На протяжении нескольких столетий население прибрежных районов Белого моря имело тесный контакт с жителями северных областей соседней Норвегии. Переселение на Север к Белому морю с русской стороны проходило в ХII-XV вв. из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Новгородская и верхневолжская колонизации имели свои зоны освоения — западную и восточную, хотя эту границу абсолютной считать нельзя. Западное побережье Белого моря, подразделяемое на Карельский и Поморский берег, можно предположить было заселено выходцами из новгородских земель, которые на протяжении веков сохранили элементы культуры, близкие к Балтийскому ареалу. Среди переселенцев Сумско-Кемского района, Кандалакшско-Кольского района термин «помор» является синонимом «новгородец»
С норвежской стороны первые норвежцы-колонисты появились за полярным кругом в районе города Тромсе в 600-800 гг. н. э., это были торговцы и промышленники, селились они на побережье, где торговали с местным населением — прибрежными саамами. Церковь в Тромсе была построена в середине XIII в., и ее наличие способствовало развитию национальных, административных и культурных традиций на крайнем севере Норвегии. В селении Варде, расположенном наиболее близко к русским землям, в 1307 г. была освящена церковь и при короле Хоконе V основана крепость (1270–1319) для охраны северных границ.
Историко-географическая литература и исследования ученых-историков подтверждают многовековой опыт плаваний русских в северных водах. И. П. Шаскольский на основе многочисленных шведских, норвежских и русских источников осторожно указал 1200 г. как начало плаваний русских около берегов Норвегии, дал краткий обзор контактов жителей этого района в XIII-XV вв. и поэтапно проследил путь судов московского посланника Григория Истомы в 1496 г. из устья Северной Двины в европейские страны мимо берегов Северной Европы, с упоминанием Вардегуса и других пунктов на норвежской земле.
На протяжении столетий русские с Белого моря ходили в Баренцево море на лов рыбы, моржей, ходили на Шпицберген. Это были мужественные люди, не боявшиеся шторма, стужи, многие из них не возвращались домой. Ходили они также на лов рыбы к норвежским берегам, куда косяки рыбы (треска, сельдь) по причине природных условий в большом количестве шли на нерест в поисках корма. Заходили поморы в норвежские рыболовецкие селения, строили ряд рубленых изб на пустынных берегах, но поскольку до конца ХVIII в. в северных районах Норвегии существовала монопольная торговля бергенских и копенгагенских купцов, местные власти не допусками торговые контакты между русскими и норвежскими рыбаками. К концу XVIII в. на севере Норвегии было уже значительное число рыболовецких селений, при этом экономическое состояние норвежцев было настолько катастрофическим, что датско-норвежское правительство было вынуждено отменить монополию и официально разрешить вести торговлю с поморами-рыбаками и купцами из России напрямую. Населенные пункты Варде, Тромсе, Хаммерфест получили статус городов. Торговля в них носила меновой характер — русские привозили закупленные ими в Архангельске хлебные товары и выменивали их на рыбу различного вида, в летний период, когда нельзя было долго хранить свежую рыбу, торговля проходила прямо с лодок, корма к корме. Русские сразу же солили рыбу купленной в Норвегии солью, которая была более высокого качества, чем русская, а затем везли на продажу в Россию.
Ходили поморы в Северную Норвегию с Поморского берега, Терского берега, Зимнего берега и с Мурмана, везли товары и из Архангельска.
Совершали плавания в северные районы Норвегии жители Поморья, будучи хорошо осведомленными в их географии. Поэтому закономерен вопрос — какие населенные пункты посещали поморы и каким образом они могли ориентироваться в северных водах при совершении плаваний на расстояния, достигавшие подчас более тысячи километров? Ответ на этот вопрос может дать исследование лоций «Мореходных книг», которыми, население Беломорья пользовалось, вероятно, на протяжении нескольких столетий. Рукописные книги-лоции тщательно сохранялись поморами и переходили из поколения в поколение. Эти «Мореходные книги», являвшиеся коллективным творчеством жителей края, как бы вобрали в себя весь опыт смелых поморских мореплавателей, их прекрасную осведомленность о географии Белого, Баренцева и Норвежского морей, а также о путях следования в восточном направлении от Архангельска до полуострова Канин. Среди различных географических пунктов в поморских лоциях отмечены места торговли и обмена товарами между норвежцами и поморами, что является свидетельством тесных экономических связей между Поморьем и Северной Норвегией. В настоящее время известны 9 поморских лоций, 7 из них составлены жителями побережья Карельского Поморья.
Первые две лоции опубликованы в журнале «Морской сборник» в 1866 г. Надпись на первой гласит: «Сие мореходное описание составлено вернейшим порядком по которому мореплаватели находят тоесь все опасные места и через то сберегают жизнь свою». Вторая озаглавлена так: «Наставление к путешествию по морскому тракту из волостей по Мурманскому берегу и данному владению, в подробном описании становищ и расстояний». При опубликовании третьей лоции в «Записках по гидрографии» в 1909 г. специально указано, что лоция переписывалась частями, в 1878 и в 1889 г. со старинной, очень ветхой тетрадки, писанной славянскими буквами неизвестно кем и когда. Четвертая лоция, напечатанная в норвежском журнале "Norsk Tidsskrift for Sjovesen", издана на норвежском языке, причем ее автор, норвежский профессор-славист У. Брок, опустил описание хода поморов вдоль северного побережья Кольского полуострова. Поэтому по четвертой лоции можно ознакомиться только с плаванием вдоль северного побережья Норвегии до города Тромсе. У. Брок указал, что получил лоцию от помора, который в начале XX в. обосновался в Норвегии, а текст лоции в 1904 г., будучи еще молодым человеком, переписал со старославянского на современный язык и, переехав в Норвегию, взял с собой. Пятая лоция опубликована К. П. Гемп под названием «Книга мореходная с означением мест, сколько от одного до другого расстояния и приметы становищом». Хранится она в фондах Архангельского областного краеведческого музея. По палеографическим данным этот документ датируется концом XVIII — началом XIX вв. Все эти материалы характеризуют один из важнейших для поморов путей плавания в Ледовитом океане — плавание в западном направлении, вдоль побережья Северной Норвегии.
Несмотря на то, что четыре лоции, опубликованные на русском языке, и пятая, напечатанная на норвежском языке, отличаются по стилю изложения, по назначениям и объему, обозначенные в них пути следования поморских судов, места стоянок и торговли в целом совпадают.
Еще одним документом конца XVIII — начала XIX вв., подтверждающим плавания поморов в Северную Норвегию, является ходовой журнал помора Вадаева, в котором описан ход судов с товарами из Кеми в Северную Норвегию, в район Рейновых островов. Заголовок этого журнала следующий: «Сия книга щетная морская и ходовой журнал крестьянина Вадаева».
С целью иллюстрации текста лоций приведем выдержки из всех пяти документов, выделив те места, в которых описывается начало пути у норвежских берегов и около самой северной точки Европы — Нордкапа. Для простоты изложения обозначим лоции следующим образом: лоция «а»— опубликованная в № 3 «Морского сборника» за 1866 г.; лоция «б» — в № 7 «Морского сборника» за тот же год, лоция «в» — в «Записках по гидрографии»; лоция «г» — в "Norsk Tidskrift for Sjovesen"; лоция «д» — опубликованная К. П. Гемп. Лоция «а» — От Вайдогубы через губу к Варгаеву правобережника на стрик верст 60, а в губу видно высокие горы, то есть Волчьи вораки не дошед Варгаевских островов на левой руке волок, то ест Бирка, Варгаевских три острова: на бережней город и жилье, а в другие Маерский и Козий называется. Лоция «б» — не дошед Варгаевских островов на левой руке наволок, то есть Бирка, от того наволок острова Варгаевсие, между ними салма проходная. Лоция «в» — Три Варгаевских острова, справа покажется Бирочный, а острова после, салма проходная чиста, стоят недошед крепости прямо амбара и под матерой стоят под островами, а в становище идти прямо в губу, чисто к жительству Бирка, оно левее Бирочного. Лоция «г» — Становище 1. Варгаевские острова. На острове у берега город и жилье, другие в море называются Маерский и Козий. Стоят в салме, у материка есть небольшой остров, под которым стоят, когда идут с немецкого конца. Лоция «д»— Варгаевские три острова. Право покажетце Бирочный, в острова после салма проходная чиста; стоят недошед крепости, прям амбара. И под матерой стоят под островком, а в становище ити прямо в губу чисто к жительству. Далее приведем отрывок из лоции, где описывается условия плавания у Нордкапа. Лоция «а» — С немецкого конца от Мосина наволок матерой о которой зайдти в Гребени, называется Старовер, о самой тот надо идтить и прямо на жило на амбары, которы видны и весьма опасно, потому левее недалеко остров, не доходя его подводная корга и направе недоходя островка то же, и на купоги все видно: остров весьма, и везде на салмах все чисты. Лоция «б» — От Кендрога к Нордкапу по прави запада на стрик. От Нордкапа до Щапа в запад. От Щапа на Сосен полеве шелоника на стрик, а меж Мосен и Пелымень до Гавусина поправи шелоника на стрик. Лоция «в» — Норовежский Есвер. Заходить от Елмис левее луд идти к луду ближе, от второй луды на середине есть баклыш на куйпоге отплясывает, ходит по обе стороны. На левой руке от большой луды на ходу отмелина сажен до 30, идти от этого наволока леве, а потом к анбару в губу. Лоция «д» — Гребени, по норски Есвер. Заходить от Елмиса леве луд, ити от луды ближе; от второй луды есть на середине баклыш, на купоги спляскивает, ходит по обе стороны. На левой руки от большой луды есть на ходу отметина сажен на 30, на куйпоги сплясывает, то от того наволока ити леве, а потому к анбару в губу, а над кухманской губой есть два баклыша, на куйпоги спляскивают. а на салмы стоят под Кукшином, З голомени ити от Штапов – слеву сторону влеви будет изба, в ней стоять по случаю можно, том бут и другая, и в той стоять хорошо; продеш сказанные губы – ити в салму чисто, стоять под Кукшином.
В опубликованной в Норвегии лоции «г» дано перечисление русских становищ вдоль северного побережья до Нордкапа, а подробного описания хода около северной точки Европы нет. В журнале крестьянина Вадаева, в отрывке, где описан ход вдоль норвежского берега, читаем: «29 июля. Ветром обедником шли от Кильдина, ветров довольно. От Кильдина пошли ветром шалоником, шли от Чит Наволока. Стихло. И пахнуло на ночь ветер веток, тем ветром шли до Варгаева. От города Архангельска расстояние до Варгаева морем 1060 верст. От Варгаева пошли августа 6 дня обедником, шли мимо Хлебы и божьим изволением ветер велик нечаянно пахнул в паруса с гор высоких и лодейным бортом через панцырь воды подчерпнуло, и люки сняло! и треть воды попало, и в нужды великой находились, однако бог спас, и дошли тем ветром 9 августа на Кильвик. От Кильвика ветер пахнул в сток, и прошли до Гаусина, ветра было ровно. Стояли в Гаусине 2 дни. 13 августа. Прошли в Рейнскую губу торговать. Стояли в ней 18 дней. 1 сентября прошли в губу в Рейновы острова. Стояли 5 дней. От Варгаева морем расстояние 607 верст до Рейновых островов. Итого от Архангельска до Рейновых расстояние 1667 верст»
Вывод: отрывки из поморских документов свидетельствуют о том, что плавание поморов в Северную Норвегию было делом привычным. Поморы хорошо знали прибрежные норвежские воды, а их торговые контакты с норвежцами носили устойчивый характер.
Подпишитесь на канал