Найти тему

La Хата En Rose: цвет, в который красили тюрьмы

Оглавление

Простите за наш «французский», но мы очень удивились, когда узнали, что в конце XX века американцы красили тюремные помещения в розовый цвет определенного оттенка. Сейчас расскажем, почему.

Мы в NOOLA изучаем возможности арт-терапии в борьбе со стрессом, чтобы сделать свои раскраски лучше. Но иногда нам хочется отвлечься и раскопать что-нибудь любопытное. Присоединяйтесь, если вам интересно!

В статье, опубликованной в 1985 году, об этом рассказал американский психолог Александр Шаусс.

Сам придумал, сам на себе проверил

Началось все в конце 1960-х годов, когда Шаусс заинтересовался идеей Макса Люшера о том, что наши цветовые предпочтения обусловлены работой нашей эндокринной системы. Он предположил, что связь эта носит двусторонний характер: не только гормоны влияют на то, какие цвета мы выбираем, но и, наоборот, воспринимаемые нами цвета могут управлять нашими гормонами.

Он выбрал один оттенок розового (пока не тот самый, о котором речь) и стал проводить с ним эксперименты, в которых проверялось воздействие цвета на сердечно-сосудистую систему и мышечную силу. Сначала он просто проверял воздействие этого цвета на частоту сердечных сокращений, давление и т.д., и особых результатов не получил. Затем Шаусс переформулировал свою гипотезу таким образом: если при помощи физической активности поднять эти показатели, то фиксация взгляда на карточке розового цвета позволяет вернуть показатели в норму. И тогда получил первые результаты, с которыми смог продолжать работу.

Где найти подопытных?

Как Шаусс сам признается в статье, однажды он проснулся от озарившей его мысли: если розовый цвет влияет на эти жизненные показатели, то нельзя ли его использовать для контроля приступов агрессии, для которых характерно их повышение?

Ему нужно было проверить эту идею на большом количестве агрессивных людей. К тому моменту он уже несколько лет работал в системе уголовного правосудия, поэтому быстро придумал, как провести этот эксперимент: нужно выкрасить в розовый цвет штрафные изоляторы и отслеживать состояние преступников, которых туда будут помещать.

Получить согласие на подобное было непросто. В учреждении, в котором он работал, ему отказали именно из-за цвета😁 Шаусс писал:

Очевидно, что если бы я предложил любой другой цвет, сопротивление было бы минимальным.

В конце концов ему удалось уговорить на эксперимент двух офицеров исправительного центра Военно-морских сил США — Джина Бейкера и Рона Миллера. К тому моменту он уже успел перебрать сотни разных оттенков розового и остановиться на наиболее эффективном, который он назвал P-618. Позже этот оттенок стал именоваться «розовым Бейкера—Миллера»

У Бейкера с Миллером получилось идеально воспроизвести описанный Шауссом оттенок, и в итоге с 1 марта 1979 года в исправительном центре Военно-морских сил США «заработала» розовая (за исключением пола, конечно) камера предварительного заключения. Эксперимент продлился 156 дней, и в отчете по его результатам было сказано:

С начала этой процедуры ... не было зафиксировано ни одного случая неуправляемого или враждебного поведения...

Новых заключенных помещали в эту камеру всего на 15 минут, эффект сохранялся в течение получаса после выхода из нее; благодаря этому сотрудники успевали в спокойном режиме оформлять документы и переводить задержанных в постоянные камеры.

Источник: Safer
Источник: Safer

На момент публикации статьи (то есть почти 6 лет) эта камера действовала, и Шаусс постоянно получал подтверждение того, что случаи проявления агрессии среди задержанных не наблюдаются.

Розовая эпопея

Шаусс сообщил, что рецензировавшие его работы коллеги провели собственное исследование, в котором приняли участие почти 1 700 человек; в рамках этого исследования выяснилось, что у более чем трети участников розовый Бейкера—Миллера подавлял аппетит!

Случилось массовое увлечение этим оттенком среди специалистов смежных и не очень сфер. Шауссу писали психиатры и стоматологи, врачи, работавшие с пожилыми людьми, и сотрудники исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников. Все они сообщали о том, что розовый Бейкера—Миллера «работает». В розовый красили гостевые раздевалки на стадионах — полагаясь на сообщения о том, что он снижает мышечную силу и подавляет возбуждение.

Поскольку дизайн всех этих экспериментов и исследований не позволял исключить ошибки, было бы неправильно считать их результаты объективными. Да и критики гипотезы о том, что розовый Бейкера—Миллера способен снижать агрессивность, постоянно демонстрировали результаты собственных экспериментов, не подтверждавшие ее. Поэтому однозначная оценка в научных кругах этому явлению еще не дана. Конечно, Шаусс инициировал дополнительные лабораторные эксперименты, но в выводах к своей статье написал, что данная тема все еще открыта для исследований.

Источник:

The Physiological Effect of Color on the Suppression of Human Aggression: Research on Baker-Miller Pink. Alexander G Schauss

***