднические настроения быстрее, чем позитивные.